1. Смысл названия и эпиграфа. Как связан эпиграф с концепцией романа? Когда автор вновь обращается к этому высказыванию из Евангелия? Почему?
2. Как построено произведение? Как соотносятся в произведении позиции и судьбы братьев? Полифонизм романа. Объясните, в чем состоит обобщающий и моделирующий характер сюжета.
3. Проанализируйте главы «Бунт» и «Великий инквизитор». Восстановите ход рассуждений Ивана. В чем порочность его блестящей логики и главного вывода? Как связаны рассуждения Ивана с поэмой о великом Инквизиторе? Объясните суть концепции Инквизитора, его спора с Христом о мироустройстве и природе человека. Как переосмысляется Достоевским известный новозаветный сюжет? Поэма «Великий инквизитор» как «глубочайшее исследование метафизического смысла свободы и власти», вершина творчества Достоевского, «увенчание его религиозной философии» (см. работы К. Мочульского, Н. Бердяева, В. Розанова).
4. Книга «Русский инок» и ее значение в художественном целом романа. Как соотносятся главы «Бунт» и Великий инквизитор» с «Русским иноком»? Как построена книга? Раскройте содержание и смысл проповедей Зосимы. Чем они полемичны по отношению к позиции Ивана? Присутствуют ли в них понятия «тайны», «чуда», «авторитета», каким смыслом наполняются? Образно-символическое содержание книги. Смысл противопоставления Зосимы и Ферапонта.
5.Книга «Алеша». Кульминационное значение глав «Луковка», «Кана Галилейская». Смысл использования евангельского сюжета в «Кане». Как построена глава? Значение внутренних монологов, пейзажа, символического сна. Связь этой главы с эпилогом. Значение эпилога.
6.Как реализуется в романе мысль Зосимы о «метафизической вине» всех братьев?
Список литературы
Евангелие от Матфея. Гл. 4. Ст. 1-11 (Мф. 4, /-//).
Евангелие от Иоанна. Гл. 2. Ст. 1-11, 20-28 (Ин. 2,1-11, 20-28).
См. также литературу к теме 13.
Тема 14. Концепция полифонического романа Ф. М. Достоевского
(по книге М. М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского»)
1. Понятие полифонического романа. Его противоположность роману монологическому.
2. Структура характера героя в полифоническом романе Достоевского.
3. Герой и позиция автора по отношению к герою в творчестве Достоевского.
4. Культурно-литературные источники полифонического романа.
5. Специфика повествования в полифоническом романе.
6. Своеобразие монолога и диалога в произведениях Достоевского с точки зрения Бахтина.
7. Современные проблемы «бахтиноведения».
Список литературы
Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского (любое издание).
Бахтин в зеркале критики. М., 1995.
Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1994. № 1, 3. Ответы на анкету о книге Бахтина.
Панков А. Разгадка Бахтина. М., 1995.
Тема 15. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир»
(Тема рассчитана на 2 практических занятия)
1. Творческая история романа «Война и мир». Способы использования Л. Толстым исторических документов и мемуаров.
2. Проблема историзма романа. В чем своеобразие произведения Л. Н. Толстого как исторического романа? Как входят война и история в быт и нравы людей? (Показать на анализе первых четырех глав первой части).
3. Философия истории Л. Н. Толстого. Представления Толстого о движущих факторах истории, о человеке как субъекте исторического процесса. С какого момента герои романа выступают как активные участники исторических событий? Как отразился толстовский взгляд на историю в оценке личности Наполеона и личности Кутузова?
4. Взгляд Толстого на причины и характер военной кампании 1805–1807 годов и Отечественной войны 1812 года.
5. Толстовские принципы изображения человека на войне. Особенности толстовского патриотизма. Способы изображения батальных сцен. Смысл названия романа «Война и мир». Главенствующие идеи романа.
6. «Мысль семейная» в романе «Война и мир». Взгляд Толстого на брак и семью Параллели «безлюбовных» и «любовных» семей. Что соединяет людей в семьях Ростовых и Болконских? Какие традиции позволяют лучшим дворянским семьям быть передовой силой общества и чувствовать связь с народом?
7. Проблемы любви в романс. Толстовская этика любви. Любовь как испытание личности. Причины счастья и несчастья любви в трактовке Толстого.
8. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухого. Особенности духовной эволюции главных героев Л. Толстого. Сходство и различие в поведении у Пьера и князя Андрея. Сопоставление стихийности и сознательности в героях романа. Андрей Болконский и Пьер Безухов как типичные личности
9. Итоги и противоречия героев и автора в финале романа. Смысл и характер религиозных верований князя Андрея перед смертью.
10. Проблема «человек и природа» в романе «Война и мир». Как входит природа в сознание героев романа? Значение сцены охоты. Особенности толстовского пейзажа.
11. Психологический анализ в романе «Война и мир». Характеры героев и «диалектика души». Чем вызван интерес писателя к «микроэлементам» внутреннего мира человека?
12.Своеобразие внутреннего монолога у Толстого. Способы косвенной характеристики героев.
13.Проблемы жанра «Войны и мир». Концепция романа-эпопеи.
Список литературы
Бочаров С. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» (любое издание).
Он же. Л. Толстой и новое понимание человека // Список литературы и новый человек. М., 1977. Бурсов Б. Толстой и русский роман. М., 1958 (гл. 4).
Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой: Художественно-этические искания. Л., 1981. Гл.2.
Громов П. О стиле Л. Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977.
Камянов В. Поэтический мир эпоса. М., 1978.
Зайденшнур Э. В. «Война и мир» Л. Н. Толстого: Создание великой книги. М., 1966.
Купреянова Е. Н. «Война и мир» Льва Толстого // История русского романа. Л., 1964. Т. 2. Курляндская Г. Б. Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский. Тула, 1986.
Сабуров А. В. «Война и мир» Толстого: Проблематика и поэтика. М., 1959.
Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Толстого в 1860–1870-е годы. Саратов, 1974.