Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 13а. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»



1. Смысл названия и эпиграфа. Как связан эпиграф с концепцией романа? Когда автор вновь обращается к этому высказыванию из Евангелия? Почему?

2. Как построено произведение? Как соотносятся в произведении позиции и судьбы братьев? Полифонизм романа. Объясните, в чем состоит обобщающий и моделирующий характер сюжета.

3. Проанализируйте главы «Бунт» и «Великий инквизитор». Восстановите ход рассуждений Ивана. В чем порочность его блестящей логики и главного вывода? Как связаны рассуждения Ивана с поэмой о великом Инквизиторе? Объясните суть концепции Инквизитора, его спора с Христом о мироустройстве и природе человека. Как переосмысляется Достоевским известный новозаветный сюжет? Поэма «Великий инквизитор» как «глубочайшее исследование метафизического смысла свободы и власти», вершина творчества Достоевского, «увенчание его религиозной философии» (см. работы К. Мочульского, Н. Бердяева, В. Розанова).

4. Книга «Русский инок» и ее значение в художественном целом романа. Как соотносятся главы «Бунт» и Великий инквизитор» с «Русским иноком»? Как построена книга? Раскройте содержание и смысл проповедей Зосимы. Чем они полемичны по отношению к позиции Ивана? Присутствуют ли в них понятия «тайны», «чуда», «авторитета», каким смыслом наполняются? Образно-символическое содержание книги. Смысл противопоставления Зосимы и Ферапонта.

5.Книга «Алеша». Кульминационное значение глав «Луковка», «Кана Галилейская». Смысл использования евангельского сюжета в «Кане». Как построена глава? Значение внутренних монологов, пейзажа, символического сна. Связь этой главы с эпилогом. Значение эпилога.

6.Как реализуется в романе мысль Зосимы о «метафизической вине» всех братьев?

Список литературы

Евангелие от Матфея. Гл. 4. Ст. 1-11 (Мф. 4, /-//).

Евангелие от Иоанна. Гл. 2. Ст. 1-11, 20-28 (Ин. 2,1-11, 20-28).

См. также литературу к теме 13.

Тема 14. Концепция полифонического романа Ф. М. Достоевского

(по книге М. М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского»)

1. Понятие полифонического романа. Его противоположность роману монологическому.

2. Структура характера героя в полифоническом романе Достоевского.

3. Герой и позиция автора по отношению к герою в творчестве Достоевского.

4. Культурно-литературные источники полифонического романа.

5. Специфика повествования в полифоническом романе.

6. Своеобразие монолога и диалога в произведениях Достоевского с точки зрения Бахтина.

7. Современные проблемы «бахтиноведения».

Список литературы

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского (любое издание).

Бахтин в зеркале критики. М., 1995.

Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1994. № 1, 3. Ответы на анкету о книге Бахтина.

Панков А. Разгадка Бахтина. М., 1995.

 

 

Тема 15. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир»

(Тема рассчитана на 2 практических занятия)

1. Творческая история романа «Война и мир». Способы использования Л. Толстым исторических документов и мемуаров.

2. Проблема историзма романа. В чем своеобразие произведения Л. Н. Толстого как исторического романа? Как входят война и история в быт и нравы людей? (Показать на анализе первых четырех глав первой части).

3. Философия истории Л. Н. Толстого. Представления Толстого о движущих факторах истории, о человеке как субъекте исторического процесса. С какого момента герои романа выступают как активные участники исторических событий? Как отразился толстовский взгляд на историю в оценке личности Наполеона и личности Кутузова?

4. Взгляд Толстого на причины и характер военной кампании 1805–1807 годов и Отечественной войны 1812 года.

5. Толстовские принципы изображения человека на войне. Особенности толстовского патриотизма. Способы изображения батальных сцен. Смысл названия романа «Война и мир». Главенствующие идеи романа.

6. «Мысль семейная» в романе «Война и мир». Взгляд Толстого
на брак и семью Параллели «безлюбовных» и «любовных» семей. Что соединяет людей в семьях Ростовых и Болконских? Какие традиции позволяют лучшим дворянским семьям быть передовой силой общества и чувствовать связь с народом?

7. Проблемы любви в романс. Толстовская этика любви. Любовь как испытание личности. Причины счастья и несчастья любви в трактовке Толстого.

8. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухого. Особенности духовной эволюции главных героев Л. Толстого. Сходство и различие в поведении у Пьера и князя Андрея. Сопоставление стихийности и сознательности в героях романа. Андрей Болконский и Пьер Безухов как типичные личности

9. Итоги и противоречия героев и автора в финале романа. Смысл и характер религиозных верований князя Андрея перед смертью.

10. Проблема «человек и природа» в романе «Война и мир». Как входит природа в сознание героев романа? Значение сцены охоты. Особенности толстовского пейзажа.

11. Психологический анализ в романе «Война и мир». Характеры героев и «диалектика души». Чем вызван интерес писателя к «микроэлементам» внутреннего мира человека?

12.Своеобразие внутреннего монолога у Толстого. Способы косвенной характеристики героев.

13.Проблемы жанра «Войны и мир». Концепция романа-эпопеи.

Список литературы

Бочаров С. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» (любое издание).

Он же. Л. Толстой и новое понимание человека // Список литературы и новый человек. М., 1977. Бурсов Б. Толстой и русский роман. М., 1958 (гл. 4).

Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой: Художественно-этические искания. Л., 1981. Гл.2.

Громов П. О стиле Л. Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977.

Камянов В. Поэтический мир эпоса. М., 1978.

Зайденшнур Э. В. «Война и мир» Л. Н. Толстого: Создание великой книги. М., 1966.

Купреянова Е. Н. «Война и мир» Льва Толстого // История русского романа. Л., 1964. Т. 2. Курляндская Г. Б. Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский. Тула, 1986.

Сабуров А. В. «Война и мир» Толстого: Проблематика и поэтика. М., 1959.

Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Толстого в 1860–1870-е годы. Саратов, 1974.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.