Начало нового и очень быстрого расширения этнографической информации относится к эпохе «великих географических открытий» (с середины XV в.), когда в самой общественно-политической жизни европейских государств начался новый поворот. Это была эпоха «первоначального капиталистического накопления», зарождения буржуазного способа производства, роста городов, расширения торговых связей, появления первых мануфактур. Поиски и захваты новых заморских земель, плавания смелых мореходов, пиратов и купцов, образование обширных колониальных империй (Испания и Португалия, позже Нидерланды, затем, Франция и Англия) — все это повело к быстрому и огромному расширению кругозора европейцев.
Самое же важное то, что эти фактические сообщения падали на умственную почву, уже подготовленную общим культурным развитием, — ведь XVIII столетие было «веком Просвещения». Они поэтому не оставались мертвым грузом, а осмыслялись, обобщались и служили фактическим подкреплением для исторических и философских концепций, которыми так богато было это столетие.
Оживилась идея географического детерминизма, известная еще с античного времени: человек, народы, обычаи — продукты воздействия окружающей природной среды (Монтескье). Широко распространилась теория «благородного дикаря», живущего по простым законам природы (Руссо, Дидро и др.). Разработана была схема общеисторических стадий культурного развития (Тюрго, Вольтер, Фергюссон, Кондорсе) — стадий, представленных различными живыми народами. Сделана была даже попытка сочетать эти общечеловеческие стадии развития с идеей национального своеобразия каждого конкретного народа, высокой ценности каждой отдельной национальной культуры (Гердер).
Мифологическая школа.
Послереволюционная эпоха, годы реставрации, укрепление буржуазных порядков — первая половина XIX в. — ознаменовались появлением новых интересов и новых точек зрения в науке. На почве широко развернувшихся в странах Европы национально-освободительных движений зародился интерес к прошлому своей страны, к самобытному творчеству народа. Отсюда родиноведение, собирание и публикация памятников поэтического народного творчества, особенно в славянских и немецких землях («Volkskunde»). Сложившееся тогда же сравнительное индоевропейское языкознание дало новую пищу народоведческому интересу: на почве сравнительной филологии индоевропейских языков сложилась романтическая — романтизм был тогда вообще в моде — «мифологическая» школа, объяснявшая все народные верования, предания, сказки, обряды, обычаи из древнейшего, якобы «мифологического мировоззрения» (Гримм, Кун, Шварц, Макс Мюллер, де Губернатис, Афанасьев, Буслаев и др).
БратьяВильгельм и Якоб Гримм стремились не только внести вклад в. историю поэзии и мифологии, но и создать книгу, которая имела бы благодаря истинно поэтическому содержанию воспитательное значение. Предисловие к книге демонстрирует широту научных взглядов братьев Гримм. В нем подчеркивается сходство сказок разных народов, которое объясняется общими для всех народов идеями, лежащими в их основе. Говоря о независимом происхождении сходных мотивов у разных народов, авторы не исключают возможности заимствования некоторых из них. Общим ценным признаком сказок у всех народов братья Гримм считают их мифологическую основу, благодаря которой они не являются «ни в коем случае лишь пестрой игрой бессодержательной фантазии».
Основные особенности собрания сказок братьев Гримм, принцип отбора, целенаправленность комментариев и предисловия очень близки и определяются методологией и принципами одной научной школы, к которой принадлежали составители,— мифологической, сыгравшей и в истории русской филологии XIX в. огромную роль.
Мифологическая школа уже давно изжила себя. Нет необходимости еще раз говорить о ее недостатках, это делалось на протяжении столетия с различных позиций не один раз, и в настоящее время они ясны всем. Однако широта научных интересов ее основателей — братьев Якоба и Вильгельма Гримм, их замечательная собирательская деятельность и введение в научный оборот огромного фактического материала, их проницательность при формулировании теоретических проблем языка, мифологии и фольклора определили их значение для мировой, в том числе и для русской науки. Такие книги, как «Немецкая мифология» (1835 г.) и «История немецкого языка» (1848 г.), вошли в основной фонд филологии, однако прежде всего это относится к «Детским и семейным сказкам» (1812—1814 гг.), преодолевшим географические, этнические, государственные и социальные границы и ставшим в полном смысле слова достоянием мировой Культуры.
Работы братьев Гримм, как и М.Мюллера, А.Куна, В.Шварца и других ученых того же направления, способствовали возникновению и развитию мифологической школы в России, они. были высоко оценены русскими исследователями, прежде всего такими блестящими представителями этой школы, как Ф.И.Буслаев и А.Н.Афанасьев.
Особую роль в этом отношении сыграла «Немецкая мифология» Якоба Гримма, к которой Афанасьев неоднократно обращался при создании своего капитального трехтомного исследования «Поэтические воззрения славян на природу», издававшегося в 1866—1869 гг.
Цель трудов Гримма была: проанализировать древние религиозные представления народа, исследовать старую национальную мифологию.. Для работы Гриммов, характерна тесная связь между изучением народно-поэтического творчества, мифологии и языка. Обращаясь к изначальному смыслу слова и исходя из его главного значения, они связывают мифологические представления с явлениями природы. Якобом Гриммом сформулированны основные положения, касающиеся сказки, согласно которым в ней содержатся последние чудесные отзвуки древнейших мифов; ибо, как он считает, сказания о богах с течением времени превратились в народные предания, сказки, обряды, пословицы и т. п.
Концепция Я. Гримма, изложена в «Немецкой мифологии». Касаясь дальнейшей судьбы мифов, изменений, которым они подвергались в своем историческом развитии, Гримм подчеркивает следующие моменты: раздробление мифических сказаний; «переселение» мифов на землю: их связь с определенным местом и с определенными историческими событиями; моральное (этическое) мотивирование мифических сказаний.