Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Этнография в новое время



Начало нового и очень быстрого расширения этнографической информации относится к эпохе «великих географических открытий» (с середины XV в.), когда в самой общественно-политической жизни европейских государств начался новый поворот. Это была эпоха «первоначального капиталистического накопления», зарождения буржуазного способа производства, роста городов, расширения торговых связей, появления первых мануфактур. Поиски и захваты новых заморских земель, плавания смелых мореходов, пиратов и купцов, образование обширных колониальных империй (Испания и Португалия, позже Нидерланды, затем, Франция и Англия) — все это повело к быстрому и огромному расширению кругозора европейцев.

Самое же важное то, что эти фактические сообщения падали на умственную почву, уже подготовленную общим культурным развитием, — ведь XVIII столетие было «веком Просвещения». Они поэтому не оставались мертвым грузом, а осмыслялись, обобщались и служили фактическим подкреплением для исторических и философских концепций, которыми так богато было это столетие.

Оживилась идея географического детерминизма, известная еще с античного времени: человек, народы, обычаи — продукты воздействия окружающей природной среды (Монтескье). Широко распространилась теория «благородного дикаря», живущего по простым законам природы (Руссо, Дидро и др.). Разработана была схема общеисторических стадий культурного развития (Тюрго, Вольтер, Фергюссон, Кондорсе) — стадий, представленных различными живыми народами. Сделана была даже попытка сочетать эти общечеловеческие стадии развития с идеей национального своеобразия каждого конкретного народа, высокой ценности каждой отдельной национальной культуры (Гердер).

Мифологическая школа.

Послереволюционная эпоха, годы реставрации, укрепление буржуазных порядков — первая половина XIX в. — ознаменовались появлением новых интересов и новых точек зрения в науке. На почве широко развернувшихся в странах Европы национально-освободительных движений зародился интерес к прошлому своей страны, к самобытному творчеству народа. Отсюда родиноведение, собирание и публикация памятников поэтического народного творчества, особенно в славянских и немецких землях («Volkskunde»). Сложившееся тогда же сравнительное индоевропейское языкознание дало новую пищу народоведческому интересу: на почве сравнительной филологии индоевропейских языков сложилась романтическая — романтизм был тогда вообще в моде — «мифологическая» школа, объяснявшая все народные верования, предания, сказки, обряды, обычаи из древнейшего, якобы «мифологического мировоззрения» (Гримм, Кун, Шварц, Макс Мюллер, де Губернатис, Афанасьев, Буслаев и др).

БратьяВильгельм и Якоб Гримм стремились не только внести вклад в. историю поэзии и мифологии, но и создать книгу, которая имела бы благодаря истинно поэтическому содержанию воспитательное значение. Предисловие к книге демонстрирует широту научных взглядов братьев Гримм. В нем подчеркивается сходство сказок разных народов, которое объясняется общими для всех народов идеями, лежащими в их основе. Говоря о независимом происхождении сходных мотивов у разных народов, авторы не исключают возможности заимствования некоторых из них. Общим ценным признаком сказок у всех народов братья Гримм считают их мифологическую основу, благодаря которой они не являются «ни в коем случае лишь пестрой игрой бессодержательной фантазии».

Основные особенности собрания сказок братьев Гримм, принцип отбора, целенаправленность комментариев и предисловия очень близки и определяются методологией и принципами одной научной школы, к которой принадлежали составители,— мифологической, сыгравшей и в истории русской филологии XIX в. огромную роль.

Мифологическая школа уже давно изжила себя. Нет необходимости еще раз говорить о ее недостатках, это делалось на протяжении столетия с различных позиций не один раз, и в настоящее время они ясны всем. Однако широта научных интересов ее основателей — братьев Якоба и Вильгельма Гримм, их замечательная собирательская деятельность и введение в научный оборот огромного фактического материала, их проницательность при формулировании теоретических проблем языка, мифологии и фольклора определили их значение для мировой, в том числе и для русской науки. Такие книги, как «Немецкая мифология» (1835 г.) и «История немецкого языка» (1848 г.), вошли в основной фонд филологии, однако прежде всего это относится к «Детским и семейным сказкам» (1812—1814 гг.), преодолевшим географические, этнические, государственные и социальные границы и ставшим в полном смысле слова достоянием мировой Культуры.

Работы братьев Гримм, как и М.Мюллера, А.Куна, В.Шварца и других ученых того же направления, способствовали возникновению и развитию мифологической школы в России, они. были высоко оценены русскими исследователями, прежде всего такими блестящими представителями этой школы, как Ф.И.Буслаев и А.Н.Афанасьев.

Особую роль в этом отношении сыграла «Немецкая мифология» Якоба Гримма, к которой Афанасьев неоднократно обращался при создании своего капитального трехтомного исследования «Поэтические воззрения славян на природу», издававшегося в 1866—1869 гг.

Цель трудов Гримма была: проанализировать древние религиозные представления народа, исследовать старую национальную мифологию.. Для работы Гриммов, характерна тесная связь между изучением народно-поэтического творчества, мифологии и языка. Обращаясь к изначальному смыслу слова и исходя из его главного значения, они связывают мифологические представления с явлениями природы. Якобом Гриммом сформулированны основные положения, касающиеся сказки, согласно которым в ней содержатся последние чудесные отзвуки древнейших мифов; ибо, как он считает, сказания о богах с течением времени превратились в народные предания, сказки, обряды, пословицы и т. п.

Концепция Я. Гримма, изложена в «Немецкой мифологии». Касаясь дальнейшей судьбы мифов, изменений, которым они подвергались в своем историческом развитии, Гримм подчеркивает следующие моменты: раздробление мифических сказаний; «переселение» мифов на землю: их связь с определенным местом и с определенными историческими событиями; моральное (этическое) мотивирование мифических сказаний.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.