Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ИНТЕРНЕТ: Россия - на втором месте в мире по киберпреступлениям



В 2010 году Россия заняла второе место в мире по количеству кибератак, осуществленных с ее территории, сообщили РИА Новости представители антивирусной компании «Лаборатория Касперского».

По данным исследования компании, опубликованного сегодня, за год количество атак с территории России выросло в шесть раз и составило 15,1% от мирового показателя (2,6% в 2009 году). Первое место в рейтинге заняли США, с территории которых в 2010 году было произведено 26% кибератак (7% в 2008 году и 19% в 2009-м). В 2009 году лидером рейтинга был Китай – компьютеры на территории Поднебесной хранили более 52% всех обнаруженных в интернете вредоносных программ.

«Однако в 2010 году власти КНР убрали из локального киберпространства многие вредоносные хостинги, а также ужесточили правила регистрации доменов в зоне .cn. В итоге Китай (13,1% от всех веб-атак) перестал быть главным источником интернет-угроз», - сообщается в исследовании.

За 2010 год на компьютерах, входящих в Kaspersky Security Network (объединяет компьютеры пользователей продуктов «Лаборатории Касперского» с целью, в частности, глобального мониторинга киберугроз), зарегистрированы более 1,3 миллиарда попыток заражения и блокированы более 1,5 миллиона вредоносных программ.

Среди стран, пользователей которых чаще других атаковали через браузер (такой вид атак предполагает использование известных уязвимостей браузеров и иного общесистемного ПО), лидером оказался Ирак – в отношении 61,8% пользователей продуктов «Лаборатории Касперского» из этой страны предпринимались попытки кибернападений. Для России этот показатель равен 53,7%, для США - 46,1%. Самыми «спокойными» в плане интернет-атак в 2010 году оказались Германия, Япония, Люксембург, Австрия и Норвегия. Риск нападения на пользователей продуктов «Лаборатории» в этих странах варьируется от 19% до 20,8%.

Лидерами «популярности» среди зловредных программ по версии «Лаборатории Касперского» в 2010 году стали, в частности, черви Kido и Palevo, а также вирус Sality.

Преобладающим способом нападения на компьютеры пользователей стали атаки через браузер – было зафиксировано около 600 миллионов таких инцидентов (около 74 миллионов в 2009 году). Рост числа подобных атак почти на порядок специалисты «Лаборатории» связывают с широким распространением наборов программ, использующих уязвимости в легальном программном обеспечении и позволяющих незаметно загружать вредоносное программное обеспечение на компьютер пользователя.

Сколько и как "зарабатывают киберпреступники

Опираясь на информацию о количестве и характере кибернападений на территории России, эксперты компании подсчитали, что в среднем за год злоумышленники могут заработать на рядовом пользователе до 500 долларов.

Этот показатель рассчитан на основе информации о расценках киберпреступников на услуги по избавлению жертвы нападения от доставленных ими же проблем. Так, отсылка SMS в обмен на код разблокировки данных на зараженном компьютере обходится пострадавшему в сумму от 20 до 45 долларов. Около 10-20 долларов теряет пользователь Skype, у которого украли аккаунт (по статистике, именно 10-20 долларов кладет на счет средний пользователь Skype). Еще 5 долларов злоумышленники могли заработать на продаже Skype-аккаунта. За участие в мошеннических онлайн-лотереях среднестатистический пользователь платит жуликам около 30 долларов в год. Лжеантивирусы в 2010 году обходились доверчивым людям дороже – примерно в 50 долларов. Самой дорогой «услугой» преступников стало восстановление данных, зашифрованных троянской программой GpCode – это обходилось пострадавшим в 100 долларов.

По данным «Лаборатории Касперского», похищенное отсканированное изображение паспорта пользователя (многие хранят его на компьютере) на черном рынке приносит нелегальным торговцам около 25 долларов. Информация о кредитной карте стоит около 10 долларов, пара логин-пароль в социальной сети – 5 долларов, доступ к почтовому ящику – 20 долларов. Самым дорогим виртуальным имуществом пользователя оказался «прокачанный» до высокого уровня аккаунт в популярной онлайн-игре World Of Warcraft. За такой товар скупщики краденого выручают 150–160 долларов, сообщают специалисты «Лаборатории».

 

Что ждать в 2011 году

«Лаборатория Касперского» прогнозирует, прежде всего, значительные изменения целей кибернападений и появление новых участников преступных сообществ. Пример вируса Stuxnet (лето 2010 года), нацеленного на промышленные объекты, продемонстрировал новое направление развития преступности в Сети. В компании не исключают, что нападения, подобные нападению вируса Stuxnet, будут использованы спецслужбами и компаниями.

В качестве другой тенденции, которая получит развитие в 2011 году, антивирусные специалисты называют расширение целей злоумышленников: если раньше действия хакеров в основном были направлены на извлечение денежной прибыли (кредитные карты, SMS-платежи, торговля уязвимостями и т.д.), то теперь хакеры будут заинтересованы в краже и дальнейшем использовании любой информации.

Прямые атаки на домашних пользователей будут серьезно потеснены организованными атаками на корпорации – поскольку данные компаний стоят дороже. Атакам подвергнутся пользователи социальных сетей, а на мобильном рынке – владельцы устройств на быстро набирающей популярность платформе Android. Первые угрозы для Android (вредоносные программы, рассылающие SMS на платные короткие номера) появились именно в 2010 году.

Однако, несмотря на появление новых методов атак и направлений преступной деятельности, основным методом получения нелегальных доходов злоумышленниками в 2011 году останется кража учетных записей систем онлайн-банкинга, рассылка спама и организация DDoS-атак.

Результаты исследования «Лаборатории Касперского» опираются на репрезентативную статистику: по данным IDC, в 2009 году компании принадлежало 5,8% глобального рынка антивирусных решений.


8. ИТ-ликбез. Высокотехнологичные преступления в Уголовном кодексе

В прошлом, 2009 году в Беларуси было выявлено на треть больше преступлений в сфере высоких технологий, чем годом ранее. А информация о новых громких, курьезных и не очень делах появляется постоянно. Многие из этих преступлений – вполне осознанные, например, доминирующие в списке "хищения путем использования компьютерной техники" (кражи из банкоматов). Но многие белорусы совершенно не в курсе, что, например, виртуальное оскорбление кого-то на форуме или "назло" замененный пароль на сайте может стать причиной возбуждения вполне реального уголовного дела.

Не заблуждайтесь относительно безнаказанности интернета: всякое противоправное действие может (и, рано или поздно, будет) наказано в соответствии с законом. Всеобщая анонимность и свобода интернета – вещи обманчивые. Простых пользователей отследить достаточно просто, да и при использовании специальных средств полной анонимности не гарантируется.

Поэтому, прежде чем заниматься в Сети чем-нибудь нехорошим, подумайте о последствиях.

А они в Беларуси, между прочим, нешуточные.

Клевета и оскорбления

Всё чаще и чаще фигирует в новостных сводках "клевета в интернете" – по сути, сообщения на форумах. Казалось бы, безобидные реплики на досках объявлений или в соцсетях не могут повлечь за собой серьезной ответственности. Ан нет, за всё сказанное, при должном желании обиженного, придется отвечать. И не важно, сказано это в Сети, или прислано кому-то заказным письмом.

Если клевета может быть подана в достаточно корректной форме, то оскорбление – сами понимаете. И за оба этих деяния предусмотрена (пусть не сразу) уголовная ответственность.

Статья 188 Уголовного кодекса Республики Беларусь. "Клевета": распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений (клевета), совершенное в течение года после наложения мер административного взыскания за клевету или оскорбление, – наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет.

Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо соединенная с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, – наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет.

Статья 189 УК РБ. "Оскорбление": умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме (оскорбление), совершенное в течение года после наложения мер административного взыскания за оскорбление или клевету, наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или ограничением свободы на срок до двух лет.

Оскорбление, нанесенное в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, – наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет.

Хищение и нанесение ущерба без признаков хищения

Впрочем, как бы то ни было, наказания за клевету и оскорбления еще достаточно мягкие по сравнению с наказаниями за "компьютерные" преступления. Например, самое "популярное" в Беларуси подобное преступление – хищение денег из банкоматов.

Статья 212 УК РБ. "Хищение путем использования компьютерной техники": наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

В крупном размере – наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

В особо крупном размере либо организованной группой – наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Статья 216 УК РБ. "Причинение имущественного ущерба без признаков хищения": причинение ущерба в значительном размере посредством извлечения имущественных выгод в результате обмана, злоупотребления доверием или путем модификации компьютерной информации при отсутствии признаков хищения – наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Совершенное группой лиц по предварительному сговору либо в крупном размере – наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

Неправомерный доступ, модификация и уничтожение информации

За несанкционированный доступ или, того хуже, несанкционированную модификацию информации можно угодить за решетку на семь лет.

Статья 349 УК РБ. "Несанкционированный доступ к компьютерной информации": несанкционированный доступ к компьютерной информации наказывается штрафом или арестом на срок от трех до шести месяцев, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до семи лет.

Статья 350 УК РБ. "Модификация компьютерной информации": изменение информации, хранящейся в компьютерной системе, сети или на машинных носителях, либо внесение заведомо ложной информации, причинившие существенный вред, при отсутствии признаков преступления против собственности (модификация компьютерной информации) – наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы до семи лет.

Одна из самых суровых статей – компьютерный саботаж, за который предусмотрена ответственность вплоть до 10 лет лишения свободы. Не так давно саботажем назвали действия жителя Гомеля, промышлявшего установкой нелицензионных копий бухгалтерских программ.

Статья 351 УК РБ. "Компьютерный саботаж": компьютерный саботаж (умышленные уничтожение, блокирование, приведение в непригодное состояние компьютерной информации или программы, либо вывод из строя компьютерного оборудования, либо разрушение компьютерной системы, сети или машинного носителя) – наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от одного года до десяти лет.

Статья 352 УК РБ. "Неправомерное завладение компьютерной информацией": несанкционированное копирование либо иное неправомерное завладение информацией, либо перехват информации, повлекшие причинение существенного вреда, – наказываются общественными работами, или штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.

Статья 353 УК РБ. "Изготовление либо сбыт специальных средств для получения неправомерного доступа к компьютерной системе или сети ": изготовление либо сбыт специальных средств для получения неправомерного доступа к компьютерной системе или сети – наказываются штрафом, или арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет.

Написали вирус? Воспользовались сомнительной программой для взлома чего-либо? Будьте готовы ответить:

Статья 354 УК РБ. "Разработка, использование либо распространение вредоносных программ": разработка, использование либо распространение вредоносных программ – наказываются штрафом, или арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до десяти лет.

Статья 355 УК РБ. "Нарушение правил эксплуатации компьютерной системы или сети": умышленное нарушение правил эксплуатации компьютерной системы или сети лицом, имеющим доступ к этой системе или сети, повлекшее по неосторожности уничтожение, блокирование, модификацию компьютерной информации, нарушение работы компьютерного оборудования либо причинение иного существенного вреда, – наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.


10. КОНЦЕПЦИЯ
национальной безопасности Республики Беларусь

РАЗДЕЛ I
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Концепция закрепляет совокупность официальных взглядов на сущность и содержание деятельности Республики Беларусь по обеспечению баланса интересов личности, общества, государства и их защите от внутренних и внешних угроз.

2. Являясь базисом для консолидации усилий личности, общества и государства в целях реализации национальных интересов, настоящая Концепция призвана обеспечить единство подходов к формированию и реализации государственной политики обеспечения национальной безопасности, а также методологическую основу совершенствования актов законодательства в различных сферах национальной безопасности, разработки документов стратегического планирования.

3. Сохраняя преемственность по отношению к ранее принятым основополагающим документам в сфере национальной безопасности,настоящая Концепция исходитиз основных тенденций развития Республики Беларусь, ее места и роли в современном мире.

4. В настоящей Концепции используются следующие основные понятия:

национальная безопасность – состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз;

национальные интересы – совокупность потребностей государства по реализации сбалансированных интересов личности, общества и государства, позволяющих обеспечивать конституционные права, свободы, высокое качество жизни граждан, независимость, территориальную целостность, суверенитет и устойчивое развитие Республики Беларусь;

источник угрозы национальной безопасности – фактор или совокупность факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению угрозы национальной безопасности;

угроза национальной безопасности – потенциальная или реально существующая возможность нанесения ущерба национальным интересам Республики Беларусь;

политическая безопасность – состояние защищенности политической системы от внешних и внутренних угроз, обеспечивающее реализацию национальных интересов во всех сферах национальной безопасности;

экономическая безопасность – состояние экономики, при котором гарантированно обеспечивается защищенность национальных интересов Республики Беларусьот внутренних и внешних угроз;

научно-технологическая безопасность – состояние отечественного научно-технологического и образовательного потенциала, обеспечивающее возможность реализации национальных интересов Республики Беларусь в научно-технологической сфере;

социальная безопасность – состояние защищенности жизни, здоровья и благосостояния граждан, духовно-нравственных ценностей общества от внутренних и внешних угроз;

демографическая безопасность – состояние защищенности общества и государства от демографических явлений и тенденций, социально-экономические последствия которых оказывают негативное воздействие на устойчивое развитие Республики Беларусь;

информационная безопасность – состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в информационной сфере;

военная безопасность – состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусьот военных угроз;

экологическая безопасность – состояние защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан от угроз, возникающих в результате антропогенных воздействий, а также факторов, процессов и явлений природного и техногенного характера.

РАЗДЕЛ II
СОВРЕМЕННЫЙ МИР И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВА 1
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО МИРА

5. Мир вступил в стадию кардинальных экономических, общественных, военно-политических и иных изменений, характеризующихся высокой интенсивностью и динамичностью.

Интересы большинства человечества затронуты процессами глобализации, которые создают новую объективную реальность и во многом стимулируют мировой прогресс. Вместе с тем ее неоднозначный характер и последствия порождают множественные конфликты интересов. Предпринимаются попытки формирования и навязывания идеологии глобализма, призванной подменить или исказить традиционные духовно-нравственные ценности народов.

Продолжающийся переход от однополярного к многополярному мироустройству, активное формирование и становление новых центров силы обостряют соперничество государств и конкуренцию моделей будущего развития. Стремление ряда стран использовать силовые методы, давление, экономические и ресурсные преимущества для продвижения своих интересов, двойные стандарты в трактовке демократических норм и принципов остается источником напряженности. Вследствие низкой эффективности существующих систем безопасности обозначилась тенденция к глобальной нестабильности. Растущая степень открытости экономик, свободы перемещения товаров, капиталов и трудовых ресурсов, межличностного взаимодействия размывает грань между внутренними и внешними политическими, экономическими, информационными процессами.

На смену традиционным системам межгосударственных сдержек и противовесов приходят надгосударственные и транснациональные регуляторы мировых отношений и экономики. Растет осознание значимости институтов и механизмов партнерства на всех уровнях международной жизни.

Мировая экономика активно трансформируется и характеризуется повышением неустойчивости, переходом к новому технологическому укладу, становление и рост которого будут определять экономическую динамику в ближайшие десятилетия. В глобальном масштабе происходит передел рынков, перераспределение финансовых потоков и производительных сил, обострение конкуренции. Обозначаются контуры новых центров экономического лидерства. Развиваются региональные интеграционные образования.

Технологическая эволюция становится источником принципиально новых угроз, предоставляя недоступные ранее возможности негативного влияния на личность, общество и государство.

Информационная сфера превращается в системообразующий фактор жизни людей, обществ и государств. Усиливается роль и влияние средств массовой информации и глобальных коммуникационных механизмов на экономическую, политическую и социальную ситуацию. Информационные технологии нашли широкое применение в управлении важнейшими объектами жизнеобеспечения, которые становятся более уязвимыми перед случайными и преднамеренными воздействиями. Происходит эволюция информационного противоборства как новой самостоятельной стратегической формы глобальной конкуренции. Распространяется практика целенаправленного информационного давления, наносящего существенный ущерб национальным интересам.

Актуализировались глобальные проблемы человечества, в том числе нехватка продовольственных и природных ресурсов, климатические изменения и антропогенное воздействие на окружающую среду, наркотрафик, торговля людьми, незаконная миграция. Трансконтинентальные и трансграничные людские потоки увеличивают вероятность распространения эпидемий, вызываемых новыми вирусами. Проявляется напряженность между странами-поставщиками, транзитерами и потребителями ресурсов.

Человеческий потенциал стал важнейшим фактором социально-экономического развития. Глобальные демографические тенденции, прежде всего старение населения в развитых государствах на фоне быстрого роста населения во многих развивающихся странах, усиление миграционных потоков, все более активно влияют на политическую ситуацию, экономическое состояние и этнокультурный ландшафт стран и регионов мира.

Нарастает потенциал конфликтности, связанный с увеличением разрыва между богатыми и бедными странами, политическим и религиозным экстремизмом, агрессивным национализмом, сепаратизмом и сохранением территориальных претензий, усилением религиозной нетерпимости и ксенофобии, высоким уровнем террористической активности и транснациональной организованной преступности, распространением оружия массового уничтожения и неконтролируемым распространением материалов и технологий, которые могут быть использованы для производства такого оружия.

Очевидна тенденция к росту уязвимости всех членов международного сообщества перед лицом разнообразных вызовов и угроз, спектр и острота которых эволюционируют, видоизменяются и приобретают трансграничный характер.

6. Республика Беларусь является состоявшимся, независимым, суверенным европейским государством, которое не относится ни к одному из мировых центров силы, проводит миролюбивую внешнюю политику и стремится к созданию условий для приобретения нейтрального статуса. Беларусь в силу своего географического положения и открытости в полной мере подвержена воздействию большинства происходящих в мире геополитических процессов.

ГЛАВА 2
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

7. Национальные интересы Республики Беларусь охватывают все сферы жизнедеятельности личности, общества и государства, тесно взаимосвязаны и являются концептуальными ориентирами для ее долгосрочного развития.

8. Стратегическими национальными интересами являются: обеспечение независимости, территориальной целостности, суверенитета, незыблемости конституционного строя; устойчивое экономическое развитие и высокая конкурентоспособность белорусской экономики; достижение высокого уровня и качества жизни граждан.

9. Основными национальными интересами в политической сфере являются:

соблюдение конституционных прав и свобод человека;

устойчивое развитие демократического, правового, социально ответственного государства;

обеспечение эффективного функционирования государственных институтов в интересах общества;

достижение сбалансированности политических интересов граждан, общественных объединений и государства, общественного консенсуса по ключевым вопросам развития Республики Беларусь;

развитие гражданского общества с учетом национальных традиций и особенностей;

эффективное противодействие коррупции;

формирование многополярного мира и системы международных отношений, основанной на верховенстве норм международного права и многостороннем сотрудничестве, обеспечивающих участие Беларуси в решении вопросов, затрагивающих ее интересы;

совершенствование и укрепление механизмов обеспечения национальной и коллективной безопасности с участием Республики Беларусь на глобальном, региональном и двустороннем уровнях, придание международной безопасности всеобъемлющего и комплексного характера;

прагматичное взаимодействие с мировыми центрами силы, основанное на эффективной многосторонней и многовекторной дипломатии, стратегическом партнерстве и особых отношениях с дружественными государствами, равноправном взаимодействии и взаимном учете интересов;

позиционирование Республики Беларусь за рубежом в качестве демократического правового государства, ответственного и предсказуемого партнера, донора международной и региональной безопасности;

обеспечение защиты прав соотечественников и солидарности белорусов во всем мире ради сильной, процветающей Беларуси.

10. В экономической сфере основными национальными интересами являются:

экономический рост и повышение конкурентоспособности белорусской экономики на основе ее структурной перестройки, устойчивого инновационного развития, инвестиций в человеческий капитал, модернизации экономических отношений, снижения себестоимости, импортоемкости и материалоемкости производимой продукции;

сохранение устойчивости национальной финансовой и денежно-кредитной систем;

обеспечение недискриминационного доступа на мировые рынки товаров и услуг, сырьевых и энергетических ресурсов;

достижение уровня энергетической безопасности, достаточного для нейтрализации внешней зависимости от поступления энергоносителей;

поддержание гарантированного уровня продовольственной безопасности;

трансфер современных технологий в экономику страны преимущественно за счет прямых иностранных инвестиций, доступность зарубежных кредитных ресурсов.

11. Основными национальными интересами в научно-технологической сфере являются:

формирование экономики, основанной на знаниях, обеспечение развития науки и технологий как базы устойчивого инновационного развития Республики Беларусь;

создание новых производств, секторов экономики передовых технологических укладов, интенсивное технологическое обновление базовых секторов экономики и внедрение передовых технологий во все сферы жизнедеятельности общества;

расширение присутствия Беларуси на мировом рынке интеллектуальных продуктов, наукоемких товаров и услуг, взаимовыгодное международное научно-технологическое сотрудничество и привлечение в экономику страны технологий мирового уровня.

12. В социальной сфере основными национальными интересами являются:

удовлетворение основных социальных потребностей граждан, минимизация негативных последствий социальной дифференциации и социальной напряженности в обществе;

обеспечение общественной безопасности и безопасности жизнедеятельности населения, снижение уровня преступности и криминализации общества;

обеспечение занятости трудоспособных граждан и достойного уровня оплаты труда;

развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала общества, сохранение и преумножение его культурного наследия, укрепление духа патриотизма;

обеспечение гармоничного развития межнациональных и межконфессиональных отношений.

13. В демографической сфере основными национальными интересами являются:

устойчивый рост численности белорусской нации на основе последовательного увеличения рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни, снижения смертности населения;

повышение общего уровня здоровья населения, охрана здоровья матери и ребенка;

укрепление института семьи как социального института, наиболее благоприятного для реализации потребности в детях, их воспитания;

оптимизация внутренних и внешних миграционных потоков, обеспечение положительного сальдо внешней миграции экономически активного населения.

14. Основными национальными интересами в информационной сфере являются:

реализация конституционных прав граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации;

формирование и поступательное развитие информационного общества;

равноправное участие Республики Беларусь в мировых информационных отношениях;

преобразование информационной индустрии в экспортно-ориентированный сектор экономики;

эффективное информационное обеспечение государственной политики;

обеспечение надежности и устойчивости функционирования критически важных объектов информатизации.

15. В военной сфере основными национальными интересами являются:

укрепление в обществе чувства патриотизма, готовности к защите национальных интересов Республики Беларусь;

эффективное стратегическое сдерживание, обеспечивающее поддержание мира, региональной безопасности и предотвращение угрозы применения военной силы против Республики Беларусь;

обеспечение защиты независимости, территориальной целостности, суверенитета республики в случае применения против нее военной силы или угрозы силой;

развитие военной организации государства, поддержание уровня оборонного потенциала, соответствующего возможностям государства и достаточного для решения задач мирного и военного времени;

укрепление международных и региональных механизмов обеспечения военной безопасности, партнерства и доверия;

последовательное развитие и укрепление военного и военно-технического сотрудничества с Российской Федерацией;

повышение эффективности Организации Договора о коллективной безопасности (далее – ОДКБ).

16. Основными национальными интересами в экологической сфере являются:

обеспечение экологически благоприятных условий жизнедеятельности граждан;

преодоление негативных последствий радиоактивного загрязнения территории страны и иных чрезвычайных ситуаций, реабилитация экологически нарушенных территорий;

устойчивое природно-ресурсное обеспечение социально-экономического развития страны;

рациональное использование природно-ресурсного потенциала, сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, экологического равновесия природных систем;

содействие поддержанию глобального и регионального экологического равновесия.

17. Исходя из особенностей развития ситуации, национальные интересы могут уточняться путем корректировки настоящей Концепции.

РАЗДЕЛ III
СОСТОЯНИЕ И УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ГЛАВА 3
СОСТОЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

18. В Беларуси сформированы необходимые условия для предотвращения либо нейтрализации различных угроз национальной безопасности. Система обеспечения национальной безопасности функционирует устойчиво и обеспечивает решение стоящих перед ней задач.

19. Белорусская общественно-политическая модель основана на принципах демократии и верховенстве норм права. Для республики характерны политическая и социальная стабильность, курс на постоянный рост качества и уровня жизни населения.

Значительные преобразования проводятся во внутриполитической жизни. Надежно обеспечивается государственная и общественная безопасность, ведется последовательная борьба с различными криминальными проявлениями. В Беларуси отсутствует основа для этнической, конфессиональной, расовой, политической дискриминации и нетерпимости, их отдельные проявления носят несистемный и единичный характер.

Общечеловеческие ценности и национальные духовные традиции нашли отражение в идеологии белорусского государства, базовыми принципами которой являются единство нации, социальная справедливость, солидарность, нравственность.

Республика Беларусь является активным субъектом международных отношений, донором международной и европейской безопасности, целенаправленно участвует в формировании многополярного мира, руководствуясь принципами взаимного уважения, равноправия и справедливости.

Многовекторная и динамичная внешнеполитическая деятельность Беларуси стала важным международным фактором. Эта линия основывается на всестороннем сотрудничестве с Российской Федерацией, другими дружественными государствами на постсоветском пространстве и развитии диалога с западными государствами и структурами, активизации взаимодействия с Европейским союзом (далее – ЕС). Новый импульс получили стратегическое партнерство и укрепление взаимодействия с государствами, которые в значительной степени будут определять мировое соотношение сил в будущем.

В то же время современная мировая ситуация осложняет проведение самостоятельной внешней политики Беларуси.

Государственные границы Республики Беларусь не являются предметом территориальных споров и притязаний. Состояние пограничной безопасности стабильное. Проведенное реформирование органов пограничной службы позволило привести их облик в соответствие с характером решаемых задач. Вместе с тем нуждается в дальнейшем развитии пограничная инфраструктура.

20. Республика Беларусь реализует модель социально ориентированной рыночной экономики, которая доказала свою жизнеспособность. На ее основе достигнуты высокие темпы роста валового внутреннего продукта (далее – ВВП) и уровня жизни белорусского народа, в целом обеспечена экономическая безопасность.

Вместе с тем белорусская экономика остается одной из наиболее затратных в Европе и в силу своего открытого характера подвержена сильному негативному влиянию внешних факторов. Высокая степень зависимости от поставок энергоресурсов, значительный износ основных фондов, высокая себестоимость, импортоемкость производимой продукции ослабляют конкурентоспособность субъектов хозяйствования и белорусских товаров на внутреннем и внешних рынках. В кредитно-финансовой сфере проблемы связаны с ухудшением финансового состояния реального сектора экономики, ускоренным ростом внешнего государственного долга, недостаточным объемом золотовалютных резервов и увеличением доли проблемных банковских кредитов.

21. В научно-технологической сфере сформированы базовые элементы национальной инновационной системы. Научные, научно-технические и инновационные разработки переориентируются на конкретные потребности экономической, социальной и иных сфер, растет их результативность.

Остаются низкими наукоемкость ВВП и доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства. Эффективная национальная инновационная система в целом не создана. Не развита инновационная инфраструктура, высок износ технологического оборудования.

22. Беларусь достигла высокого уровня развития человеческого потенциала. Безработица является одной из самых низких на постсоветском пространстве. Выстроена эффективная система адресной социальной поддержки граждан. Сокращается доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. Расслоение общества по имущественному признаку и социальная напряженность минимальны. Забота о здоровье населения, внедрение здорового образа жизни, доступность и качество образования, сохранение культурного наследия характеризуют высокую социальную ответственность государства.

Особое внимание уделяется демографическим проблемам. Постепенно растет продолжительность жизни, снижается уровень смертности, в том числе младенческой. Замедлены темпы отрицательной динамики численности населения (депопуляции). Наблюдаются положительные тенденции в динамике возрастной структуры населения.

Однако качество жизни белорусских граждан по ряду показателей уступает ведущим государствам мира.

23. Последовательно реализуются демократические принципы свободы слова, права граждан на получение информации и ее использование. Государство создает необходимые условия для развития средств массовой информации и национального сегмента глобальной сети Интернет. Во все сферы жизнедеятельности общества активно внедряются современные информационно-коммуникационные технологии.

Сохраняется отставание от ведущих стран мира по уровню информатизации. В условиях открытости информационного пространства страны и конкуренции со стороны иностранного информационного продукта недостаточными остаются качество и популярность белорусского национального контента.

24. Военная безопасность Республики Беларусь обеспечена на достаточном уровне с опорой, прежде всего, на политико-дипломатические, информационные и другие невоенные методы. Вооруженные Силы остаются гарантом независимости, территориальной целостности, суверенитета государства. Завершено формирование необходимого нормативно-правового поля функционирования Вооруженных Сил, всех боевых и обеспечивающих систем. Проведенное реформирование позволило придать им современный облик, оптимизировать структуру и численность. Боевая и мобилизационная готовность, уровень оперативной и боевой подготовки, морально-психологическое состояние личного состава позволяют решать поставленные перед ними задачи.

Поступательно развивается оборонный комплекс экономики. Совершенствуется система обеспечения потребностей Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и военизированных организаций.

В то же время не удалось в полной мере преодолеть негативные тенденции, связанные с моральным и физическим старением вооружения и военной техники, ухудшением состояния военной инфраструктуры, снижением престижа военной службы.

25. В сфере экологии достигнуты значимые результаты по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Беларусь оказывает значительные экосистемные услуги в рамках всего Европейского континента. Степень защищенности населения и окружающей среды от техногенных и природных воздействий в целом является приемлемой для нынешнего этапа социально-экономического развития. Вместе с тем растет антропогенная нагрузка на экологическую сферу, недостаточными остаются меры по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия.

ГЛАВА 4
ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

26. Угрозы национальной безопасности Республики Беларусь носят комплексный и взаимосвязанный характер. Отдельные источники способны порождать спектр угроз, проявляющихся в различных сферах жизнедеятельности. Некоторые угрозы могут одновременно воздействовать на состояние национальной безопасности по нескольким направлениям. Формами угроз в стадии их зарождения и насыщения являются риски и вызовы национальной безопасности.

27. Основными потенциальными либо реально существующими угрозами национальной безопасности являются:

посягательства на независимость, территориальную целостность, суверенитет и конституционный строй Республики Беларусь;

навязывание Республике Беларусь политического курса, не отвечающего ее национальным интересам, вмешательство извне во внутриполитические процессы;

недостаточная конкурентоспособность экономики Республики Беларусь;

снижение уровня благосостояния и качества жизни населения;

дестабилизация национальной финансовой и денежно-кредитной систем, потеря стабильности национальной денежной единицы;

неспособность возвращать и обслуживать внешний и внутренний долг;

невозможность гарантированного обеспечения сырьевыми и энергетическими ресурсами в объемах, обеспечивающих намеченный рост ВВП;

потеря внешних рынков, в том числе в результате дискриминации белорусских производителей;

отставание в темпах перехода экономики к передовым технологическим укладам от других государств, деградация технологической структуры реального сектора экономики;

депопуляция, общее старение нации, снижение темпов рождаемости, ухудшение других основных показателей демографии и здоровья нации;

рост преступных и иных противоправных посягательств против личности и собственности, коррупционные проявления;

подготовка или осуществление террористических актов на территории либо в воздушном пространстве Республики Беларусь, использование ее территории либо воздушного пространства террористическими организациями и группами против иных государств;

проявления социально-политического, религиозного, этнического экстремизма и расовой вражды на территории Республики Беларусь;

возникновение в Республике Беларусь беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, независимости, территориальной целостности, суверенитету и существованию государства;

дезорганизация системы государственного управления, создание препятствий функционированию государственных институтов;

активизация эмиграционных процессов, рост нерегулируемой иммиграции в страну;

нарушение устойчивости системы социальной защиты;

рост безработицы, в том числе нерегистрируемой и скрытой;

деструктивное информационное воздействие на личность, общество и государственные институты, наносящее ущерб национальным интересам;

нарушение функционирования критически важных объектов информатизации;

возникновение на территории Республики Беларусь либо вблизи ее границ крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, эпидемий и эпизоотии;

недостаточные объемы и низкое качество иностранных инвестиций;

снижение научно-технологического и образовательного потенциала до уровня, не способного обеспечить инновационное развитие;

незаконное распространение в Беларуси или перемещение через ее территорию оружия массового уничтожения, его компонентов и средств доставки, технологий и оборудования двойного назначения, оружия, боеприпасов, радиоактивных, химических, биологических и других опасных веществ и материалов;

утрата значительной частью граждан традиционных нравственных ценностей и ориентиров, попытки разрушения национальных духовно-нравственных традиций и необъективного пересмотра истории, затрагивающие данные ценности и традиции;

резкое либо масштабное снижение доверия граждан к основным государственным институтам;

целенаправленные посягательства на жизнь, здоровье и свободу белорусских граждан, пребывающих за рубежом;

недостаточные масштабы и уровень внедрения передовых информационно-коммуникационных технологий;

снижение или потеря конкурентоспособности отечественных информационно-коммуникационных технологий, информационных ресурсов и национального контента;

деградация земель, лесов и природных комплексов, истощение минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов;

радиоактивное, химическое и биологическое загрязнение почв, земель, вод, недр, растительности и атмосферы;

утрата либо разглашение сведений, составляющих охраняемую законодательством тайну и способных причинить ущерб национальной безопасности.

28. Под военной угрозой Республика Беларусь, следуя нормам международного права, понимает действия другого государства (других государств), экстремистских, религиозных, сепаратистских движений, организаций, расположенных на территории другого государства (других государств), указывающие на реальное намерение применить вооруженную силу против Республики Беларусь.

Тенденции развития Европейского региона свидетельствуют об отсутствии в настоящее время военной угрозы Республике Беларусь. Вместе с тем существует военная опасность на уровне рисков и вызовов, обусловленная наличием объективно существующих источников военной угрозы.

ГЛАВА 5
ВНУТРЕННИЕ ИСТОЧНИКИ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

29. В политической сфере внутренними источниками угроз национальной безопасности являются:

нарушение конституционных прав и свобод человека, принципа верховенства закона;

использование в политической, экономической, общественной и иной деятельности методов, заведомо направленных на дестабилизацию обстановки в Республике Беларусь;

недостаточный уровень развития гражданского общества;

искусственное нагнетание напряженности и противостояния в обществе, между обществом и государством;

формирование, проникновение либо распространение идеологии экстремизма, сепаратизма, национальной, расовой и религиозной нетерпимости, возникновение либо незаконная деятельность организаций, группировок, отдельных лиц, придерживающихся и распространяющих указанные взгляды;

бюрократизация государственного управления.

30. В экономической сфере внутренними источниками угроз национальной безопасности являются:

устаревшие технологии и основные средства, обусловливающие высокую энергоемкость и материалоемкость производства, низкое качество выпускаемой продукции;

отставание от других стран, прежде всего сопредельных, по темпам и качеству экономического роста;

структурная деформированность экономики, преобладание материало- и энергоемких производств, недостаточное развитие сферы услуг, невысокий удельный вес высокотехнологичной наукоемкой продукции и медленное обновление продукции;

низкий уровень самообеспечения сырьевыми и энергетическими ресурсами;

высокие административные барьеры для развития бизнеса, предпринимательской активности;

несбалансированность экономического развития, выражающаяся в росте совокупного потребления сверх реальных возможностей экономики;

неблагоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций и кредитов;

низкая диверсификация экспорта и импорта Республики Беларусь;

рост неплатежей в экономике вследствие дефицита собственных оборотных средств и высокого удельного веса убыточных субъектов хозяйствования.

31. В научно-технологической сфере внутренними источниками угроз национальной безопасности являются:

наукоемкость ВВП ниже критического уровня, необходимого для воспроизводства научно-технологического потенциала;

низкая инновационная активность и восприимчивость белорусской экономики;

неэффективность национальной инновационной системы, в том числе законодательства, инфраструктуры трансфера технологий из науки в производство, материально-технической базы научных учреждений, системы финансирования, отраслевой (фирменной) науки;

неблагоприятная возрастная структура и недостаточный уровень подготовки научных кадров.

32. В социальной сфере внутренними источниками угроз национальной безопасности являются:

резкое социальное расслоение и высокая дифференциация уровня доходов населения;

недостаточная мотивация работников к эффективному труду и хозяйственной деятельности, распространение настроений социального иждивенчества;

неоправданные диспропорции в сфере оплаты труда и пенсионного обеспечения;

профессионально-квалификационный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, низкая внутренняя трудовая мобильность населения;

значительные различия в качестве жизни городского и сельского населения, жителей больших, средних и малых городов;

снижение численности трудоспособного населения;

необеспеченность части населения доступным и качественным жильем, нерешенность жилищных проблем граждан;

недостаточный организационно-технологический уровень развития социальной сферы;

отставание качества образования по ряду перспективных направлений от уровня лучших мировых образовательных центров, недостаточное количество современных высококвалифицированных специалистов мирового уровня;

рост эпидемической заболеваемости, увеличение числа лиц, страдающих социально опасными заболеваниями, увеличение числа инвалидов;

изменение шкалы жизненных ценностей молодого поколения в сторону ослабления патриотизма и традиционных нравственных ценностей;

наличие в обществе криминальных тенденций и проявлений;

низкая культура безопасности жизнедеятельности населения;

функционирование сектантских и псевдорелигиозных групп.

33. В демографической сфере внутренними источниками угроз национальной безопасности являются:

неблагоприятная половозрастная структура населения;

уровень рождаемости, не обеспечивающий простое замещение родительских поколений;

снижение степени социальной потребности в детях;

высокий уровень смертности граждан в возрасте, наиболее благоприятном для обеспечения воспроизводства населения;

негативные трансформации института семьи (высокий уровень разводов, увеличение числа неполных семей с детьми, социальное сиротство и иное).

34. В информационной сфере внутренними источниками угроз национальной безопасности являются:

распространение недостоверной или умышленно искаженной информации, способной причинить ущерб национальным интересам Республики Беларусь;

зависимость Республики Беларусь от импорта информационных технологий, средств информатизации и защиты информации, неконтролируемое их использование в системах, отказ или разрушение которых может причинить ущерб национальной безопасности;

несоответствие качества национального контента мировому уровню;

недостаточное развитие государственной системы регулирования процесса внедрения и использования информационных технологий;

рост преступности с использованием информационно-коммуникационных технологий;

недостаточная эффективность информационного обеспечения государственной политики;

несовершенство системы обеспечения безопасности критически важных объектов информатизации.

35. В военной сфере основными внутренними источниками военных угроз являются:

ослабление в обществе чувства патриотизма, готовности граждан к вооруженной защите независимости, территориальной целостности, суверенитета и конституционного строя Республики Беларусь;

снижение возможностей Вооруженных Сил по стратегическому сдерживанию агрессии и решению других задач мирного времени, а также вооруженной защите страны в случае развязывания против нее военных действий.

36. В экологической сфере внутренними источниками угроз национальной безопасности являются:

высокая концентрация на территории Беларуси экологически опасных объектов, их размещение вблизи жилых зон и систем жизнеобеспечения;

радиоактивное загрязнение среды обитания вследствие аварии на Чернобыльской АЭС;

образование больших объемов отходов производства и потребления при низкой степени их вторичного использования и высокотехнологичной переработки, повышенные уровни выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

недостаточное развитие правовых и экономических механизмов обеспечения экологической безопасности, систем учета природных ресурсов, мониторинга чрезвычайных ситуаций и качества окружающей среды.

ГЛАВА 6
ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

37. В политической сфере основными внешними источниками угроз национальной безопасности являются:

наличие существенных противоречий между основными субъектами мировой политики, проявляющихся на фоне снижения дееспособности систем международной и региональной безопасности и способных осложнить обстановку вокруг Республики Беларусь;

столкновение геополитических интересов ведущих государств (групп государств) в процессе перехода от однополярного к многополярному мироустройству;

использование отдельными государствами или группами государств давления, экономических и ресурсных преимуществ для продвижения своих интересов;

вмешательство в международные процессы сил, не являющихся признанными субъектами международных отношений;

международный терроризм, незаконный оборот технологий и оборудования двойного назначения, оружия, боеприпасов, радиоактивных, химических, биологических и других опасных веществ и материалов;

ослабление интеграционных структур и международных организаций, участие в которых принимает Республика Беларусь;

деятельность специальных служб, иных организаций и отдельных представителей иностранных государств, направленная на причинение ущерба национальным интересам Республики Беларусь.

38. В экономической сфере основными внешними источниками угроз национальной безопасности являются:

ухудшение условий внешней торговли, привлечения кредитных и инвестиционных ресурсов вследствие неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков;

принятие зарубежными государствами протекционистских мер, установление барьеров и дискриминационных условий осуществления экспортно-импортных операций;

развитие транзитных коридоров, систем транспортировки энергоресурсов, альтернативных имеющимся в Республике Беларусь, целенаправленное ограничение транзитных возможностей Республики Беларусь;

дискриминация Республики Беларусь в рамках международных союзов и образований.

39. В научно-технологической сфере основными внешними источниками угроз национальной безопасности являются:

ограничение доступа белорусских исследователей и субъектов хозяйствования к новейшим технологиям, результатам исследований и разработок мирового уровня;

целенаправленная политика иностранных государств и компаний, стимулирующая эмиграцию высококвалифицированных ученых и специалистов из Республики Беларусь.

40. В социальной сфере основными внешними источниками угроз национальной безопасности являются:

ослабление национально-культурной идентичности белорусской диаспоры, существенное ущемление законных прав и интересов соотечественников;

расширение масштабов трансграничной преступности, деятельность транснациональных либо зарубежных преступных организаций и группировок, связанная с посягательствами на жизнь, здоровье, свободу и социальные права белорусских граждан.

41. В демографической сфере основным внешним источником угроз национальной безопасности является рост потока незаконных мигрантов в Беларусь или через ее территорию.

42. В информационной сфере внешними источниками угроз национальной безопасности являются:

открытость и уязвимость информационного пространства Республики Беларусь от внешнего воздействия;

доминирование ведущих зарубежных государств в мировом информационном пространстве, монополизация ключевых сегментов информационных рынков зарубежными информационными структурами;

информационная деятельность зарубежных государств, международных и иных организаций, отдельных лиц, наносящая ущерб национальным интересам Республики Беларусь, целенаправленное формирование информационных поводов для ее дискредитации;

нарастание информационного противоборства между ведущими мировыми центрами силы, подготовка и ведение зарубежными государствами борьбы в информационном пространстве;

развитие технологий манипулирования информацией;

препятствование распространению национального контента Республики Беларусь за рубежом;

широкое распространение в мировом информационном пространстве образцов массовой культуры, противоречащих общечеловеческим и национальным духовно-нравственным ценностям;

попытки несанкционированного доступа извне к информационным ресурсам Республики Беларусь, приводящие к причинению ущерба ее национальным интересам.

43. В военной сфере основными внешними источниками военных угроз являются:

стремление отдельных государств (коалиций государств) решать имеющиеся противоречия с применением военной силы;

распространение оружия массового уничтожения, его компонентов и технологий производства;

расширение (создание) в Европейском регионе военно-политических союзов либо присвоение ими глобальных функций, усиление их ударно-наступательных возможностей, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил, а также наращивание военной инфраструктуры вблизи границ Республики Беларусь;

снижение потенциала и возможностей военно-политических союзов с участием Республики Беларусь по обеспечению коллективной безопасности.

44. В экологической сфере внешними источниками угроз национальной безопасности являются:

глобальные изменения окружающей природной среды, связанные с изменением климата, разрушением озонового слоя, сокращением биоразнообразия;

трансграничный перенос загрязняющих веществ на территорию Республики Беларусь воздушными и водными потоками, проникновение инвазивных видов животных и растений из сопредельных стран;

размещение вблизи границ Беларуси крупных экологически опасных объектов, захоронение ядерных отходов на сопредельных территориях.

РАЗДЕЛ IV
ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВА 7
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

45. Обеспечение национальной безопасности представляет собой деятельность субъектов обеспечения национальной безопасности по защите личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, реализации национальных интересов, созданию необходимых условий для устойчивого развития Республики Беларусь.

Субъектами обеспечения национальной безопасности являются: государство, осуществляющее свои полномочия в данной сфере через органы законодательной, исполнительной и судебной власти; общественные и иные организации; граждане.

Объектами национальной безопасности являются:

личность – ее конституционные права, свободы и законные интересы;

общество – его материальные и духовные ценности, система общественных отношений, охраняемых нормами права;

государство – его независимость, территориальная целостность, суверенитет, конституционный строй.

46. Целью обеспечения национальной безопасности является достижение и поддержание такого уровня защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, который гарантирует устойчивое развитие Республики Беларусь и реализацию ее национальных интересов.

47. Основными задачами обеспечения национальной безопасности выступают:

разработка и реализация государственной политики обеспечения национальной безопасности;

определение и поддержание необходимого баланса интересов личности, общества и государства;

нейтрализация источников внутренних угроз и защита от внешних угроз национальной безопасности;

обеспечение реализации национальных интересов и устойчивого развития Республики Беларусь;

создание системы обеспечения национальной безопасности и организация ее эффективного функционирования.

48. Принципами обеспечения национальной безопасности являются:

законность, соблюдение конституционных прав и свобод человека;

гуманизм и социальная справедливость;

гласность;

соблюдение баланса интересов личности, общества и государства, их взаимная ответственность;

комплексный подход к решению задач обеспечения национальной безопасности;

единство и взаимосвязь видов и направлений обеспечения национальной безопасности;

участие в системах международной и региональной коллективной безопасности;

разграничение сфер ответственности и полномочий государственных органов в решении задач обеспечения национальной безопасности;

приоритетность правовых, политических, экономических и информационных мер обеспечения национальной безопасности;

оперативность, своевременность, превентивность и соразмерность мер по нейтрализации источников внутренних угроз и защите от внешних угроз.

Обеспечение национальной безопасности осуществляется по направлениям, выделяемым в соответствии с основными сферами жизнедеятельности личности, общества и государства.

ГЛАВА 8
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ВНУТРЕННИХ ИСТОЧНИКОВ УГРОЗ И ЗАЩИТЫ ОТ ВНЕШНИХ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

49. В политической сфере нейтрализация внутренних источников угроз национальной безопасности обеспечивается путем принятия своевременных и действенных мер по устранению условий и предпосылок формирования политической и социально-экономической напряженности в обществе, практического воплощения принципов демократического социального правового государства, взаимной ответственности личности, общества и государства по обеспечению национальной безопасности.

Определяющим фактором на долгосрочную перспективу выступает всестороннее совершенствование механизмов защиты конституционных прав и свобод, законных интересов личности, общества и государства, открытости всех сфер деятельности государства для общества.

Важнейшими направлениями выступают сохранение роли государства как гаранта безопасности личности, комплексное совершенствование процессов предупреждения и борьбы с преступностью, в первую очередь с коррупцией, терроризмом и экстремизмом во всех их проявлениях, сепаратизмом, расовой и религиозной нетерпимостью.

Постоянное повышение эффективности деятельности всех ветвей власти и системы государственного управления нацелено на максимальное удовлетворение общественных интересов и соблюдение прав личности. Дальнейшая дебюрократизация общественных отношений, расширение практики и совершенствование механизмов государственно-частного партнерства призваны обеспечивать конструктивную направленность деятельности общественных объединений, повышение созидательной активности населения и выступают основой формирования и развития белорусского гражданского общества.

Меры по защите от внешних угроз национальной безопасности сосредотачиваются на следующих направлениях:

проведение последовательной и сбалансированной многовекторной внешней политики, основанной на принципах взаимоуважения, равенства и партнерства, невмешательства в дела суверенных государств;

своевременное выявление, предупреждение и пресечение политико-дипломатическими методами попыток вмешательства во внутренние дела Республики Беларусь со стороны зарубежных государств и их спецслужб, международных организаций, а также иных сил, не являющихся признанными субъектами международных отношений;

противодействие применению в международной практике экономических, политических и иных мер принудительного характера, направленных на ущемление суверенных прав государств, либо поощрению таких мер;

решительное отстаивание национальных интересов в рамках международных организаций и союзов, в том числе регионального характера, содействие укреплению авторитета Республики Беларусь и позиций этих структур в системе международных отношений;

сохранение глобальной роли ООН и Совета Безопасности ООН в обеспечении международной стабильности и безопасности;

продолжение последовательного курса в сфере ядерного разоружения, участие в режимах нераспространения, в выполнении посреднических функций при урегулировании конфликтов, миротворческой деятельности под эгидой ООН;

развитие международного сотрудничества в вопросах борьбы со всеми видами транснациональной организованной преступности, в первую очередь связанной с терроризмом, незаконной миграцией, торговлей людьми, наркобизнесом;

активное участие Республики Беларусь в деятельности ОБСЕ, содействие устранению дисбалансов в ее функционировании, последовательное укрепление институциональных основ данной организации;

формирование полноценного, без искусственных изъятий и ограничений, эффективного и взаимовыгодного таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС;

активизация деятельности Республики Беларусь по расширению участия во взаимовыгодных инициативах и п

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.