Тема 1. Феномен информационной культуры личности в контексте глобальных изменений современного общества
Формирование с середины ХХ века нового общества – информационного. Изменение соотношения учёбы и профессиональной деятельности. Возникновение нового типа образования – «опережающего».
Основные факторы, определившие возникновение феномена информационной культуры. Информация как стратегический ресурс и эффективное средство управления личностью и обществом. Информационные ресурсы – понятие и состав.
Возрастание объёмов информации, сокращение сроков старения информации, причины и следствия информационного взрыва и информационного кризиса. Способы разрешения информационного кризиса.
Кардинальные преобразования в сфере обработки информации. Информатизация общества: понятие, причины. Программа информатизации «Электронная Беларусь (2002 – 2010 годы)» как фактор преодоления информационного неравенства между Беларусью и другими развитыми странами.
Информационное общество: определение, характеристика, признаки, преимущества, негативные тенденции. Стратегия развития информационного общества в Беларуси до 2015 г. Основные задачи по реализации стратегии.
Концепция «общества знаний». Базовые принципы «общества знаний». Программа ЮНЕСКО «Информация для всех»: цели, приоритеты, задачи, основные разделы.
Тема 2. Концепции «Информационной грамотности» и «Информационной культуры». Информационная культура личности как научное направление. Формирование информационной культуры пользователей библиотек
Концепция «информационной грамотности» в США и странах Западной Европы. «Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни» – документ, направленный на решение проблемы информационной грамотности. Его цели, задачи, структура, характеристика основных понятий и положений.
Концепция «информационной культуры» в Беларуси, России и др. странах. Информационная культура как новое направление в системе наук социогуманитарного профиля. Причины выделения «Информационной культуры личности» в качестве научного направления. Соотношение понятий «информационная грамотность» и «информационная культура». Определения понятия «информационная культура», компоненты, структура, уровни информационной культуры.
Роль библиотек в формировании информационной культуры пользователей. Основные формы и методы формирования информационной культуры пользователей в библиотеках разных типов и видов. Учёт психолого-педагогических характеристик пользователей при подготовке и организации мероприятий, направленных на форомирование их информационной культуры. Методика подготовки и проведения мероприятий по формированию информационной культуры пользователей.
Семинар
Практическая работа
Тема 3. Правовые основы формирования информационной культуры в Республике Беларусь
Взаимосвязь информационной культуры и информационного права . Понятие «информационное право». Источники информационного права.
Права и обязанности гражданина в сфере информационной деятельности, закреплённые в Конституции Республики Беларусь. Соотношения этих норм Конституции Республики Беларусь с нормами международного права.
Регулирование правоотношений в сфере информационной деятельности в законах «Об информатизации, информации и защите информации», «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», в Указе Президента Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет».
Регулирование в законодательстве Республики Беларусь правоотношений, касающихся информационной деятельности в сфере библиотечного, музейного, архивного дела, в СМИ.
Права и ограничения на доступ, распространение, использование информации, закреплённые в Законах Республики Беларусь «О государственных секретах», «О научной деятельности», «О научно-технической информации».