В соответствии с учебным планом дисциплина «Информационная культура личности» изучается студентами второго курса факультета информационно-документных коммуникаций, студентами 1курса (135К группа) этого же факультета и студентами третьего курса факультета заочного обучения.
Актуальность изучения данного курса обусловлена тем, что лавинообразное нарастание потоков информации, а также развитие и активное внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни и деятельности людей, способствует с одной стороны возможности получения большого объёма необходимых знаний, а с другой стороны приводит к появлению огромного количества противоречивой, неполной, недостоверной информации, что затрудняет процесс, как обучения, так и процесс эффективной профессиональной деятельности и принятия решений. В тоже время от студента в процессе учёбы требуется умение быстро находить и обрабатывать нужную информацию, а от работника – умение самостоятельно ставить и решать разнообразные задачи, выдвигать альтернативные решения, вырабатывать критерии отбора наиболее эффективных из них. В таких условиях необходима качественная информационная подготовка, которая может быть обеспечена благодаря изучению дисциплины «Информационная культура личности».
В рамках курса под информационной культурой понимается одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Данная дисциплина акцентирует внимание на том, что информационная культура является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.
Основная цель курса «Информационная культура личности» — формирование информационного мировоззрения студента; овладение знаниями, умениями и навыками в области информационной грамотности, что является залогом информационного самообеспечения учебной и научно-исследовательской деятельности. Достижение этой цели осуществляется посредством решения следующих задач:
§ получение знаний о процессе информатизации и об основных характеристиках информационного общества;
§ формирование представлений об информационных ресурсах современного общества;
§ изучение правовых и морально-этических аспектов информационной деятельности;
§ овладение эффективными и рациональными приёмами и способами самостоятельного поиска информации;
§ освоение методов работы с текстовой информацией.
В результате изучения курса «Информационная культура личности» студент должен овладеть профессиональными компетенциями, которые конкретизируются через определённые знания и умения. Студент должен знать:
§ - сущность и структуру информационной культуры личности как самостоятельного научного направления;
§ - структуру информационных потребностей личности;
§ основные характеристики информационного общества и общества знаний, документы международных организаций в данной сфере;
§ - специфику и уровни информационных ресурсов общества;
§ - этические и правовые аспекты информационного поведения личности;
§ - основные положения национального законодательства в информационной сфере;
§ - основы информационно-психологической безопасности личности;
§ - сущность и правила информационного поиска в различных информационных массивах и различных информационно-поисковых системах;
§ - правила и приёмы работы с текстовой информацией.
В результате освоения курса студент должен уметь:
§ - продуктивно действовать в условиях полноты или недостатка информации;
§ - вести целенаправленный поиск информации;
§ - использовать разнообразные информационно-поисковые системы;
§ - формулировать информационные запросы по теме;
§ - находить релевантную информацию;
§ - критически оценивать найденную информацию с точки зрения её достоверности, актуальности, новизны;
§ - отсеивать информацию, несущую угрозу информационно-психологической безопасности личности;
§ - применять нормы информационного права при создании, распространении и использовании информации;
§ - осуществлять работу с текстовой информацией.
Дисциплина «Информационная культура личности» связана с такими дисциплинами, как «Информационный рынок и его правовое обеспечение», «Организация и технология библиографической работы», «Основы научно-исследовательской работы», «Теория информации и коммуникации», «Этика» и др.
Учебный курс “Информационная культура личности” рассчитан отдельно для студентов первого курса 135К группы и для студентов 2 курса ФИДК. Для студентов первого курса 135К группы предусмотрено 94 часа занятий, из которых 48 аудиторных, 46 – самостоятельная работа студентов. Примерное распределение аудиторных часов по видам занятий следующее: 20 часов – лекции, 6 часов – семинарские занятия, 22 часа – практические работы. Итоговая форма контроля – зачёт.
Для студентов второго курса ФИДК предусмотрено 94 часа занятий, из которых 48 аудиторных, 46 – самостоятельная работа студентов. Примерное распределение аудиторных часов по видам занятий следующее: 26 часов – лекции, 6 часов – семинарские занятия, 16 часов – практические работы. Итоговая форма контроля – зачёт.
В ходе освоения дисциплины “Информационная культура личности” предусмотрено проведение лекций-презентаций, занятий с использованием активных методов обучения: проблемных лекций, лекций с использованием пауз, семинаров-дискуссий, “круглых столов”, семинаров, проводимых посредством бригадно-ролевого метода.
В ходе практических занятий предусмотрено посещение библиотек, знакомство и их информационно-поисковыми возможностями и выполнение заданий на базе библиотечных информационно-поисковых систем.
Кроме этого, предусмотрена самостоятельная работа студентов, в ходе которой углубляются полученные в рамках аудиторных занятий знания. Студенты изучают предложенные источники, на основании чего отвечают на поставленные вопросы, пишут эссе.
Примерный тематический план
для студентов 2 курса ФИДК
Разделы и темы
Количество часов
Всего
Из них:
Лекц.
Сем.
Практ.
Введение
Раздел 1. Информационная культура личности: понятие и теоретические основы.
Тема 1.Феномен информационной культуры личности в контексте глобальных изменений современного общества
Тема 2.Концепции «Информационной грамотности» и «Информационной культуры». Информационная культура личности как научное направление. Формирование информационной культуры пользователей в библиотеках
Тема 3.Правовые основы формирования информационной культуры в Республике Беларусь
Тема 4.Этические основы регулирования информационных отношений
Тема 5.Информационно-психологическая безопасность личности. Организация защиты личности от неблагоприятных информационно-психологических воздействий в библиотеке
Раздел 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения. Информационно-поисковые системы
Тема 6.Информационный поиск: понятие и виды, алгоритмы выполнения
Тема 7.Поисковые системы и сервисы интернета. Технология поиска информации в Интернете
Тема 8.Оформление результатов информационного поиска. Работа с текстовой информацией
Всего:
Примерный тематический план курса
Для студентов ФЗО
Разделы и темы
Количество аудиторных часов
Всего
Из них:
Лекц.
Сем.
Введение
0,5
0,5
Раздел 1. Информационная культура личности: понятие и теоретические основы
Тема 1.Феномен информационной культуры личности в контексте глобальных изменений современного общества
Тема 2.Информационная грамотность. Информационная культура личности как научное направление. Формирование информационной культуры пользователей библиотеках
Тема 3.Правовые основы формирования информационной культуры в Респ. Беларусь
Тема 4.Этические основы регулирования информационных отношений
Тема 5.Информационно-психологическая безопасность личности. Организация защиты личности от неблагоприятных информационно-психологических воздействий в библиотеке
Раздел 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения. Информационно-поисковые системы
Тема 6.Информационный поиск: понятие и виды, алгоритмы выполнения
Тема 7.Поисковые системы и сервисы Интернета. Технология поиска информации в Интернете
0,5
0,5
Тема 8.Оформление результатов информационного поиска. Работа с текстовой информацией
Всего:
Содержание курса
Введение
Объект, предмет, цели и задачи курса «Информационная культура личности», его место среди дисциплин общенаучного, общепрофессионального и специального циклов.
Объем, структура, отличительные особенности курса. Роль самостоятельной работы при изучении «Информационной культуры личности». Рекомендуемая литература. Основные формы учебной работы.