Объем информации огромен и количество деталей из правовых положений на данную тему бесконечно. Но никто не освобожден от изучения хотя бы основополагающих положений. Это фарз для каждого мусульманина получать необходимые знания и это знание от которого зависит законность и обоснованность наших действий.
Далее приводятся вопросы, которые муджахиду следует знать чтобы его джихад был принят Аллахом:
Правила относительно трофеев
После того как Гьанима (военные трофеи) были собраны, вычитаются расходы на их транспортировку и хранение. Затем трофеи делятся на 5 равных частей. 4 из 5 частей (80%) далее делится между муджахидами. Оставшая пятая часть затем делится на 5:
1/5 принадлежит Аллаху и Его Посланнику. Она тратится на полезные цели для мусульман, как строительство форта или мечети или любой инфраструктуры для Уммы.
1/5 отдается Ахлул Байт (семье Посланника Аллаха)
1/5 отдается сиротам
1/5 отдается бедным
1/5 отдается путникам
Имам Абу Ханифа делит эту пятую часть на три части, а не на пять. Он исключает первые две категории. Согласно его мнению, часть принадлежащая Посланнику Аллаха и его семье отменена с его смертью.
Мнение Имама Малика таково: вся пятая часть должна быть передана в казну мусульман и затем имам расходует её для пользы мусульман. Ибн Таймийя говорит что мнение Имама Малика - это мнение большинства ранних мусульман и самое достоверное. Улемы согласны что каждый мусульманин участвовавший в битве получает свою долю из трофеев, даже если он не сражался. Они также единодушны что воин заболевает на джихаде и не может сражаться, он все равно получает свою долю добычи. Если слепой или одноногий человек участвует в джихаде и он приносит армии пользу, он должен получить свою долю трофеев.
4/5 или 80% военных трофеев принадлежащих муджахидам делится следующим образом: всадник получает 3 доли, 1 долю для себя и 2 доли для своего коня, а пеший воин получает одну долю.
В случае с Фей (трофеи полученные без сражения), она полностью отдается в казну мусульман.
Существует разногласие во мнении относительно того получают ли воины прибывшими как подкрепление, если они прибыли уже после окончания битвы.
Если нет Имама или Амира и мусульмане сражаются с врагом, тогда они делят добычу между собой. Но если среди трофеев есть женщины, тогда они не распределяются если нет Амира чтобы предотвратить пагубные последствия.
Если кто-то идет с намерением сражаться, но затем их назначают на небоевые посты так например охрана имущества армии, тогда они получают свои доли трофеев.
Большинство ученых утверждают что все из 80% трофеев отдается муджахидам и никто не имеет права разделять их иначе. Другие разрешают Имаму или Амиру дать часть из нее другим.
Если воин не может нести свою долю и он говорит: Кто может нести её, может взять её себе, тогда разрешается тому кто возьмет эту долю, оставить её себе.
Если речь идет о имуществе которое невозможно транспортировать, как дом или строение, тогда Имам имеет право разделить это между получателями трофеев или сделать его Вакфом (фондом или пожертвованием) или отдать его назад первоначальным владельцам и взимать с них джизью и харадж (земельный налог). Если они принимают Ислам, они освобождаются от джизьи, но не от хараджа.
В книге Аль Хидая (Ханафи) написано: Если сражаются дети, они получают долю меньшую чем одна полная доля трофеев. Если женщина лечит и ухаживает за ранеными, она также получает долю меньшую чем доля воина.
Нафил - это дополнительная награда к доле из трофеев, которую Имам может дать участвовавшим в рискованных операциях или исключительно хорошо сражавшимся.
Фей - это то что было взято у кафиров без боя. Когда например кафиры страшась мусульман покидают свои позиции и оставляют позади трофеи, или если они сдаются без боя, или они платят джизью. Распределение Фея - это прерогатива Имама или Амира.