Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Средние циклы тренировки (мезоциклы): понятие, факторы, обусловливающие их структуру. Типы мезоциклов



На основе годового плана можно составить план тренировки на менее короткие периоды тренировочного процесса — этап, месяц (мезоцикл),

неделю (микроцикл), тренировочный день и отдельное занятие.

Планируя тренировку в мезо- и микроциклах, необходимо, прежде всего, учитывать:

1. Преимущественную направленность ее (на развитие выносливости, силовых, скоростных или координационных способностей; на техничес­кую подготовку или на комплексное решение нескольких задач).

2. Характер применяемых средств и методов тренировки.

3. Закономерности переноса двигательных навыков и физических спо­собностей (переноса тренированности) при определении содержания за­нятий в каждом микроцикле и серии микроциклов.

4. Параметры объема и интенсивности тренировочных нагрузок, их соотношение и изменение в процессе тренировки.

Мезоциклтренировки можно определить как серию микроциклов раз­ного или одного типа, составляющую относительно законченный этап или подэтап тренировки. Построение тренировки в форме мезоциклов позво­ляет более целесообразно управлять суммарным тренировочным эффектом каждой серии микроциклов, обеспечивать при этом высокие темпы роста тренированности спортсменов.

Средние циклы чаще всего состоят из 3 -6 микроциклов и имеют общую продолжительность, близкую к месячной. Их структура и содержание зависят от многих факторов: этапа и периода годичного цикла, вида спорта, возраста и подготовленности спортсме­нов, режима учебы и отдыха, внешних условий тренировки {климатичес­ких, географических и др.), околомесячных биоритмов в жизнедеятельно­сти организма (например, менструальных циклов) и т.д.

Различают следующие типы мезоциклов: втягивающий, базовый, контрольно-подготовительный, предсоревновательный, соревновательный, восстановительный и др. (Л.П. Матвеев).

Втягивающий мезоцикл характеризуется повышением объема трениро­вочных нагрузок, вплоть до значительных величин с постепенным повы­шением интенсивности. С такого рода мезоцикла обычно начинается под­готовительный период. У спортсменов невысокой квалификации втягивающий мезоцикл состоит из трех-четырех объемных микроциклов. Во втягивающем мезоцикле, независимо от квалификации спортсменов, большее внимание уделяется средствам общей подготовки для повышения возможностей систем дыхания и кровообращения. Это делается для того, чтобы создать предпосылки для дальнейшей работы.

Базовый мезоцикл отличается тем, что в нем проводится основная тре­нировочная работа, большая по объему и интенсивности, направленная на повышение функциональных возможностей, развитие основных физи­ческих способностей, на совершенствование уже освоенных технико-так­тических приемов. Наряду с расширением функциональных возможностей спортсменов в задачи этих мезоциклов входит стабилизация и закрепление достигнутых перестроек в организме. По своему преимущественному со­держанию они могут быть общеподготовительными и специально-подгото­вительными, а по эффекту воздействия на динамику тренированности –

развивающими и поддерживающими. Каждый вид базового мезоцикла может включать несколько мезоциклов соответствующего типа, но в раз­ных комбинациях. Например, развивающий мезоцикл может состоять из 4 мезоциклов — двух объемных, одного интенсивного и восстановительно­го: МЦобъемный + МЦобъемный + МЦинтенсивный + МЦвосстанови-тельный + Стабилизирующий состоит всего из двух объемных микроцик­лов (Л.П. Матвеев).

Контрольно-подготовительный мезоцикл представляет собой переходя­щую форму от базовых мезоциклов к соревновательным. Собственно тре­нировочная работа сочетается здесь с участием в серии соревнований, ко­торые имеют в основном контрольно-тренировочный характер и подчинены, таким образом, задачам подготовки к соревнованиям. Мезоцикл данного типа может состоять из двух-трех собственнотренировочных микроциклов и одного микроцикла соревновательного типа.

Предсоревновательные мезоциклы типичны для этапа непосредственной подготовки к основному соревнованию или одному из основных. В них должен быть смоделирован весь режим предстоящих соревнований, обеспе­чена адаптация к его конкретным условиям и созданы оптимальные условия для полной реализации возможностей спортсмена в решающих стартах.

Если соревнования не очень ответственные, то подготовка к ним обеспечивается в рамках сорев­новательного мезоцикла, который может состоять из подводящих, соревно­вательных и восстановительных микроциклов.

При подготовке же к ответственному соревнованию, проводимому в необычных для спортсмена условиях целесообразно специально выделить этап непосредственной подготовки к ответственному соревнованию, который обычно включает один или несколько мезоциклов, построенных по типу предсоревновательных.

При необходимости обеспечить более основательную гренировочную работу на фоне подготовки к состязанию, эффективен ва­риант: МЦмодельно-соревноват. + МЦсобственно трениров. МЦсобствен-чо трениров. + МЦмодельно-соревн. + МЦсобственно трениров. + МЦподводящий (Л.Н. Матвеев).

В практике предсоревновательной подготовки используется также не традиционный вариант построения заключительного этапа подготовки к ответственному соревнованию по «принципу маятника».

Соревновательные мезоциклы —форма построения тренировки в период основных соревнований. Количество и структура соревновательных мезоциклов определяют особенности существующего спортивного календаря,(программа, режим соревнования, состав участников, квалификация и степень подготовленности спортсменов). Как минимум каждый соревновательный мезоцикл состоит из подводящего, соревновательного и восстановительного микроциклов.

Восстановительные мезоциклы подразделяются на восстановительно-подготовительные и восстановительно-поддерживающие. Первые планируют между двумя соревновательными мезоциклами. Состоят они из одного-двух восстановительных, двух-трех собственно тренировочных мик­роциклов. Их основная задача — восстановление спортсменов после серии основных соревнований, требующих не сколько физических, сколько не­рвных затрат, а также подготовка к новой серии соревнований.

Восстановительно-поддерживающие мезоциклы также планируют после соревновательного мезоцикла в том случае, когда серия соревнований была слишком тяжела для спортсмена. Для того чтобы не допустить перераста­ния кумулятивного эффекта, вызванного участием спортсмена в серии соревнований, в перетренировку после восстановительных микроциклов вводят тренировочную работу поддерживающего характера, широко ис­пользуя средства общей подготовки. Средние циклы подобного типа в ос­новном характерны для переходного периода.

Большие циклы тренировки (макроциклы): понятие, факторы, обусловливающие их структуру. Типы макроциклов. Характеристика подготовительного, соревновательного и переходного периодов (задачи, средства, динамика нагрузок).

Разработка стратегии подготовки и определение методической направленности тренировочного процесса по годам олимпийского цикла позволяет более качественно и осмысленно решать проблему выбора структуры того или иного годичного цикла, или, другими словами способа решения ключевых задач подготовки. Последнее находит свое воплощение в особенностях периодизации тренировочного процесса.

В основе концепции периодизации лежат закономерности развития спортивной формы. Спортивная форма – состояние оптимальной физической, технической, тактической и психической готовности спортсмена к достижению спортивного результата, которое приобретается при определенных условиях в относительно продолжительном цикле тренировки. В тренировочном процессе спортсмен, обладая определенной тренированностью, постепенно совершенствуется, достигая готовности по различным компонентам, т.е. приобретает спортивную форму.

Процесс развития спортивной формы протекает во времени и характеризуется последовательной сменой трех фаз: приобретение, сохранения и временной утраты. Естественно, что в зависимости от фазы спортивной формы будет и различия тренировки.

Так традиционно формируются подготовительный, соревновательный и переходный периоды, которые включают в себя этапы, мезо-, микроциклы тренировочного занятия.

Под структурой тренировочного процесса следует понимать относительно устойчивый порядок объединение его компонентов (частей, сторон и звеньев), их закономерное соотношение друг с другом и общую последовательность.

Планы годичных циклов подготовки на разных этапах разработаны на основе календаря соревнований с делением года на месяцы и недели.

Типичными для подготовительного периода является этапы повышения уровня ОФП (начальной подготовки) и СФП, освоение программы, ее модернизация(новые элементы, соединения, комбинации в целом).

Для соревновательного периода характерны этапы совершенствования качества выполнения программы, этап стабилизации техники, надежности выполнения комбинаций, этап непосредственной подготовки к соревнованиям и этап реализации – участие в них.

Переходный период, как правило, планируется активный отдых, физическая подготовка.

Особенностью плана годичного цикла на этапе начальной подготовки является длительный подготовительный период, который отводится на основание большого количества упражнений объемного материала и программы начальных спортивных разрядов и относительно короткий соревновательный период. Небольшое количество соревнований дополняется контрольными занятиями, с тестированием результатов технической и физической подготовленности.

План-схема годичного цикла на следующих этапах подготовки построена на учете особенностей календаря официальных и учебно-контрольных соревнований. В связи с этим в течении года планируется два полугодичных цикловт(т.к. основные стары весной и осенью) с выделением в каждом подготовительного, соревновательного и относительно короткого переходного периода.

При планировании подготовки гимнастов разрядников, особенно старших разрядов, знание календаря официальных соревнований с возможностью участия в них воспитанников спорт школы имеет принципиальное значение.

Планы годичного цикла представлены на наглядной графической форме, что позволяет в проследить наиболее важные события учебно-тренировочного процесса, а именно: продолжительность периодов и этапов их чередования в течении года, календарные дата соревнований и контрольных проверок технической и физической подготовленности, медицинского контроля на централизованных сборах, а также главные задачи данного года или его частей.

Структура годичного цикла на этапе спортивного совершенствования сохраняется такой же как и на учебно-тренировочном этапе. Различия, естественно, касаются содержания подготовки и связаны с ростом сложности осваиваемых упражнений и с большей индивидуализацией учебно-тренировочного процесса.

Факторы обуславливающие структуру и продолжительность макроциклов:

1) специфические особенности видов спорта и закономерности становления основных составляющих спортивного мастерства;

2) необходимость подготовки спортсменов к участию в конкретных соревнованиях;

3) индивидуальные адаптационные возможности спортсмена;

4) структура подготовки спортсмена;

5) содержание предшествовавшего тренировочного процесса

Подготовителый период – наиболее продолжительная структурная единица тренировочного процесса.

Основное направление тренировки в ПП – закладывается функциональная база, необходимая для выполнения больших объемов специальной работы, направленной на непосредственную подготовку двигательной и вегетативной сфер организма к эффективной соревновательной деятельности; совершенствуются двигательные навыки; развиваются физические качества, осуществляются тактическая и психическая подготовка.

Подготовительный период состоит из двух этапов: общеподготовительного и специально-подготовительного, соотношение продолжительности которых зависитот типа макроцикла квалификации спортсмена.

ОБЩЕПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Основные задачи:

1) повысить уровень общей физической подготовленности спортсмена;

2) расширить диапазон возможностей основных функциональных систем организма;

3) сформировать необходимые технические и психические качества, которые в решающей мере влияют на уровень спортивного результата;

4) повысить уровень способности спортсмена переносить значительное количество больших нагрузок.

Широко используются разнообразные специально-подготовительные упражнения, в значительной степени приближенные к обще-подготовительным.

Современна подготовка спортсменов с первых дней начала подготовительного периода строится на материале упражнений, создающих физические, технические и психические предпосылки для проведения последующей специальной тренировки.

СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Основные задачи:

1) развивать комплексные качества(скоростные возможности, специальную выносливость) на базе предпосылок, созданных не первом этапе ПП;

2) совершенствовать соревновательную технику и тактику, т.е. осуществлять непосредственное становление спортивной формы.

Это достигается увеличением доли специально-подготовительных упражнений, приближенных к соревновательным, а также собственно-соревновательных. Кроме того, значительное место в объеме тренировочной работы отводится узкоспециализированным средствам, способствующим повышению уровня возможностей отдельных слагаемых высокой специальной работоспособности.

Тренировка в соревновательном периоде предполагает решение следующих основных задач:

1) совершенствования соревновательной готовности или накопление боевого потенциала, где происходит адаптация технико-тактического запаса к условиям соревновательной деятельности, совершенствуются специальные качества за счет последовательного увеличения соревновательной нагрузки.

2) обеспечить интегральную подготовку (поддержание боевого потенциала).Основная задача-поддержание уровня специальной тренированности, дальнейшее совершенствование тактики боя с конкретными соперниками, некоторое снижение психической напряженности за счет участия в серии подводящих соревнований.

3) осуществить подготовку и участие в основных соревнованиях, где осуществляется моделирование соревновательной деятельности и непосредственная подготовка к главным стартам.

Пик суммарного объема нагрузки приходится на конец первого и начало второго этапа соревновательного периода, т.е. на этапы накопления и поддержания боевого потенциала.

В конце этапа накопления боевого потенциала соревновательная нагрузка достигает своего максимума по отношению ко всему годичному циклу, что связано с необходимостью совершенствования технико-тактического мастерства в соревновательных условиях.

В следующем мезоцикле, открывающем этап поддержания боевого потенциала, происходят качественное и количественное изменения структуры нагрузок. Увеличиваются объемы нагрузок в средствах специальной подготовки, а также по разделам общей и специальной физической подготовки. Однако изменение нагрузки в средствах физической подготовки, по-видимому, решает задачу не повышение уровня физической подготовленности спортсменов, а скорее имеет восстановительно-поддерживающий характер. Об этом косвенно свидетельствует дальнейшее значительное снижение соревновательной нагрузки в следующем мезоцикле этапа поддержания боевого потенциала, которое компенсировалось за счет увеличения средств специальной подготовки.

На этапе основных соревнований происходит дальнейшее снижение суммарной нагрузки и ее парциальных объемов в средствах ОФП, СФП и специальной подготовки.

Решение этих задач достигается посредством применения соревновательных и близких к ним по форме, структуре и характеру воздействия на организм специально-подготовительных упражнений.

Тренировка ПП предполагает решение след основных задач:

1. организовать полноценных отдых после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла;

2. поддержать на определенном уровне тренированность для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очередного макроцикла;

Эти задачи определяют продолжительность ПП, состав средств и методов, диамику нагрузки т.п.

Продолжительность ПП регламентируют такие факторы как:

- этап многолетней подготовки;

- система планирования тренировочного процесса в течении года;

- продолжительность соревновательного периода;

- сложность и ответственность основных соревнований;

- индивидуальные особенности спортсмена.

Содержание ПП:

1- й подход – сочетание активного и пассивного отдыха

2- й подход- активный и пассивный отдых(несколько дней)-достаточно напряженная тренировка(по принципу планирования втягивающего мезоцикла обще-подготовительного этапа) и т.д.

3- й подход – применение средства активного отдыха и неспецифические нагрузки, обеспечивающие поддержание основных компонентов тренированности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.