Основу технического мастерства спортсменов составляют двигательные умения и навыки, формирующиеся в процессе тренировки и существенно влияющие на результат.
Обучение – это дидактический процесс взаимодействия преподавателя и ученика в поиске наиболее эффективного пути достижения от неумения выполнять упражнение до совершенного владения им спортсменом.
Способность человека приобретать знания и овладевать умениями и навыками называют обучаемостью.
Методика - как совокупность различных методов, обеспечивающих успешность овладения отдельными упражнениями.
В настоящее время в теории физической культуры имеются несколько классификаций методов обучения, воспитания и развития личности
1. Методы, направленные на овладение знаниями.
2. Методы, способствующие овладению двигательными умениями и навыками.
3.Методы, направленные преимущественно на развитие физических качеств, способностей.
Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками.
подразделяются на:
1. Методы расчлененного упражнения
2. Методы целостного упражнения (разновидности: 1. собственно целостный метод; 2. метод целостного упражнения с постановкой частных задач; 3. метод целостного упражнения с развертыванием обучения от ведущего звена; 4. метод подводящих упражнений).
В педагогическом аспекте двигательные умения и навыки следует рассматривать, как приобретенную возможность выполнять двигательное действие. Она возникает на основе:
-знаний о способе (технике) выполнения ФУ,
-наличие у занимающихся предварительного двигательного опыта и определенного уровня физической подготовленности
-многократных повторений изучаемых действий
С точки зрения управления движениями двигательные умения и навыки характеризуют различную степень (уровень) владения двигательным действием.
Двигательное умение - это такой уровень овладения двигательным действием, при котором управление движениями осуществляется при активной роли мышления.
Характерные признаки:
1. управление движениями происходит неавтоматизированно
2. сознание ученика загружено контролем каждого движения
3. невысокая быстрота выполнения действия
4. действие выполняется неэкономично, при значительной степени утомления
5. относительная расчлененность движений
6. нестабильность действия
7. непрочное запоминание действия
8. в процессе дальнейшего овладения двигательным действием умение превращается в навык
Двигательный навык –это такая степень владения действием, при котором управление движениями происходит автоматизировано, т. е. не требует специально направленного на него внимания.
Характерные признаки:
1. Автоматизированное управление движениями.
2. Слитность движений, т.е. объединение ряда элементарных движений в единое целое
3. Отсутствие излишнего напряжения мышц, ненужных действий, высокая быстрота, легкость, экономичность и точность движений при его выполнении.
4. Высокая устойчивость действия. Она позволяет успешно решать двигательную задачу под влиянием сбивающих факторов.
5. Прочность запоминания действия. Навык, если он сформирован и закреплен, не исчезает даже при длительных перерывах
От умения и навыка следует отличать привычки. Двигательные привычки – это автоматически совершаемые действия, не связанные с целенаправленным обучением, которые могут возникнуть неосознанно.
Взаимодействие (перенос) навыков.
Формирование одних двигательных навыков может оказывать определенное влияние на усвоение других навыков. Это явление получило название переноса навыка. Различают положительный и отрицательный перенос навыка.
Положительнымпереносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования последующего.
Отрицательным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего.
Перенос навыка может иметь различный характер.
Этапыобучения
Процесс обучения движениям состоит из следующих этапов: 1) первоначальное разучивание, 2) углубленное разучивание, 3) закрепление навыка и совершенствование техники. Первоначальное разучивание. На первом этапе ставится задача создать целостное представление о движении и сформировать умение выполнять его в общих чертах (освоить основу техники). При этом наблюдаются излишнее мышечное напряжение, неточность в выполнении движения, отсутствие слитности между его элементами. Углубленное разучивание. Задача второго этапа — создать правильное представление о каждом элементе техники движения, выработать умение четко и слитно выполнять их. Закрепление навыка и совершенствование техники. Задача третьего этапа — закрепление приобретенного умения в навык, а также выработка умения применять его в различных условиях, изменяющихся ситуациях (в соревновательной, игровой форме). На данном этапе продолжается совершенствование техники движений.