Самовоспитание – целенаправленный процесс по развитию лучших, социально ценных свойств личности и категорическому запрещению самому себе дурных поступков и даже помыслов.
Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой и желаний, стремлений человека. Без цели не может быть начато ни одно дело, в том числе и самовоспитание. Но надо иметь, конечно, достаточно здорового смысла, чтобы ставить себе задачи по силам. Иначе, неосуществимые, нереальные надежды могут привести к обратному эффекту, к неуверенности в своих силах.
Каждый из нас может составить список черт, которые следовало бы усилить, и список черт, которые следовало бы ослабить или искоренить. Искоренение недостатков как и выработка желаемых качеств характера и способностей может быть целью самовоспитания.
С первых шагов новичков приучаем к самовоспитанию.
Этапы:
1) выявление недостатков (оценить свои качества)
2) переживание недостатков
3) вера в то, что себя можно изменить
4) составление программы ( помощь учителя, тренера, родителя).
5) Выполнение ( усталость, надоело. Роль наставника велика, показ того поступательного развития, которое происходит).
Направления:
- волевые качества
- самоорганизованность
- интеллектуальные качества
- нравственное развитие
Получаем умения и навыки управлять другим человеком, подчинять его, получать от него все, что тебе надо.
- двигательные качества
- общение (социализация) - искренность, интерес друг к другу, умение помочь, сотрудничество.
Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание – относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Базируется на адекватной самооценке, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. Находится в неразрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми компонентами являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.
Структурные компоненты педагогической деятельности (организаторский, гностический, конструктивный, проектировочный, коммуникативный) их характеристика (на примере избранного вида спорта).
Педагогическая деятельность есть система взаимосвязанных систематизированных и последовательных действий педагога, направленных на достижение поставленных целей через решение педагогических задач. В структуре педагогической деятельности выделяют относительно самостоятельные функциональные виды или компоненты деятельности педагога. К психолого-педагогическим компонентам педагогической деятельности относят: проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический. Успешность воплощения их в учебно-воспитательном и учебно-тренировочном процессах зависит от степени сформированности педагогических умений и развитости профессиональных способностей педагога. Педагогические способности - предрасположенность к успешному выполнению педагогической деятельности, основанная на приобретении комплекса знаний, умений, навыков и соответствующем развитии личностных свойств и качеств. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения и применения способов и приемов педагогических действий. Материальной основой способностей являются задатки. Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности организма, в том числе центральной нервной системы, являющиеся предпосылками развития способностей. Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности. Талант - высокая степень проявления способностей, позволяющая получать продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной ценностью. Гениальность - высшая степень творческих проявлений личности, имеющая историческое значение для жизни общества. Различают общие и специальные способности. Общие способности: интеллектуальные - восприятие, внимание, память, мышление; академические - способность и потребность к широкому усвоению знаний в различных областях науки и культуры; творческие - вариативный подход к решению любой встречающейся задачи, постоянный поиск наиболее разумных и экономичных решений; двигательные и ряд других. Они обеспечивают успешность формирования специальных способностей в конкретной области человеческой деятельности. В соответствии с психолого-педагогическими компонентами педагогической деятельности выделяют следующие специальные педагогические способности: Проектировочные способности проявляются в предвидении результатов учебно-воспитательной работы, которое реализуется в полноценном планировании на четверть, полугодие, год и далее. Привходящими условиями являются: академическая подготовленность, владение диагностическими методами, хорошая наблюдательность и развитое конструктивное воображение. Конструктивные способности проявляются в умении выстраивать последовательную цепь частных целей и задач и определять пути их решения в виде разработанной системы уроков и создания конспекта каждого отдельного занятия. Привходящими условиями являются; научная подготовленность, знание опыта коллег и постоянный поиск наиболее эффективных решений педагогических задач, базирующийся на глубоких знаниях, развитых психомоторных способностях (способность вникнуть в движение, понять и предусмотреть способы преодоления трудностей, которые могут испытывать обучаемые). Организаторские способности выражаются в четкости создания условий и упорядочении протекания учебно-воспитательного процесса, передачи информации, организации действий учащихся, собственного поведения. Различают ведущие и опорные организаторские способности. К ведущим относятся способности формировать коллектив, включать учащихся в разнообразные виды деятельности и воспитывать личность активной в движении к целям саморазвития и самовоспитания. К опорным способностям относятся наблюдательность, распределенность внимания. Наблюдательность - это способность к непрерывному получению оперативной зрительной информации о субъектах педагогического воздействия и обстановке, в которой воздействие осуществляется. Распределенность внимания - это способность все помнить, включая собственные действия и поведение, все видеть, все контролировать. Коммуникативные способности заключаются в установлении целесообразных взаимоотношений с воспитанниками и перестроении их в соответствии с развитием воспитанников и изменением требований к ним. Успешное проявление коммуникативных способностей базируется на целом ряде сопутствующих способностей и личных качеств. Это перцепция - способность воспринимать состояние воспитанника по внешним признакам: выражению глаз, мимике, позе, характеру действий, тональности речи; эмпатия - отождествление себя с субъектом воспитания и как бы изнутри понимание его состояния. Суггестивные способности основываются на авторитетности, четкости и логичности речи педагога, что обеспечивает внушение воспитанникам своих мыслей, требований, установок путем преодоления или нейтрализации их критического отношения к его словам. Экспрессивные способности - это выразительность и доброжелательность речи, воздействие ее на чувства и вызов положительных эмоций. Способность создавать благоприятные условия при общении обеспечивается тактичностью и мажорностью речи (окраской ее в бодрые, радостные тона с проявлением уважения к своим слушателям). Гностическая (познавательная) деятельность педагога пронизывает весь учебно-воспитательный процесс, все его компоненты, включая диагностику, прогнозирование итогов и глубокое, критическое осмысливание всего процесса и результатов работы. Успех обеспечивается проявлением таких интеллектуальных операционных способностей, как анализ и синтез, индукция и дедукция, направленных на постоянный поиск более целесообразных и результативных путей решения всех проблем, возникающих в процессе профессиональной деятельности педагога.