Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Самовоспитание как составная часть воспитания, его движущие силы. Методы самовоспитания (на примере избранного вида спорта)



Самовоспитание – целенаправленный процесс по развитию лучших, социально ценных свойств личности и категорическому запрещению самому себе дурных поступков и даже помыслов.

Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой и желаний, стремлений человека. Без цели не может быть начато ни одно дело, в том числе и самовоспитание. Но надо иметь, конечно, достаточно здорового смысла, чтобы ставить себе задачи по силам. Иначе, неосуществимые, нереальные надежды могут привести к обратному эффекту, к неуверенности в своих силах.

Каждый из нас может составить список черт, которые следовало бы усилить, и список черт, которые следовало бы ослабить или искоренить.
Искоренение недостатков как и выработка желаемых качеств характера и способностей может быть целью самовоспитания.

С первых шагов новичков приучаем к самовоспитанию.

Этапы:

1) выявление недостатков (оценить свои качества)

2) переживание недостатков

3) вера в то, что себя можно изменить

4) составление программы ( помощь учителя, тренера, родителя).

5) Выполнение ( усталость, надоело. Роль наставника велика, показ того поступательного развития, которое происходит).

Направления:

- волевые качества

- самоорганизованность

- интеллектуальные качества

- нравственное развитие

Получаем умения и навыки управлять другим человеком, подчинять его, получать от него все, что тебе надо.

- двигательные качества

- общение (социализация) - искренность, интерес друг к другу, умение помочь, сотрудничество.

Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание – относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Базируется на адекватной самооценке, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. Находится в неразрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми компонентами являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.

Структурные компоненты педагогической деятельности (организаторский, гностический, конструктивный, проектировочный, коммуникативный) их характеристика (на примере избранного вида спорта).

Педагогическая деятельность есть система взаимосвязанных систематизированных и последовательных действий педагога, направленных на достижение поставленных целей через решение педагогических задач. В структуре педагогической деятельности выделяют относительно самостоятельные функциональные виды или компоненты деятельности педагога.
К психолого-педагогическим компонентам педагогической деятельности относят: проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический. Успешность воплощения их в учебно-воспитательном и учебно-тренировочном процессах зависит от степени сформированности педагогических умений и развитости профессиональных способностей педагога.
Педагогические способности - предрасположенность к успешному выполнению педагогической деятельности, основанная на приобретении комплекса знаний, умений, навыков и соответствующем развитии личностных свойств и качеств. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения и применения способов и приемов педагогических действий. Материальной основой способностей являются задатки.
Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности организма, в том числе центральной нервной системы, являющиеся предпосылками развития способностей.
Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности.
Талант - высокая степень проявления способностей, позволяющая получать продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной ценностью.
Гениальность - высшая степень творческих проявлений личности, имеющая историческое значение для жизни общества.
Различают общие и специальные способности. Общие способности: интеллектуальные - восприятие, внимание, память, мышление; академические - способность и потребность к широкому усвоению знаний в различных областях науки и культуры; творческие - вариативный подход к решению любой встречающейся задачи, постоянный поиск наиболее разумных и экономичных решений; двигательные и ряд других. Они обеспечивают успешность формирования специальных способностей в конкретной области человеческой деятельности.
В соответствии с психолого-педагогическими компонентами педагогической деятельности выделяют следующие специальные педагогические способности:
Проектировочные способности проявляются в предвидении результатов учебно-воспитательной работы, которое реализуется в полноценном планировании на четверть, полугодие, год и далее. Привходящими условиями являются: академическая подготовленность, владение диагностическими методами, хорошая наблюдательность и развитое конструктивное воображение.
Конструктивные способности проявляются в умении выстраивать последовательную цепь частных целей и задач и определять пути их решения в виде разработанной системы уроков и создания конспекта каждого отдельного занятия. Привходящими условиями являются; научная подготовленность, знание опыта коллег и постоянный поиск наиболее эффективных решений педагогических задач, базирующийся на глубоких знаниях, развитых психомоторных способностях (способность вникнуть в движение, понять и предусмотреть способы преодоления трудностей, которые могут испытывать обучаемые).
Организаторские способности выражаются в четкости создания условий и упорядочении протекания учебно-воспитательного процесса, передачи информации, организации действий учащихся, собственного поведения. Различают ведущие и опорные организаторские способности. К ведущим относятся способности формировать коллектив, включать учащихся в разнообразные виды деятельности и воспитывать личность активной в движении к целям саморазвития и самовоспитания. К опорным способностям относятся наблюдательность, распределенность внимания. Наблюдательность - это способность к непрерывному получению оперативной зрительной информации о субъектах педагогического воздействия и обстановке, в которой воздействие осуществляется. Распределенность внимания - это способность все помнить, включая собственные действия и поведение, все видеть, все контролировать.
Коммуникативные способности заключаются в установлении целесообразных взаимоотношений с воспитанниками и перестроении их в соответствии с развитием воспитанников и изменением требований к ним. Успешное проявление коммуникативных способностей базируется на целом ряде сопутствующих способностей и личных качеств. Это перцепция - способность воспринимать состояние воспитанника по внешним признакам: выражению глаз, мимике, позе, характеру действий, тональности речи; эмпатия - отождествление себя с субъектом воспитания и как бы изнутри понимание его состояния. Суггестивные способности основываются на авторитетности, четкости и логичности речи педагога, что обеспечивает внушение воспитанникам своих мыслей, требований, установок путем преодоления или нейтрализации их критического отношения к его словам. Экспрессивные способности - это выразительность и доброжелательность речи, воздействие ее на чувства и вызов положительных эмоций. Способность создавать благоприятные условия при общении обеспечивается тактичностью и мажорностью речи (окраской ее в бодрые, радостные тона с проявлением уважения к своим слушателям).
Гностическая (познавательная) деятельность педагога пронизывает весь учебно-воспитательный процесс, все его компоненты, включая диагностику, прогнозирование итогов и глубокое, критическое осмысливание всего процесса и результатов работы. Успех обеспечивается проявлением таких интеллектуальных операционных способностей, как анализ и синтез, индукция и дедукция, направленных на постоянный поиск более целесообразных и результативных путей решения всех проблем, возникающих в процессе профессиональной деятельности педагога.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.