Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие «метод», «методический прием», методика». Классификация методов, применяемых в физическом воспитании. Требования к выбору методов (на примере базового вида спорта)



Методика - как совокупность различных методов, обеспечивающих успешность овладения отдельными упражнениями.

В настоящее время в теории физической культуры имеются несколько классификаций методов обучения, воспитания и развития личности

1. Методы, направленные на овладение знаниями.

2. Методы, способствующие овладению двигательными умениями и навы­ками.

3.Методы, направленные преимущественно на развитие физических качеств, способностей.

Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками.

подразделяются на:

1. Методы расчлененного упражнения

2. Методы целостного упражнения (разновидности: 1. собственно целостный метод; 2. метод целостного упражнения с постановкой частных задач; 3. метод целостного упражнения с развертыванием обучения от ведущего звена; 4. метод подводящих упражнений).

В педагогическом аспекте двигательные умения и навыки следует рассматривать, как приобретенную возможность выполнять двигательное действие. Она возникает на основе:

-знаний о способе (технике) выполнения ФУ,

-наличие у занимающихся предварительного двигательного опыта и определенного уровня физической подготовленности

-многократных повторений изучаемых действий

Понятие о двигательных умениях и навыках, их отличительные черты. Закономерности формирования двигательных навыков (психологические и физиологические особенности). Перенос двигательных навыков.

С точки зрения управления движениями двигательные умения и навыки характеризуют различную степень (уровень) владения двигательным действием.

Двигательное умение - это такой уровень овладения двигательным действием, при котором управление движениями осуществляется при активной роли мышления.

Характерные признаки:

1. управление движениями происходит неавтоматизированно

2. сознание ученика загружено контролем каждого движения

3. невысокая быстрота выполнения действия

4. действие выполняется неэкономично, при значительной степени утомления

5. относительная расчлененность движений

6. нестабильность действия

7. непрочное запоминание действия

8. в процессе дальнейшего овладения двигательным действием умение превращается в навык

Двигательный навык –это такая степень владения действием, при котором управление движениями происходит автоматизировано, т. е. не требует специально направленного на него внимания.

Характерные признаки:

1. Автоматизированное управление движениями.

2. Слитность движений, т.е. объединение ряда элементарных движений в единое целое

3. Отсутствие излишнего напряжения мышц, ненужных действий, высокая быстрота, легкость, экономичность и точность движений при его выполнении.

4. Высокая устойчивость действия. Она позволяет успешно решать двигательную задачу под влиянием сбивающих факторов.

5. Прочность запоминания действия. Навык, если он сформирован и закреплен, не исчезает даже при длительных перерывах

От умения и навыка следует отличать привычки. Двигательные привычки – это автоматически совершаемые действия, не связанные с целенаправленным обучением, которые могут возникнуть неосознанно.

Взаимодействие (перенос) навыков.

Формирование одних двигательных навыков может оказывать определенное влияние на усвоение других навыков. Это явление получило название переноса навыка. Различают положительный и отрицательный перенос навыка.

Положительнымпереносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования последующего.

Отрицательным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего.

Перенос навыка может иметь различный характер.

Процесс обучения двигательному навыку начинается с определенного побуждения к действию. Которое задается подкорковыми и корковыми мотивационными зонами.

На первом этапе формирования двигательного навыка возникает замысел действия, осуществляемый ассоциативными зонами коры больших полушарий (переднелобными и нижнетеменными). В сознании человека создается определенный эталон требуемого действия. На втором этапеобучения начинается непосредственное выполнение разучиваемого упражнения. При этом отмечают три стадии формирования двигательного навыка: 1.Стадиягенерализации (иррадиации возбуждения), созданная модель становится основой для перевода внешнего образа во внутренние процессы формирования программы собственных действий. В создании моторных программ принимают участие многие нейроны коры, мозжечка, таламуса, подкорковых ядер и ствола мозга. Обширное вовлечение множества мозговых элементов необходимо для поиска наиболее нужных из них. Этот процесс обеспечивается широкой иррадиацией возбуждения по различным зонам мозга и сопровождается обобщенным характером периферических реакций – их генерализацией. В силу этого первая стадия начинающихся попыток выполнить задуманное движение называется стадией генерализации. Она характеризуется напряжением большого числа активированных скелетных мышц, их продолжительным сокращением, одновременным вовлечением в движение мышц-антагонистов. Все это нарушает координацию движений, делает их закрепощенными, приводит к значительным энерготратам и, соответственно, излишне выраженным вегетативным реакциям. На этой стадии наблюдается особенное учащение дыхания и сердцебиения, подъем артериального давления, резкие изменения состава крови, заметные повышения температуры тела и потоотделения. Однако нет достаточной согласованности этих сдвигов между собой и их соответствия мощности и характеру работы. Массированный поток афферентных импульсов от проприорецепторов многих мышц затрудняет отделение основных рабочих мышечных групп от посторонних.

2.Стадияконцентрации. На второй стадии формирования двигательного навыка происходит концентрация возбуждения в необходимых для его осуществления корковых зонах. В посторонних же зонах активность подавляется одним из видов условного внутреннего торможения – дифференцировочным торможением. В коре и подкорковых структурах создается мозаика из возбужденных и заторможенных нейронных объединений, что обеспечивает координированное выполнение двигательного акта. Включаются лишь необходимые мышечные группы и только в нужные моменты движения. В результате рабочие энерготраты снижаются. Навык уже сформирован на этой стадии, но еще очень непрочен и нарушается при любых новых раздражениях.

3. Стадиястабилизациииавтоматизации. В результате многократного повторения навыка в разнообразных условиях помехоустойчивость рабочей доминанты повышается. Повышается стабильность и надежность навыка, снижается сознательный контроль за его элементами, т.е. происходит автоматизация навыка.

Процесс автоматизации не означает выключения коркового контроля за выполнением движения. В коре работающего человека отмечается появление связанных с движением потенциалов, специфические формы межцентральных взаимосвязей активности. Однако в этой системе центров по мере автоматизации снижается участие лобных ассоциативных отделов коры, что, по-видимому, и отражает снижение его осознаваемости.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.