Реализация принципа воспитывающего обучения в целостном педагогическом процессе в сфере физической культуры и спорта (на примере избранного вида спорта)
Принципы воспитательного процесса – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.
- общественная направленность воспитания
- связь воспитания с жизнью, трудом,
- опора на положительное в воспитании
- гуманизация воспитания
- личностный подход
- единство воспитательных воздействий.
Общественная направленность воспитания: этот принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности. Школа жизни – лучшая школа воспитания. Поэтому принцип связи воспитания с жизнью стал одним из основополагающих в большинстве воспитательных систем. Он требует от воспитателей активной деятельности в двух главных направлениях: 1) широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; 2) привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности.
Реализация принципа требует от педагога:
1 понимание учащимися роли труда и жизни общества и каждого человека
2 уважение к людям труда, создающим материальные и духовные ценности
3 развитие способности много и успешно трудиться, желание добросовестно и творчески работать на пользу общества и общественную пользу
4 сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельность
5 бережное отношение к общественному достоянию и природным богатствам
Опора на положительное: в воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противостояние сил и позиций. Только сотрудничество и терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты. Недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках в поведении школьников. Мастера воспитания- выявляют и поддерживают положительное. Конечно, отрицательные качества надо тоже обсуждать и исправлять. Но главное – формирование положительных черт , которые прежде всего надо выявлять и развивать. Как следствие – умение спортсмена уверенно двигаться вперед.
Гуманизация воспитания требует:
- гуманного отношения к личности воспитанника
- уважение его прав и свобод
- предъявление воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований
- уважения права человека быть самим собой
- доведение до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания
- ненасильственное формирование требуемых качеств.
Личностный подход требует чтобы воспитатель
1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников.
2) Умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности качеств
3) Постоянно привлекал каждого воспитанника к воспитательной деятельности , обеспечивающей прогрессивное развитие личности
4) Своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели
6) Сочетал воспитание с самовоспитанием, помогал в выборе целей, методов, форм.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Единство воспитательных воздействий – принцип совместной деятельности учителей, общественных организаций и семьи, по воспитанию подрастающего поколения.
Реализация этого принципа
1) Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, классный коллектив и личности воспитателя (единые требования).
2) Требование поддерживать и укреплять связь с семьей, согласовывать воспитательные действия.
3) Воспитатель должен быть воспитан сам
4) Создание единой системы воспитания как на занятиях, так и во внеучебное время.
5) Способ достижения единства воспитательных воздействий – координация усилий причастных к воспитанию людей, служб, социальных институтов.