Организация и проведение учебного процесса строится на основ принципов обучения, которые по аналогии с любым другим производственным процессом, играют роль технологических требований, соблюдение которых в полном объеме обязательно.
Выполнение, или, как чаще говорят, реализация каждого из принципов, конкретизируется в правилах обучения, которые указывают на условия и особенности этой реализации.
Система принципов обучения: воспитывающего и развивающего обучения, сознательности (связи теории с практикой), наглядности, активности (инициативы и творчества), доступности (индивидуализации), систематичности и последовательности (научности и постепенности), прочности (повторно-сти). В скобках указаны структурные компоненты, которые могут становиться самостоятельными принципами.
• Принцип воспитывающего и развивающегообучения требует обязательного решения воспитательных задач, обеспечивающих организацию учебно-тренировочных занятий или способствующих успешному освоению учебного материала, одновременно решая задачи всестороннего развития личности.
• Принцип сознательности (связи теории с практикой)требует глубокого и полного понимания изучаемого материала. Правила: обучаемый должен знать - что делать; как это выполняется технически; почему именно так, а не иначе; зачем Это нужно и где может быть полезным или необходимым (в учебе, спорте, жизни). Последнее правило обеспечивает мотивацию Учения, поэтому с него может начинаться учебный процесс.
• Принципнаглядности требует создания отчетливого и Полного чувственно-двигательного представления об изучаемом Движении. Оно по мере формирования начинает выполнять роль ^талона в сознании обучаемого, с которым он сличает реальное Свое исполнение и вносит, если обнаруживаются расхождения, Уточнения и поправки в последующие повторения действия. Правило: начинать со зрительного восприятия обучаемым двигательного действия, выполняющего роль предварительного, чернового Образца в его сознании, который затем последовательно уточняется Нерез мышечно-временные ощущения: величину и момент приложения усилия, амплитуду и направление движения тела или отдельных его звеньев, темп и ритм движения и т.д.
Принципактивности (инициативы итворчества) при обучении двигательным действиям приобретает самостоятельное значение, поскольку здесь требуется не только понимание ценности изучаемого, но необходимо преодоление трудностей внешнего и внутреннего характера: боязни, монотонности многократных повторений, медленного прироста результатов, усталости и т.д. Условия успешной реализации принципа: положительный моральный климат в группе, атмосфера доброжелательности и взаимопомощи, оптимальная моторная плотность занятия, чистота и эстетичность мест занятий и спортивной одежды, использование музыкального сопровождения. Правила: точное знание и понимание обучаемыми требований к структуре осваемого действия; оценка каждого исполнения по степени приближения к заданному образцу, включение в систему доброжелательного соперничества; гласное озвучивание успехов каждого, стремление повысить их статус в сознании товарищей; побуждать интеллектуальные усилия и сообразительность.
• Принцип доступности (индивидуализации)требует трудность, объем и содержание материала, а также методы обучения привести в соответствие с возрастом, развитием и подготовленностью занимающихся. Успешная реализация этого принципа базируется на хорошем владении педагогом методами групповой и индивидуальной диагностики развития и подготовленности занимающихся путем их тестирования и использования других методов педагогического исследования. Правила: на основе установления межпредметных связей обучение должно идти: от главного - к второстепенному; от известного - к неизвестному; от простого - к сложному; от легкого - к трудному; от близкого - к далекому.
Принцип систематичности и последовательности (научности)требует в каждом конкретном виде спорта такого распределения учебного материала во времени, при котором обеспечивается наиболее успешное его усвоение с установлением взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными двигательными действиями и тактико-техническим их исполнением. В условиях общеобразовательной школы подобные требования предъявляются к освоению разделов учебной программы по физической культуре, отражающих различные виды спорта. Правила: учитывать положительный или отрицательный перенос навыков от одного действия к другому. В случае отрицательного переноса отдалять изучение этих действий друг от друга. Остальные правила реализации - те же, что и в принципе доступности, но там они указывали на организационно-методические условия обучения отдельному сложному двигательному действию, а здесь относятся к планированию всего учебного материала.
• Принцип прочноститребует хорошего сохранения в памяти знаний, умений и навыков, быстрого их воспроизведения и умелого применения на практике. Успешная реализация этого принципа является итогом полноценного выполнения всех предыдущих принципов дидактики. Правила реализации данного принципа частично относятся и к реализации других дидактических принципов. Необходимо опережающее развитие качеств (двигательных, волевых или моральных), обеспечивающих успешность овладения конкретным двигательным действием. Количество и частота повторений определяются особенностями и закономерностями перевода каждого отдельно двигательного умения в навык. На основе закрепленного действия в основном структурном исполнении необходимо осуществлять освоение его вариативных возможностей в зависимости от условий, в которых действие осуществляется.