Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Коммуникации и их роль в жизни человека



Психология межличностных отношений исходит из того, что воспринимаемый активен и может скорректировать впечатление посредством обратной связи, которая всегда присутствует в живом межличностном общении. Без механизма обратной связи понимание человека человеком было бы невозможно, потому что диалог между ними – это встречное движение общающихся людей, в ходе которого они не только воздействуют друг на друга, но и изменяют самих себя.

Термин “общение” не имеет точного аналога в английском языке, где обычно употребляется слово “коммуникация”, под которым понимают процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию. Коммуникация – в переводе с латыни обозначает “общее, разделяемое со всеми”. Смысл коммуникации – в той реакции, которую мы получаем со стороны других людей. Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь, сигнализирующую о том, как люди поняли вас, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативные процессы – это различные формы информационного и вещественно-энергетического обмена между людьми, которые предпринимаются для установления, укрепления и поддержания связей между ними. Общение – это разновидность коммуникативных процессов, спецификой которых является обмен информацией, чувствами между людьми и возникновение на этой основе разнообразных межличностных влияний.

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Она рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации, для которой характерно достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Когда мы вступаем в коммуникацию с другим человеком, мы замечаем его реакцию, и сами реагируем своими мыслями и чувствами. Наше поведение формируется нашими внутренними откликами на то, что мы видим и слышим.

Обычно при рассмотрении технологических аспектов коммуникации исходят из идеи их конструктивного, позитивного характера. Считается, что если они не конструктивны и приводят к конфликтам, то причиной является незнание техник общения или неумение ими владеть на должном уровне. Изучение закономерностей и правил коммуникативных процессов, их отработка на практике, объективно ведет к повышению конструктивности общения.

Известны такие правила конструктивного общения:

1. Говорить на языке партнера, т.е. язык сообщения должен быть понятен всем субъектам общения.

2. Проявление уважения к партнеру. Это один из важнейших фундаментальных принципов конструктивного межличностного взаимодействия. Этот принцип может быть реализован как вербальными, так и невербальными средствами.

3. Демонстрация общности. Это может быть общность интересов, целей, задач, точек зрения и т.п. Большую роль в налаживании контактов играет наличие у партнеров общих личностных особенностей.

4. Внутригрупповой фаворитизм представляет собой влияние, при котором члены определенной группы, считающие друг друга “своими”, оказывают друг другу психологическую протекцию.

5. Проявление интереса к проблемам партнера. Его противоположность – их явное пренебрежение. Ошибки такого рода достаточно, чтобы свести на нет возможность конструктивного общения.

6. Предоставление партнеру возможности выговориться. В целях снятия напряженности у партнера по общению совсем не обязательно выполнять то, на чем он настаивает. Очень часто ослаблению напряжения способствует уже то, что он может выговориться.

7. Вербализация эмоционального состояния своего или состояния партнера. По существу, эту технику можно характеризовать как грамотный способ замены неконструктивных замечаний и проявлений обиды более мягкой тактикой.

Здесь рассмотрены только самые существенные правила и техники конструктивного общения. Конечно, их гораздо больше, но объединяются они благодаря одной общей закономерности. Любой прием предполагает не механическое выполнение, а адекватное использование “здесь и сейчас” в зависимости от контекста. Универсальным принципом общения является понимание другого человека. Если не удается добиться ожидаемых результатов общения, то оно окажется неэффективным.

Общение также объединяет в себе две взаимосвязанные, но различаю­щиеся стороны: внешнюю (поведенческую) и внутреннюю (глубин­ную). Внешняя сторона общения фиксируется в поведении общаю­щихся и выражается в коммуникативных действиях. Внутренняя сторона – отражает субъективное восприятие ситуации взаи­модействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цели, с которыми человек вступает в коммуникативный процесс .

 

Причинами плохой коммуникации могут быть:

▪ стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или собственного самосознания.

▪“предвзятые представления” – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно;

▪ плохие отношения между людьми;

▪ отсутствие внимания и интереса собеседника;

▪ пренебрежение фактами;

▪ ошибки в построении высказываний – слабая убедительность, нелогичность;

▪ неверный выбор стратегии и тактики общения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.