Состав и назначение организационно-распорядительных
Документов
Деятельность организации фиксируется в различных видах документов. Независимо от вида экономической деятельности в любых организациях (на предприятиях, в учреждениях) используют документы, отражающие организационную, распорядительную и исполнительную деятельность, которые представляет собой систему организационно-распорядительной документации (управленческой документации).
Управленческий (организационно-распорядительный) документ – вид письменного документа, в котором фиксируют решение административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности органов власти, учреждений, предприятий, организаций, их структурных подразделений и должностных лиц. История управленческих документов началась еще на ранних стадиях развития Древнерусского государства и в период феодальной раздробленности.
Без создания организационно-распорядительной документации деятельность хозяйствующих субъектов невозможна. Организационно-распорядительная документация устанавливает правовой статус организации, ее структуру, штатный и численный состав работников, регламентирует порядок деятельности и управления; координирует вопросы управления; закрепляет вопросы правового и имущественного характера и т.д. Состав организационно-распорядительных документов представлен на рис.4.
Организационно-распорядительные документы
I группа
Организационно-правовые
документы
II группа
Распорядительные
документы
III группа
Справочно-информационные
материалы
Рис.4 – Состав организационно-распорядительных документов
Система организационно-распорядительной документации включает в себя три группы документов, каждая из которых занимает определенное значение. Наибольшую значимость в составе организационно-распорядительных документов занимают организационно-правовые (являются основополагающими для осуществления деятельности) и распорядительные документы (регулируют и координируют вопросы управления и др.). Справочно-информационные материалы в составе организационно-распорядительных документов занимают второстепенное положение, они играют вспомогательную роль по отношению к организационно-правовым и распорядительным документам.
В состав организационно-распорядительной документации кроме организационно-правовых, распорядительных документов и справочно-информационных материалов также могут быть включены и документы по личному составу. Их принято выделять в отдельную группу документов. Они предназначены для документирования трудовых правоотношений, возникающих между работодателями и работниками и фиксации сведений о кадровом персонале.
При оформлении организационно-распорядительной документации следует руководствоваться методическими нормами действующего законодательства.
Основополагающим нормативным документом в области составления и оформления управленческой документации на современном этапе является ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распоряди-тельной документации. Требования к оформлению документов». Этот стандарт можно рассматривать практически как настольный справочник любого составляющего и оформляющего документы, так как он содержит информацию о составе и правилах оформления реквизитов документов.
Также одним из основных нормативных технических документов, регламентирующих порядок документирования управленческих процессов на современном этапе, является ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Управление документами. Общие требования». Этот стандарт, подготовленный Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 марта 2007 г. № 28-ст.
Стандарт подготовлен на основе международного стандарта ИСО 15489-1:2001 «Информация и документация. Управление записями. Общие положения» (ISO 15489-1:2001 «Information and documentation - Records management - General»).