Результатом документирования является документ. Понятия «управление», «информация», «документ» неразделимы. Документы используются в различных областях деятельности, отраслях знаний, сферах жизни и являются объектом исследования многих научных дисциплин, поэтому содержание понятия «документ» многозначно и зависит от того, в какой отрасли и для каких целей он используется. По мнению специалистов-документоведов, документ представляет собой результат отображения фактов, событий, предметов, явлений объективной действительности и мыслительной деятельности человека. Он создается посредством письма, графики, рисунка, фотографии, звуко- и видеозаписи. Документ изготавливается на специальном материале.
Под документами в узком смысле слова, – писал К. Г. Митяев, – обычно понимаются письменные, отвечающие установленным требованием засвидетельствования, удостоверяющие факты и права, обязательства и служащие для их доказательства (например: удостоверения, дипломы, договоры). Ссылаясь на многие источники, автор назвал виды документов: письменные, исторические, архивные, печатные, документы, имеющие юридическое значение (акт ревизии, свидетельство о рождении, диплом об образовании), служебные (заключение должностного лица, письменный доклад, донесение, служебное письмо) и т.д.
Авторы книги «Основы информатики» А.И. Михайлов, А. И. Черный, Р. С. Гильяревский полагают, что в широком смысле документами можно считать не только надписи, рукописи, и печатные издания, но и произведения искусства, музейные экспонаты минерального, ботанического, зоологического или антропологического характера. Документом признается любой материальный объект, который фиксирует или подтверждает какие-либо знания и может быть включен в определенное собрание. Понятие «документ» теснейшим образом связано с информацией, поскольку документ является ее основным носителем.
Документ – «это информация, зафиксированная на любом материальном носителе, имеющая юридическую силу, содержащая реквизиты, позволяющие ее идентифицировать» (ГОСТ Р 6.30.2003).
Носитель – это материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде (в древности – глиняные таблички, папирус, пергамент и т.д.; в настоящее время – бумага, магнитные диски, ленты и т.п.)
Юридическая сила документа – это свойства официального документа, сообщаемые ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком его оформления. Юридическая сила обеспечивается установленным для каждой разновидности комплексом реквизитов – обязательных элементов оформления документа (дата документа, номер, подпись, печать и т.д.).
Любой документ состоит из двух частей: формулярной и текстовой.
Формуляр – набор реквизитов официального письменного документа, расположенных в определенной последовательности. Формуляр регламентирован ГОСТом, поэтому для правильного составления документа необходимо знать не только реквизиты документа, но и последовательность их расположения в документе. Наличие формуляра в документе обеспечивает единство документирования и единство документации как в рамках одного учреждения, так и в целом по стране.
Документ имеет два свойства: информативное и эксплуатационное.
Информативное свойство документа – это его способность передавать информацию. Сюда относят актуальность, достоверность, доступность информации и др.
Эксплуатационные свойства документа – долговечность, прочность документа, способность противостоять различным воздействиям. Эксплуатационные свойства определяют сохранность документа, которая зависит от материального носителя и средств письма.
Основные функции документа:
1. Информационная – в документе фиксируются факты, события, явления.
2. Организационная – с помощью документа обеспечивается воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности.
3. Коммуникативная – документ обеспечивает внешние связи предприятия.
4. Юридическая – содержание документа используется в качестве доказательства при рассмотрении спорных вопросов.
5. Воспитательная – документ дисциплинирует исполнителя, требует повышенного уровня образовательной подготовки.
6. Учебная – для начинающих работников и молодых специалистов готовые документы или их копии становятся образцами для подготовки и оформления новых документов.
В целях рационализации организации работы с документами в практической деятельности их принято классифицировать. Классификация документов служит для повышения эффективности работы с ними, позволяет лучше организовать документационные процессы (таблица 1).
Таблица 1 – Классификация управленческих документов
– рукописные;
– графические;
– электронные;
– фото- и кино- документы и др.
9. По степени гласности:
– открытые;
– с грифом ограничения доступа («конфиденциально», «секретно», «совершенно секретно» и др.)
10. По срокам хранения:
– временного хранения (до 10 лет);
– длительного хранения (свыше 10 лет);
– постоянного хранения.
В процессе управленческой деятельности мы сталкиваемся с огромным количеством разновидностей документов. Каждую из них отличают от других не только оформление и содержание, но и порядок исполнения. Все документы в зависимости от отражаемых в них вопросов деятельности делятся на два класса:
1. Документы по общим и административным вопросам. Такие документы могут составлять работники всех подразделений, они отражают вопросы общего управления организацией.
2. Документы по функциям управления. Эти документы составляют работники финансовых органов, бухгалтерии, планирования, снабжения и сбыта.
Современные требования к оформлению документов фиксируют в государственных стандартах, так, современные правила оформления организационно-распорядительной документации предусмотрены ГОСТ Р 6.30 - 2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».