Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Документ и его виды. Классификация документов



 

Результатом документирования является документ. Понятия «управление», «информация», «документ» неразделимы. Документы используются в различных областях деятельности, отраслях знаний, сферах жизни и являются объектом исследования многих научных дисциплин, поэтому содержание понятия «документ» многозначно и зависит от того, в какой отрасли и для каких целей он используется. По мнению специалистов-документоведов, документ представляет собой результат отображения фактов, событий, предметов, явлений объективной действительности и мыслительной деятельности человека. Он создается посредством письма, графики, рисунка, фотографии, звуко- и видеозаписи. Документ изготавливается на специальном материале.

Под документами в узком смысле слова, – писал К. Г. Митяев, – обычно понимаются письменные, отвечающие установленным требованием засвидетельствования, удостоверяющие факты и права, обязательства и служащие для их доказательства (например: удостоверения, дипломы, договоры). Ссылаясь на многие источники, автор назвал виды документов: письменные, исторические, архивные, печатные, документы, имеющие юридическое значение (акт ревизии, свидетельство о рождении, диплом об образовании), служебные (заключение должностного лица, письменный доклад, донесение, служебное письмо) и т.д.

Авторы книги «Основы информатики» А.И. Михайлов, А. И. Черный, Р. С. Гильяревский полагают, что в широком смысле документами можно считать не только надписи, рукописи, и печатные издания, но и произведения искусства, музейные экспонаты минерального, ботанического, зоологического или антропологического характера. Документом признается любой материальный объект, который фиксирует или подтверждает какие-либо знания и может быть включен в определенное собрание. Понятие «документ» теснейшим образом связано с информацией, поскольку документ является ее основным носителем.

Документ – «это информация, зафиксированная на любом материальном носителе, имеющая юридическую силу, содержащая реквизиты, позволяющие ее идентифицировать» (ГОСТ Р 6.30.2003).

Носитель – это материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде (в древности – глиняные таблички, папирус, пергамент и т.д.; в настоящее время – бумага, магнитные диски, ленты и т.п.)

Юридическая сила документа – это свойства официального документа, сообщаемые ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком его оформления. Юридическая сила обеспечивается установленным для каждой разновидности комплексом реквизитов – обязательных элементов оформления документа (дата документа, номер, подпись, печать и т.д.).

Любой документ состоит из двух частей: формулярной и текстовой.

Формуляр – набор реквизитов официального письменного документа, расположенных в определенной последовательности. Формуляр регламентирован ГОСТом, поэтому для правильного составления документа необходимо знать не только реквизиты документа, но и последовательность их расположения в документе. Наличие формуляра в документе обеспечивает единство документирования и единство документации как в рамках одного учреждения, так и в целом по стране.

Документ имеет два свойства: информативное и эксплуатационное.

Информативное свойство документа – это его способность передавать информацию. Сюда относят актуальность, достоверность, доступность информации и др.

Эксплуатационные свойства документа – долговечность, прочность документа, способность противостоять различным воздействиям. Эксплуатационные свойства определяют сохранность документа, которая зависит от материального носителя и средств письма.

Основные функции документа:

1. Информационная – в документе фиксируются факты, события, явления.

2. Организационная – с помощью документа обеспечивается воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности.

3. Коммуникативная – документ обеспечивает внешние связи предприятия.

4. Юридическая – содержание документа используется в качестве доказательства при рассмотрении спорных вопросов.

5. Воспитательная – документ дисциплинирует исполнителя, требует повышенного уровня образовательной подготовки.

6. Учебная – для начинающих работников и молодых специалистов готовые документы или их копии становятся образцами для подготовки и оформления новых документов.

В целях рационализации организации работы с документами в практической деятельности их принято классифицировать. Классификация документов служит для повышения эффективности работы с ними, позволяет лучше организовать документационные процессы (таблица 1).

 

Таблица 1 – Классификация управленческих документов

Классификационный признак Виды документов
1. По наименованиям: – приказы; – протоколы; – акты; – справки и т.д.
2. По содержанию: – простые; – сложные.
3. По месту составления: – внутренние; – внешние.
4. По форме изложения: – индивидуальные; – трафаретные; – типовые; – примерные; – унифицированные.
5. По виду оформления (юридической силе): – подлинники; – копии; – черновики; – выписки; – дубликаты.
6. По происхождению: – служебные; – личные.
7. По срокам исполнения: – срочные; – несрочные.
8. По средствам фиксации: – рукописные; – графические; – электронные; – фото- и кино- документы и др.
9. По степени гласности: – открытые; – с грифом ограничения доступа («конфиденциально», «секретно», «совершенно секретно» и др.)
10. По срокам хранения: – временного хранения (до 10 лет); – длительного хранения (свыше 10 лет); – постоянного хранения.

В процессе управленческой деятельности мы сталкиваемся с огромным количеством разновидностей документов. Каждую из них отличают от других не только оформление и содержание, но и порядок исполнения. Все документы в зависимости от отражаемых в них вопросов деятельности делятся на два класса:

1. Документы по общим и административным вопросам. Такие документы могут составлять работники всех подразделений, они отражают вопросы общего управления организацией.

2. Документы по функциям управления. Эти документы составляют работники финансовых органов, бухгалтерии, планирования, снабжения и сбыта.

Современные требования к оформлению документов фиксируют в государственных стандартах, так, современные правила оформления организационно-распорядительной документации предусмотрены ГОСТ Р 6.30 - 2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.