Управленческие документы, используемые в самых разных сферах и органах управления, должны оформляться единообразно. Это позволяет включать документы в единую для страны систему делопроизводства, способствует их оперативной обработке и исполнению, сокращает затраты времени на работу с документами не только делопроизводственного персонала, но и всех работников управленческого аппарата – от руководителей до рядовых сотрудников. Каждый управленческий документ должен быть составлен в соответствии с формой, принятой для данной категории документов. От полноты и качества оформления документов зависит их доказательная (юридическая) сила, поскольку они служат свидетельством, подтверждением фактов, явлений, событий.
Под оформлением документов понимается соблюдение в ходе их составления, подготовки, перепечатки, согласования, удостоверения, пересылки в управленческих аппаратах учреждений (организаций и предприятий) требований, установленных в законодательных актах и нормативно-методических документах Российской Федерации. Современные требования к оформлению документов фиксируют в государственных стандартах. Так, общие требования к оформлению управленческих документов предусмотрены стандартами: ГОСТ Р 6.30 - 2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» и ГОСТ Р 51141- 98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения».
ГОСТ Р 6.30 - 2003 устанавливает максимальный набор реквизитов документа, правила их оформления и расположения в документе, предусматривает виды бланков документов, требования к их оформлению и хранению и др.
Документ имеет юридическую силу только при наличии реквизитов, обязательных для данного вида документов. Например, обязательные реквизиты для письма: наименование организации, почтовый адрес, адресат, заголовок к тексту, дата, индекс, текст, подписи, фамилия исполнителя и номер его телефона.
Реквизит документа–это обязательный элемент оформления официального документа (ГОСТ Р 6.30 - 2003).
Набор реквизитов определяется целями создания документа, его назначением, требованиями к содержанию и форме данного документа. В процессе подготовки и оформления документа состав реквизитов может быть дополнен другими реквизитами, если того требуют назначение документа, его обработка и т.д. Для ряда документов состав реквизитов установлен законодательными и нормативными актами, отдельные виды документов могут быть оформлены организацией по собственному усмотрению с выполнением единых правил документирования. ГОСТ Р 6.30 - 2003 предусматривает и формуляр-образец документа.
Формуляр-образец организационно-управленческих документов представляет собой графическую модель или схему построения документа. Формуляр-образец также устанавливает размеры стандартных полей в документе, расположение постоянных и переменных реквизитов.
Управленческие документы рекомендовано оформлять на бланках (см. тема 3, п.2).
При подготовке документов рекомендовано применять текстовый редактор Microsoft Word (программный продукт корпорации Microsoft Corporation) любой версии, начиная от 6.0 с использованием шрифтов Times New Roman Cyr, либо Times DL, 12, 13, 14 кеглем через одиночный, полуторный или двойной интервалы.
При изготовлении документов на двух и более страницах вторую и последующие страницы нумеруют. Номера страниц проставляют посередине верхнего (нижнего) поля листа. Каждый лист документа, оформленный как на бланке, так и без него, должен иметь поля:
– левое – не менее 20 мм;
– правое – не менее 10 мм;
– верхнее – не менее 20 мм;
– нижнее – не менее 20 мм.
На основе законодательных, нормативных и инструктивно-методических документов каждое учреждение (предприятие, организация) устанавливает собственные требования, предъявляемые к работе с документами, закрепляет их в уставе (положении), регламентах, правилах, инструкциях. В данных документах должны быть закреплены и конкретные правила документирования, в том числе:
– права и обязанности должностных лиц, отдельных сотрудников в процедурах оформления документов;
– состав документов, применяемых для документирования управленческой деятельности;
– компетенция руководителя, его заместителей и руководителей среднего звена, их право на издание различных видов распорядительных документов;
– порядок подписания, согласования и визирования документов, заверение их печатью;
– обязательные требования к оформлению и порядок работы с документами.