Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

И принятые в данном издании 27 страница



Комментарий

зантии'в Задаре снова стала номинальной. Кекавмен имеет в виду период с конца 20-х годов XI в. до 1041 г. и расценивает правителя Задара не как византийского стратига, а как независимого или полузависимого топарха. Византийское влияние боролось здесь с венецианским и хорватским. Последний раз византийский «катепан» в Задаре упоминается под 1069 г. Затем Задар попал в руки хорватского короля Петра IV Крешимира. Власть империи была восстановлена в этом районе лишь в 1165 г., при Мануиле I Комнине (Ферлуга. Византиска управа).

990. Салон (Σάλων) (у Константин Багрянородного Σαλώνα) — древний далматинский город, основанный сиракузскими греками в IV в. до н. э. Расположен южнее Задара (см. прим. 989) на 120-125 км. После установления в Салоне (Salona, Solin) римского господства она стала столицей провинции Далмация. Император Диоклетиан (284-305), происходивший из Далмации, отстроил и украсил Салону. Близ нее он воздвиг знаменитый дворец, в котором и умер в 313 г. после отречения от престола (развалины дворца сохраняются поныне). Роль центра провинции Далмация Салона играла и в ранневизантийский период; пока в 614 г. она не была разрушена аварами и славянами. Население разоренного города в основном переселилось в соседнее древнее местечко Ασπάλαθος (лат. Spalatura, итал. Spalatto), которое быстро выросло в крупный торговый город на Адриатике (совр. Сплит). Салона и Сплит не идентичны, вопреки представлениям Кекавмена, ко времени которого Салона уже давно не существовала.

Первые издатели неуверенно предлагали исправить εν αύτη («в ней», т. е. в Далмации) на εν αύταΐς («в них», т. е. в Задаре и Салоне). Я. Ферлуга справедливо отверг необходимость поправки: Задар и Салона находились в Даламации, а Добронья (Доброна) (см. прим. 991) был топархом Далмации, а не только двух этих городов (Византијски извори, III. С. 203, бел. 31).

991. Доброна. По другим византийским источникам имя этого персонажа не известно. Однако уже Васильевский верно идентифицировал его с Григорием-Гргуром, или Доброньей латинских документов, относящихся к истории Далмации 20-х — начала 40-х годов XI в. и говорящих о нем как о протоспафарии и стратиге всей Далмации. По мнению Васильевского, местные источники, написанные на латинском языке, называют его имя, а Кекавмен — прозвище. Еще отец Доброньи, Май, в начале XI в. получил зем-

; ли в районе Задара от своего родственника, хорватского короля Крешимира II (см. прим. 303). Добронья, следовательно, наследовал эти области от своего отца. Хотя Добронья считался представителем власти императора и носил титул византийского стратига,

Советы и рассказы Кекавмена

на деле он был почти независимым вассалом империи. Его последнее путешествие в Константинополь Васильевский относил ко времени после 1036 г. (Васильевский. Советы и рассказы // ЖМНП, ч. 216. С. 162-166).

Подробный анализ этого отрывка в наше время предпринял Я. Ферлуга. Он не только подкрепил аргументацию Васильевского, приведенную в целях идентификации упомянутого персонажа, но и пришел к некоторым новым выводам. Ферлуга полагает, что Кекав-мен не случайно упоминает лишь два города Далмации (Задар и Салону-Сшшт), употребляя здесь термин «Далмация», по-видимому, в административном, а не географическом значении, тогда как в другом месте (см. с. 186.29) Кекавмен под «Далмацией» понимает широкое географическое понятие, в которое входят Зета и Стон, никогда не включавшиеся в фему Далмация. Далматинский город Дубровник также не входил в эту провинцию, а составлял в то время особую фему. Острова, лежащие к северу от Задара, тоже не были подвластны задарскому приору-стратигу. Первое путешествие Доброньи в Константинополь Ферлуга относит ко времени до июля 1033 г. (под этой датой Гргур впервые упомянут как проконсул Далмации) или даже к началу правления Романа III (1028-1034 гг). Второе посещение императорского двора должно было состояться незадолго до смерти Романа III 11 апреля 1034 г. По мнению Ферлуги, причиной частых поездок в Константинополь никак не могли быть расчеты на дары императора, как пишет Кекавмен. Поездки были связаны с борьбой далматинских городов за автономию, а также с их стремлением вернуть под свое господство северные острова, некогда входившие в фему Далмация. В документе от 1036 г. Гргур носит титул «protospatarius et stratico universe Dalmatie». И Ферлуга задается вопросом, не было ли результатом второго путешествия получение Гргуром более высокого титула и расширение его власти на острова Крк, Раб, Црес и Лоши-нья. При Михаиле IV (1034-1041) Добронья, как полагает Ферлуга, решил получить подтверждение своего титула и должности, полученных от Романа III, и отправился после 1036 г. (так считал и Васильевский) в Константинополь в третий раз. Район, подвластный Добронье, Ферлуга определяет очень осторожно: Задар, Сплит, Трогир, а затем и северные острова (Ферлуга. Византиска управа. С. 95-101). Остается, однако, нерешенным вопрос, был ли этот район непрерывной территорией от Сплита до Задара. Другое место из сочинения Кекавмена (см. с. 188) дает основания в этом сомневаться. Империя могла владеть на Адриатическом берегу в это время и в данном месте лишь отдельными прибрежными районами, лежащими вокруг городов, а не сплошной приморской поло-

Комментарий

сой (см. прим. 312). Иную точку зрения отстаивает Л. Маргетич, по мнению которого рассказ Кекавмена о Добронье весьма далек от точности — это скорее литературно-психологическая новелла, чем исторически достоверное известие. Добронья, полагает Маргетич, отнюдь не был вассалом империи, а являлся (примерно между 1028/29 и 1035/5 гг.) совершенно независимым от империи хорватским князем, владения которого примыкали к подвластным империи районам, включавшим Ядору и Сплит. Добронья знал об экспансионистских планах константинопольского двора на счет его княжества и поэтому скорее прикидывался союзником империи, чем был им на самом деле. Его путешествия в столицу империи (не три, а всего два) имели целью отвести от своей топархии угрозу ее поглощения империей. Стремясь перехитрить византийцев, Добронья стал, напротив, жертвой их коварства (Margetić. Kekaumenos' Dobronja. S. 39-46).

Оценивая достоверность нашего источника, Ферлуга считает, что Кекавмен либо лично знал Добронью, либо бывал в Далмации (Ферлуга. Кекавмен. С. 191). Следует, кстати говоря, отметить, что с IX-X вв. в славянских источниках зафиксировано имя «Доброта» (Иванов. Българските имена. С. 634).

992. Роман III умер 11 апреля 1034 г. См. прим. 896, 900.

993. Имеется в'виду Михаил IV (1034-1041).

994. «Распорядители дворца» (τα του παλατιού διοικούντες). Кекавмен не уточняет, каких должностных дворцовых лиц он имеет в виду. При дворе Михаила IV огромную роль играли евнухи (па-ракимомены, протовестиарии, препозиты и т. д.) во главе с Иоанном Орфанотрофом, о котором сам Кекавмен говорит в другом месте, что он του παλατιού διοικεί («управлял дворцом») (см. с. 302). * Скорее всего Кекавмен и имеет в виду Орфанотрофа и его бли- ~ жайшее окружение как инициаторов действий, предпринятых, против Доброньи. Под «дворцом», по всей вероятности, следует i понимать главный константинопольский, или Большой, дворец, находившийся близ Ипподрома и св. Софии, который до конца XI в. был основной резиденцией императоров. Дворец строился и перестраивался в течение многих веков. Во времена Кекавмена он -занимал значительную площадь и представлял собой целый ком- J плекс зданий, служб, дворов, портиков, садов и т. п. (Janin. Constantinople byzantine. P. 107-122; Ebersolt. La Grand Palais de * Constantinople).

995. Название «преторий» носили две центральные тюрьмы в Константинополе. Неизвестно, какую из них имеет в виду Кекав- * мен (Io. Scyl. P. 481.56; Żon. III. P. 655.17,'a также Janin. Constanti- » nopłe byzantine. P. 163, 166).

Советы и рассказы Кекавмена

. 996. Т. е. при Константине IX Мономахе (1042-1055).

997. Филарх (φύλαρχος), τ. е. «родоначальник» или «племенной вождь». Употребление этого термина по отношению к Апелзараху является, конечно, анахронизмом. См. прим. 998.

998. Апелзарах. Уже Васильевский отождествил этого «филар-ха» с эмиром Триполи (Сирия) Пинзарахом (Πινζαράχ) других византийских авторов (Io. Scyl. P. 382.71-383.95; 388.25-29 etc.; Васильевский. Советы и рассказы // ЖМНП, ч. 216. С. 169. См. также: Розен. Император Василий. С. 321-322). Полное имя Пинзараха (Апелзараха), происходившего из бедуинского племени тайи, было Гасан б-ал-Муфарриг б-ал-Гаррах. Когда его владения стали предметом посягательств египетского халифата Фатимидов, Пинзарах был вынужден искать помощи у Романа III и с этой целью несколько раз приезжал в Константинополь. Роман III оказывал ему поддержку, ибо Фатимиды угрожали и византийским владениям, а эмират Пинзараха был буфером между империей и халифатам. Хо-нигман полагал, что эмир ездил в Константинополь не два раза, согласно Кекавмену, а четыре, так как, упоминая о двух поездках Пинзараха, Скилица в обоих случаях говорит о дружественном расположении к нему императора («Почтив немалыми дарами и благодеяниями, отослал обрадованного домой» — Io. Scyl. P. 383.93-95). Третью поездку Хонигман относит к 1032 г., а четвертую — к 1033-1034 гг. (Hönigmann. Die Ostgrenze. S. 109,113-116). Лемерль также считает, что Пинзарах путешествовал в Константинополь не два» а по крайней мере три раза. Он датирует его первую поездку 1030 или 1031 г., а вторую — 1033 г. (однако, по мнению Лемерля, это второе путешествие не следует принимать за то, которое Кекав-мен называет вторым). Лемерль полагает, что фатальным едва не стало третье путешествие, совершенное не ранее 1033 г., т. е. в конце царствования Романа III. Но если Кекавмен прав, говоря, что Пинзараху удалось вырваться из Константинополя только через два года, то следует, по мнению Лемерля, принять, что отпустил его уже Михаил IV, воцарившийся 12 апреля 1034 г. Впрочем, никаких упоминаний о трех поездках Пинзараха в византийских источниках нет (Lemerle. Prolégomènes. P. 60-61). Я согласен с Я. Ферлугой, что Кекавмен, приводя оба примера (о Добронье и Пинзарахе) в назидательных целях, умалчивает о главной причине появления при константинопольском дворе этих топархов, а именно — о политических или военных расчетах на поддержку империи (Ферлуга. Ви-зантиска управа. С. 97). Вполне возможно, что оба эти лица во время своих последних посещений столицы империи подверглись той опасности, о которой говорит Кекавмен, но, конечно, не потому, что они добивались даров и «надоели», а потому, что империя убеди-

Комментарий

лась в непрочности положения их топархий и не упускала случая расширять за их счет свои пределы.

999. Т. е. к Роману III Аргиру.

1000. Сидерогефирон (Σιδερογέφυρον) (у Скилицы σιδηρά γέφυρα — букв. «Железный мост») (Io. Scyl. P. 464.20), мост на реке Оронте, к северо-востоку от Антиохии, на пути к Алеппо, ныне носящий название Gisr al-hadid (Hönigmann. Die Ostgrenze. S. 115, Anm. 5). Свидетельство Кекавмена, как отмечают Хонигман и Лемерль, важно для уяснения вопроса, какую линию византийцы считали в 30-х годах XI в. границей своих владений с арабским миром (река Оронт).

1001. Антиохия Великая действительно расположена на правом берегу Оронта, и «Сидерогефирон» (мост или местечко и мост на Оронте) вел на левый арабский берег или был расположен на левом берегу (το εκείθεν Αντιοχείας — «по ту сторону от Антиохии»).

1002. «Благодарю Бога» (ευχαριστώ... τω Θεώ). Источники не сообщают — христианином или мусульманином был Пинзарах: среди

l соседних с Византией арабских эмиров были и такие, которые при-! няли христианство. Данное место не позволяет определить, какого Бога Пинзарах имел в виду.

1003. Хрисополь (ныне Скутари) — известный с античности небольшой город на восточном берегу Босфора, лежащий против Константинополя. Обычное место переправы через пролив, где высадился и Пинзарах, пересекший Босфор по пути из столицы империи.

1004. Аравия — в данном месте в широком смысле: земли, на которых господствовали арабы. Согласно Кекавмену, в Сирии «Аравия» начиналась за Оронтом (см. прим. 1001).

1005. το βασίλειον κράτος — букв, «императорской власти», «императорскому престолу». Может быть, не случайно Кекавмен употребляет это выражение, а не непосредственно τον βασιλέα — «[поклониться] василевсу». Наш автор, как мы видели, способен иногда осудить того или иного императора (см. с. 288 и прим. 912), но он исполнен пиетета перед самой императорской властью, перед престолом как таковым, кто бы его ни занимал. То же характерно и для Симеона Нового Богослова (Каждая. Предварительные замечания. С. 20).

1006. Великолепие (ευταξία). Бек переводит это слово как Zeremoniell (Beck. Vademecum. S. 131). Атталиат употребляет выражение о βασιλεύς μετά της δορυφορούσης αυτόν ευταξίας в значении «ва-силевс с блестящим строем сопутствующих ему» (Attal. P. 112.14), так как речь идет о царском выходе (Михаила V) во время пасхи в 1042 г. Обычно эти выходы устраивались в соответствии со строго

Советы и рассказы Кекавмена

установленным церемониалом, причем василевса сопровождали не только телохранители, но и большая блестящая свита. Ее-то Атта-лиат и имеет в виду в первую очередь, а не церемониал выхода. И у Кекавмена слова ευταξία του παλατιού имеют, на мой взгляд, более широкое значение, чем только «придворный церемониал», наш автор подразумевает под ними также и убранство самого дворца, его залов, внешние атрибуты императорской власти, одеяния придворных, здания и церкви столицы и т. п.

1007. Имеются в виду грамоты топарха, которые его послы должны доставлять императору в Константинополь.

1008. «быть рабом-другом», т. е. «вассалом-другом». Бек опускает в переводе слово δούλος — «раб» (Beck. Vademecum. S. 131).

1009. «взыскивать поборы ради постыдной прибыли». Это, кажется, единственное известное от XI в. сообщение о том, что небольшие князьки соседних с Византией приморских топархий взыскивали с торговых судов, заходивших в принадлежавшие этим князькам гавани, какие-то пошлины и сборы (см. о морских торговых пошлинах, называвшихся обычно «коммеркием» — κομμέρκιον: Rouillard. Les taxes maritimes et commerciales. P. 277; Dölger. Beiträge. S. 62). Кекавмен считает этот способ добывания денег топар-хом постыдным и опасным. Может быть, подобное явление наблюдалось как в независимых и полузависимых топархиях, так и в поместьях крупных византийских феодалов, владевших прибрежными землями. Во всяком случае, согласно свидетельству Никиты Хо-ниата, во второй половине XII в. уже был давно укоренившимся обычай не только взимать пошлины с торговых судов, а если они терпели бедствие близ побережья, то и грабить их. Андроник I Ком-нин ( 1183-1185) принял самые суровые меры к отмене обычая «берегового права»; его указ на этот счет касался и государственных прибрежных территорий и частных земель (Nic. Chon. P. 326-329).

1010. Действительно, в Евангелии от Матфея речь идет о непостижимом для смертных часе, когда придет Иисус Христос, дабы вершить суд над людьми. Поэтому все должны поступать так, как если бы «Сын Человеческий» мог явиться в любое мгновение и застать людей за совершением грехов. Почему эту мысль Матфей подкрепляет внезапным появлением «вора», может быть объяснено, по-видимому, тем, что ранее он говорил о возможном появлении перед приходом Христа «лжехристов» и лжепророков, которые попытаются соблазнить людей. Их-то Матфей и имеет в виду под «ворами». Кекавмен, таким образом, прав, отмечая, что цитируемое им место из Евангелия употреблено в духовном (фигуральном) значении. Однако наш автор полагает, что эта заповедь вполне применима и в делах сугубо житейских.

Комментарий

1011. Это предостережение Кекавмена можно, на мой взгляд, сопоставить со следующим далее советом, как надо вести себя по отношению к акриту — византийскому стратигу, — и с рассказанной выше (см. с. 186) историей о том, как дед Кекавмена, топарх То-вия, овладел византийской крепостью. Т. е. под словами «кто когда-то казался твоим другом» должно усматривать намек на коварного стратига-акрита, прикинувшегося другом беспечного топарха.

1012. «не только миряне» (ου βιωτικοί δε μάλλον — «жизненные», имеющие отношение к материальным, житейским заботам). Явный вульгаризм. Обычно в значении «светские люди» — «миряне» употребляется термин λαϊκοί. Я исхожу в переводе из предположения, что под πνευματικοί имеются в виду «носители духовного сана». Так понимает это место и Бек (Weltleute — geistliche Menschen: «мирские люди» — «духовные люди» — Beck. Vademecum. S. 133; ср. Idem. Kirche. S. 361, Anm. 2: πνευματικοί — geistliche Menschen). He исключено, впрочем, и иное понимание: беспечные гибнут одинаково, как те, которые заняты грубым физическим трудом, так и те, которые более заботятся о духовном спасении, хотя они не обязательно носят при этом духовный сан или монашескую схиму.

1013. Снова та же мысль (см. с. 186,188,218,220,222,224 и др.): бояться друзей больше, чем врагов, но снова тот же и подтекст: бояться «мнимых друзей», а не истинных и преданных, дружбу с которыми Кекавмен отнюдь не отвергает.

Здесь заканчиваются советы топарху. Далее следуют выписки из трудов Иоанна Дамаскина, вынесенные мною в Приложение №5.

f 1 (

•»'í >

V ,1 ·,„

л ι)θ

« fr,

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

событий и фактов, '

упомянутых в «Советах и рассказах» *

315-273 гг. до н. э. — царствование Пирра II Эпирского.

247-183 гг. до н. э. — время жизни Ганнибала Карфагенского.

189-129 гг. до н. э. — время жизни Публия Сципиона Эмилиана Африканского Младшего.

30 г. до н. э. — 14 г. н. э. — правление Октавиана Августа.

ок. 39 г. — смерть Пилата, наместника римской провинции Иудея.

100 г. — победа императора Траяна над вождем даков Децебалом (Дорпанием).

ок. 155 — ок.235 г. — время жизни историка Диона Римлянина (Диона Кассия).

324-337 гг. — царствование Константина I Великого.

337-361 гг. — царствование Констанция.

361-363 гг. — царствование Юлиана Отступника.

363-364 гг. — царствование Иовиана. ,

379-385 гг. — царствование Феодосия I Великого.

493-565 гг. — время жизни полководца Велисария. *

540 г. — захват Хосровом I Ануширваном Антиохии. **' '

610-641 гг. — царствование Ираклия.

636-638 гг. — завоевание Палестины арабами.

ок. 640 г. — вторжение арабов в Египет.

886-912 гг. — царствование Льва VI Мудрого, прадеда Василия II Болгаро$ой-цы.

893-927 гг. — правление царя Болгарии Симеона.

913-959 гг. — царствование Константина VII Багрянородного, деда Василия II Болгаробойцы.

ок. 918 г. — захват болгарским царем Симеоном города в Элладе.

959-963 гг. — царствование Романа II, отца Василия II Болгаробойцы.

конец 60-х — начало 70-х годов X в. — захват византийской крепости в Великой Армении топархом Товия Кекавменом, дедом автора.

976-1014 гг. — правление Самуила, царя Западноболгарского царства.

976-1018 гг. — царствование Василия II Болгаробойцы.

979 г. — лишение Никулицы поста доместика экскувитов Эллады и назначение его начальником над влахами Эллады.

979 г. — назначение Петра, «племянника короля германцев», доместиком экскувитов Эллады.

982-986 гг. — захват Ларисы болгарским царем Самуилом.

Хронологическая таблица

986 или 1014 г. — неудачная осада Василием II Болгаробойцей болгарской крепости Мория.

ок 1000 г — захват Сервии воеводой Самуила Димитрием Полемархом, дедом автора.

27 июля 1014 г. — победа Василия II над Самуилом при Беласице

1016-1021 гг — уступка армянским князем (Иоанном) Сенахиримом своего княжества Василию II.

1018 г — завоевание Западноболгарского царства Василием II.

1025-1040 гг. — посещение отцом автора Константинополя и взятие его племянником Иоанном Майосом откупа налогов в округе Арависса

1028-1034 гг. — царствование Романа I Аргиропула (Аргира).

1028-1033 г. — первое посещение Константинополя топархом Далмации Доб-роньей (Гргуром).

1034 г. — второе посещение Константинополя Доброньей.

1034-1041 гг. — третье посещение Константинополя Доброньей, его пленение и захват византийцами его топархии.

начало 30-х годов XI в. — два посещения Константинополя арабским эмиром Апелзарахом (Гасаном б-ал-Гаррахом).

1034-1041 гг. — царствование Михаила IV Пафлагонянина

ок.1035 г. — прибытие в Византию норвежского прннца Гаральда Гардрады.

1036-1038 гг. — участие Гаральда Гардрады в военной кампании против арабов на Сицилии.

1040 г. — исполнение должности катепана Италии (Сицилии) Василием Педи-адитом.

1040-1041 гг. — восстание населения бывшего Западноболгарского царства во

главе с Петром Деляном. 1040-1041 гг. — захват Деляном Димириады и ее потеря чельником Деляна

Лютовоем. весна 1041 г. — поражение под Фессалоникой восставших болгар во главе с

Алусианом.

1041 г. — участие автора и Гаральда Гардрады в подавлении восстания Петра Деляна.

1041 г. — наступление Михаила IV на Триадицу (Софию) и взятие болгарской крепости Бояна.

1041 г. — бегство Стефана Воислава из византийского плена в Зету. 10 декабря 1041 г. — смерть императора Михаила IV.

1042 г. — царствование Михаила V Калафата.

19-21 апреля 1042 г. — восстание в Константинополе и свержение с престола Михаила V.

1042-1055 гг. — царствование Константина IX Мономаха.

21 апреля 1042 — июль 1043 г. — смерть Михаила V.

лето-осень 1042 г. — бегство Гаральда Гардрады из Византии.

1042 г. — разгром войск катепана Диррахия Михаила Тривунием Сербом (Стефаном Воиславом) в Дукле (Зете).

1042-1052 гг. — пленение стратига Рагузы (Дубровника) Константина Клазо-менита Воиславом Диоклейским (Стефаном Воиславом).

1045 г. — посылка Льва Сервлия Константином IX в Ивирию и роспуск иви-рийского войска.

1046-1047 гг. — вторжение печенегов в балканские провинции империи.

1049 г. — разгром печенегами Константина-ректора при Ямболе.

Γ.Γ. Литаврин

1050-е — 1060-е годы — исполнение Романом Диогеном должности катепана (Болгарии ?).

1052 г. — поражение проноита болгар Василия Монаха и аколуфа Михаила в битве с печенегами под Преславой.

1053-1054 гг. — пленение у Бизиньяно Тираса Калабрского (Петра Туррского) Робертом Гвискаром.

1059-1067 гг. — царствование Константина X Дуки.

1064 г. — захват Идрунта (Отранто) норманнами.

1064-1075 гг. — правление патриарха Константинополя Иоанна VIII Кси-филина.

лето-осень 1066 г. — восстание в Фессалии под руководством свата автора Ни-кулицы Дельфина.

май 1067 г. — смерть императора Константина X Дуки.

1067-1068 гг. — исполнение должности претора Армениака Георгием Коринфским.

1068-1071 гг. — царствование Романа IV Диогена.

конец 60-х — начало 70-х годов XI в. — исполнение Никифором (Никифори-цей) должности судьи Эллады и Пелопоннеса.

19 августа 1071 г. — пленение турками-сельджуками Романа IV Диогена в битве под Манцикертом.

24 октября 1071 г. — воцарение Михаила VII Дуки.

1071-1078 гг. — царствование Михаила VII Дуки.

2 августа 1078 г. — смерть патриарха Иоанна Ксифилина.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № l

Заголовки параграфов текста (левый столбец) и заголовки пи-нака (правый столбец) расположены параллельно для удобства сравнения. При этом учитывается прежде всего содержание заголовков, а не их нумерация.

(Примечания к правой колонке помещены на странице с параллельным переводом.)

Πίναξ ακριβής του παρόντος

στρατηγικού

ď. Πρόλογος του στρατηγικού.

β'. Εί έχεις έξουσίαν κρίνειν,

τον άδικούμενον βοήθει. ',

γ'. Περί του προσέχειν συν-

τροφικήν διαβολήν. δ'. Εάν τις καταλέγεται σε

απόντος σου.

ε'. Υπέρ φίλου σου μεσιτεία, ς'. Περί του μη όμιλείν μετά

άτακτου, ζ'. Περί του βασιλέως του ανα-

θέσθαί σε βασιλικός φροντίδας, η'. Ό φθάσας εις μέγα μέτρος

κατά συγχώρησιν Θεού. θ'. Περί συμποσίων, ι'. Περί του εχειν ακρίβειαν

της της πόλεως υποθέσεως, ία'. Περί του εχειν σε την

και γλώτταν εν πάση προσοχή

ύποτάσσεσθαι τοις μείζοσι. ιβ'. Πώς δουλεύειν αρχοντι. ιγ'. Περί του Νώε.

α

β'. Ei έχεις έξουσίαν κρίνειν, τον άδικούμενον βοήθει. γ'. Περί του προσέχειν συν-5 τροφικήν διαβολήν.

δ'. Περί το cm εάν τις καταλέγεται σε απόντος σου. ε'. Περί υπέρ φίλου σου μεσιτείας, ς'. Περί του μη όμιλείν μετά 10 άτακτου.

ζ'. Περί του βασιλέως του άνα-

θέσθαί σε βασιλικός φροντίδας.-η'. Ό φθάσας εις μέγα μέτρος· εί κατά συγχώρησιν Θεού. 15 θ'. Περί συμποσίων.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.