Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

И принятые в данном издании 26 страница



947. Киклады (Κυκλάδες) — крупная группа островов, лежащая к югу от о-ва Амвроса. Морская фема Киклады была вначале частью фемы Эгейское море, а с XI в. — особой морской фемой (Glykatzi-Ahrweiler. Byzance et la mer. P. 77-81. 99, 120-121, 160), включавшей также лежащий к северу от Киклад район о-ва Лесбос.

948. «с обоих материков», т.е. с Европы и Азии, точнее — с их прибрежных районов.

949. Речь идет, видимо, об обязанности населения приморских районов снабжать продовольствием экипажи морских военных судов, а также поставлять средства на нужды флота (см. прим. 939). Кекавмен хочет сказать, что в его время архонты военного флота, не выполняя своих прямых военных обязанностей, тем не менее не только собирали с населения то, что полагалось для нужд флота, но и творили при этом беззакония. Так же понимают это место и Бек, употребляя в переводе глагол requirieren («реквизировать» — Beck. Vademecum. S. 148), и Лемерль (Lemerle. Prolégomènes. P. 90).

950. Кипр — крупнейший и богатейший остров в Восточном Средиземноморье. Во время арабо-византийских войн (60-е годы VII в.) не раз переходил из рук в руки, оставаясь в основном почти в течение 300 лет в руках арабов. В 965/6 г. византийцы вернули остров, но в 1191 г. он был захвачен крестоносцами.

951. Крит, унаследованный Византией от Римской империи, был потерян византийцами между 823 и 828 гг. (им овладели арабы) и возвращен Никифором Фокой в 961 г., который, став императором, вернул и Кипр. Крит Византия потеряла в начале XIII в.

952. Действительно, в 70-х годах XI в. византийский флот без-

Комментарий

действовал: арабы перестали угрожать побережью империи, сельджуки еще не вышли к морю и не построили своего флота, норманны лишь готовились к перенесению военных действий на Балканский полуостров. Конец фразы («отчего возникает полная неспособность [к делу]» (εν αίς παντελής αφέλεια γίνεται)- понят Беком иначе: womit keine Schwierigkeiten verbunden sind — «с чем не связано никаких трудностей» (Beck. Vademecum. S. 148).

953. Комитов-друнгариеы (κόμητας δρουγγαρίους). В данном месте (ср. с. 192.29 и прим. 353) термин κόμης обозначает низшего командира, командовавшего бандой (PG, t. 107, col. 701 А). Комиты имелись и в фемном (провинциальном) и в тагмном (центральном) войске. Термин δρουγγάριος происходит от δροΰγγα («друнга» — малая воинская единица) и означает третьего по старшинству командного чина в фемном войске после стратига и турмарха (мирарха). В иерархии он занимал более высокое положение, чем комит (PG, t 107, col. 701 A,C-D; 708 C-D; Van. Inedita Tactica Leonis. P. 267). Оба термина (и «комит» и «друнгарий») имели еще ряд значений: комиты — командиры эскадр, друнгарий — командующие царским флотом (см. примечание 957) и др. Но Кекавмен говорит здесь о низших командирах сухопутного войска и употребляет оба термина, не разделяя их союзом καί («и»). Я считаю это неслучайным. Как показал Ю.А. Кулаковский, в Χ-ΧΙ вв. различие между коми-тами и друнгариями в сухопутной армии почти исчезло. Появился собирательный термин κόμης δρουγγάριος или δρουγγαροκόμης («друнгарокомит»), который также означал низшего военачальника (Кулаковский. Друнг — друнгарий. С. 1-30). Отмечал это явление и Ф.И. Успенский (Военное устройство. С. 166). Арвейлер полагает, что встречающийся в экскуссионных грамотах XI в. (Lavra. Р. 78, 81, 83, 97, 100, 103, 112, Aus den Schatzkammern. № 35,36; MM, VI. P. 20, 21, 28, 47) термин δρουγγαροκόμητες («друнгарокомиты») означает командиров подразделений не фемного, а только тагмного войска (Glykatzi-Ahrweler. Recherches. P. 3, n. 4). Но упомянутые выше русские ученые отметили широкое употребление этого термина и в фемном войске в X и даже в XI в. Фемное войско отнюдь не исчезло совсем, как полагает Арвейлер. На это указывает и Ан-тониадис-Бибику: фемное войско пытался созывать еще Алексей I Комнин (Antoniadis-Bibicou. Etudes d'histoire maritime de Byzance. P. 41). См. примечание 954, 957.

954. Тагмы (τάγματα). Казалось бы, упоминание этого термина может помочь решить вопрос, о фемном или тагмном войске здесь идет речь (см. прим. 953), так как τάγμα означало обычно центральное профессиональное войско. Но так же назывались и низшие подразделения фемного войска, равнозначные бандам (см.

Советы и рассказы Кекавмена

примечания 334, 840), которые возглавлявлялись упоминаемыми Кекавменом комитами. Для решения этого вопроса серьезное значение имеет тот факт, что и воины и командиры фемного войска были землевладельцами и вели свое хозяйство. Если среди воинов в это время было немало обнищавших, снаряжаемых и выставляемых такими же полунищими односельчанами, то нельзя, видимо, сказать этого относительно командного состава. Призывая страти-га заботиться о своем хозяйстве, Кекавмен говорит, что именно это хозяйство обеспечит стратигу пропитание, когда он покинет службу (см. с. 226). Согласно же данному месту, тагмные архонты, лишившись службы и положенной за нее платы (см. текст, ниже), могли оказаться в положении нищих, которые не в состоянии прокормить себя. Именно воины и командиры центральных тагм находились на полном обеспечении государства. Большинство их, становясь наемниками, по-видимому, не имели собственного хозяйства. Поэтому, кажется, было бы всего естественнее относить слова Кекавмена к этому разряду служилых людей (см. о центральных тагмах: Glykatzi-Ahrweiler. Recherches. P. 6 squ., 24-33; Dagron, Mihăescu. Guerilla. P. 270, n. 37).

955. Учитывая, что на флот предлагалось переводить престарелых командиров низшего разряда из сухопутного войска, следует думать, что невелики были и посты, которые они получали на флоте — это был, вероятно, низший и средний командный состав императорского флота.

956. Надо думать, Кекавмен намекает на плачевное состояние византийского флота, в котором он находился в 70-х годах XI в. См. прим. 952.

957. «Друнгарий же и протонотарий флота». (Δρουγγάριος δε και οι πρωτονοτάριος του στόλου). Здесь Кекавмен говорит о высших командирах византийского военного флота (ср. прим. 953). Друнгарий флота — главнокомандующий царским флотом с ранневизан-тийского периода входил в состав военной элиты империи. Лев Диакон (конец X — начало XI в.), перечисляя военные должности, включал друнгария флота в число ταϊς μεγίστοας της πολιτείας άρχαϊς — «высших военных постов государства» (Leo. Diac. P. 95). Друнгарий флота Роман Лакапин стал регентом при малолетнем Константине VII, a- затем и императором. Друнгарий флота командовал лишь императорским флотом, который представлял основные морские силы империи. В XI в. его именовали также «катепаном флота», «дукой флота». Провинциальный военный флот находился в распоряжении местных военных чинов — стратигов, дук, катепа-нов. При Алексее I Комнине был введен титул «великого друнгария флота» (Guilland. Drongaire da la flotte, Duc de la flotte, Mega-

Комментарий

duc. P. 212 squ.). Протонотарий — букв, «старший нотарий» (см. f прим. 814). В X-XI вв. имелись протонотарий фем, бывшие непо- f средственными помощниками фемных стратигов и судей и обладавшие некоторыми судебными функциями. Протонотарий фло- " та — по-видимому, первый гражданский чин при военном главе флота, ведавший финансами и флотским имуществом.

958. «Ведь если флот придет в негодность, то и ты сам обратишься в ничтожество» (άνατραπέντος του στόλου εις ούδαμινώτατον συ άνατραπέση). Во фразе имеет место параллелизм: отсюда перевод — , «и ты обратишься в ничтожество». У Бека: Verfällt deine Flotte m · Ohnmacht, so verfällst auch du deinem Sturz — «если твой флот при- · дет в упадок, то и ты также будешь обречен на низвержение» (Beck. Vademecum. S. 149).

959. Учитываю конъектуру П. Лемерля: ставлю запятую вместо · колона перед τι («что») (Lemerle. Prolégomènes. P. 106).

960. Исполняющие должность» (πραττοΰντες). У Бека: Steuer- <' einnehmer — «налоговые сборщики» (Beck. Vademecum. S. 150). Ср. прим. 504, 742, 892.

961. Здесь снова проскальзывают ненависть и презрение воен- ./ ного магната провинции к столичной чиновной бюрократии, тол- · пившейся вокруг императорского престола. .»

962. «Царская свита» (δορυφορία) — букв, «охрана, вооружен- · ная копьями»). У Бека: kaiserliche Garden — «императорская гвардия» (Beck. Vademecum. S. 150). Но этот термин в византийской литературе сплошь и рядом означает всю императорскую свиту. Да и по смыслу отрывка предполагается, что придворные (а не одни телохранители) также должны были отправиться в путешествие. Лю- ь бопытно, что, по мнению Кекавмена, придворным прекрасно изве-11 стно, сколь тяжелы для населения провинций повинности (анга- ~ рии), связанные с обязанностью предоставлять кров, продовольствие, тягловый и вьючный скот, корм для лошадей центральному чиновничеству во время его наездов (митат, синона, иподохи, псомод-земия, парамони и т. д.). Расходы эти, несомненно, возросли бы еще больше, если бы принимать пришлось императора с его многочисленной свитой. Любопытно и то, что такой довод, по мнению Кекавмена, должен был подействовать на императора. Идея о необходимости периодических инспекционных поездок императора по провинциям высказывалась уже в V в. Синезием Киренским (PG, t. 66, col. 1076-1077).

963. Ввожу конъектуру: «если василевс уйдет из Византия» (εάν έξέλθη βασιλεύς ало του Βυζαντίου) вместо трудно осмысляемого εάν έξελθης βασιλικής από Βυζαντίου рукописи. Первые издатели предлагали убрать βασιλικής. Бек согласился с этим предложением:

Советы и рассказы Кекавмена

Комментарий

Wenn du Byzanz verlàsst — «если ты уйдешь из Византия» (Beck. Vademecum. S. 150).

964. Византии, т. e. Константинополь (см. прим. 386). Именем древнего Византия византийские писатели, архаизируя, называли столицу империи во все века ее существования. Следует этой ученой традиции и Кекавмен.

965. «я засмеялся». Представляется несколько неожиданной реакция Кекавмена на те доводы, которые могли привести царедворцы. Кекавмен писал в 1075-1078 гг., когда одновременно назревали мятежи по крайней мере четырех групп провинциальной военной знати против Михаила VII, к которому Кекавмен и обращается. Мало того, сам Михаил VII обрел единодержавную власть как раз в пору, когда Романа IV Диогена в столице не было. По-видимому, Кекавмен всерьез полагает, что тщательно продуманные меры и преданные императору люди, которых можно оставить во дворце, отправляясь в поездку, способны устранить малейшую опасность захвата трона узурпатором, пока василевс будет отсутствовать. Учитывая, однако, конкретную обстановку в империи, известную из других источников, следует сделать вывод, что в данном случае проявился провинциализм автора, давно оторвавшегося от столичной жизни и, вероятно, утратившего связи с высшей военной аристократией, если вообще он такие связи имел. Кстати говоря, Продолжатель Георгия Амартола также с презрением говорит о василевсах, которые, в отличие от Романа IV, предпочитают «прятаться во дворце» (Georg. Amarì. Cont. P. 887.8-18).

966. Вероятно, под αυτοκράτορες («самодержцы») Кекавмен имеет в виду византийских императоров (римские императоры этого титула не носили), а под αυγουστοι («августы») — римских императоров. См. об этих титулах прим. 24, 925. Впервые титул «авто-кратора» в византийских источниках употреблен под 641 г. по отношению к императору Ираклону (Ostrogorsky. Geschichte. S. 94, Anm. 3).

967. Имеется в виду Константин I, или Великий. См. прим. 137.

968. Император Констанций, сын Константина I, правил с 337 по 361 г.

969. Юлиан (правил в 361-363 гг.). — сын брата Константина Великого. Поднял восстание против Констанция, который умер, отправившись в поход против узурпатора. За свою религиозную политику получил прозвище «Отступника» (Αποστάτης): он пытался воскресить культ греческих античных божеств (как и античную образованность), преследовал христиан, запретил христианское богослужение. Юлиан погиб в сражении с персами. Отношение большинства христианских писателей к Юлиану враждебно, несмотря

на признание его высоких личных качеств. Любопытно, что наш богобоязненный автор упоминает Юлиана Отступника с положительной стороны. Может быть, Кекавмен был знаком с сочинением Зосимы, который дает хвалебную характеристику Юлиану?

970. Иовиан (363-364) — преемник Юлиана, верный христианин. Иовиан отменил законы Юлиана против христиан, но проявлял веротерпимость также и к язычникам. Хотя этот император действительно путешествовал по провинциям и даже умер далеко от столицы, однако Романия при нем отнюдь не процветала. Мир с персами он купил ценой значительных материальных и территориальных потерь (уступка части Армении и Месопотамии).

971. Назвав подряд четырех императоров (Константина, Констанция, Юлиана и Иовиана), Кекавмен говорит далее о Феодосии, не упоминая Валента (364-378), который почти не жил в Константинополе. Все время своего царствования он провел в походах и погиб в сражении с вестготами 9 августа 378 г. Кекавмен либо не знает о нем, либо не питает к нему симпатий: Валент был арианином. Впрочем, Юлиан был язычником, но это не помешало Кекавмену его похвалить.

Под Феодосием следует, несомненно, понимать Феодосия I Великого (379-395), который совершил немало успешных походов и не был изнеженным домоседам. Но именно при нем чрезвычайно возрос налоговый гнет и усилился произвел чиновной бюрократии (см.: Ostrogorsky. Geschichte. S. 44).

972. «Поэтому пребывали тогда все страны в покое». Относительно верное лишь для царствования Константина Великого утверждение Кекавмена совершенно не соответствует действительности для периода с начала правления Констанция (337 г.) до большей половины царствования Феодосия I: империя вела в этот период тяжелые и почти непрерывные войны с «варварами», ее потрясали религиозные распри. Неизвестно, знает ли об этом Кекавмен, но тем не менее он считает именно данный период, а не эпоху Юстиниана I временем наивысшего могущества империи, так как именно тогда, до раздела империи на Восточную и Западную в 395 г., она имела наибольшее территориальное протяжение.

973. «вся Европа». Кекавмен имеет в виду не географическое понятие Европы (об этом понятии см.: Ргосор. Caesar., I. P. 308. 5-12, 309.12-15; II. Р. 494.4-495.6, 511.19-512.13; IV, 3. 172.8-10), а административное — европейские провинции Римской империи: в IV в. это Фракия, Македония, Дакия (Аврелиева — к югу от Дуная), Иллирик с Далмацией, Паннония и Норик, Италия с Рецией, Галлия с Амориком и Аквитанией, Британия, Испания. В IV в. эти провинции входили частью в префектуру Восток (Фракия), частью

Советы и рассказы Кекавмена

в префектуру Иллирия (Дакия и Македония), частью в префектуру Италия (Иллирик, Италия) и частью в префектуру Галлия (собственно Галлия, Британия и Испания). Ко времени Кекавмена от «Европы» у империи оставался лишь Балканский полуостров (до Дуная) без его северо-западной части.

974. Термин «Ливия» Кекавмен употребляет в географическом значении: согласно византийским представлениям, восходящим к традициям времен Геродота, Ливия составляла третью часть света (после Европы и Азии) и охватывала пространство от Гибралтара (Гадир) до реки Нила (Ргосор. Caesar., II. Р. 509.8-512.1). В таком значении слово «Ливия» нередко заменяли термином «Африка». Говоря о Ливии, Кекавмен, однако, подразумевает лишь входящие в нее римские провинции. Во II в. это были: Мавретания Тингитана и Мавретания Цезарейская, Нумидия, Африка Проконсульская, Ки-ренаика и западная часть провинции Египет. Впрочем, Египет упомянут далее Кекавменом отдельно как часть Азии (действительно, согласно Прокопию, Азия начиналась к востоку от Нила). Следовательно, наш автор употребляет территориальные наименования нечетко: называя Европу, он имеет в виду только ее римские провинции, а называя Ливию, он включает в нее часть провинции Египет, которая начиналась далеко на запад от Нила. Кекавмен пишет о римских землях, не имея четкого представления ни о границах частей света, ни о границах провинций. Что касается провинций империи в Ливии в IV в., то часть Мавретании (Тингитана) вошла к этому времени в префектуру Галлия, большая часть Мавретании с Ну-мидией и Африкой Проконсульской (под общим названием Африка) — в префектуру-Италия, а Киренаика с Египтом — в префектуру Восток. Ко времени жизни Кекавмена империя уже в течение почти полутысячелетия не имела ни клочка земли в «Ливии».

975. Азией без указания ее восточных и северо-восгочных границ (назывались лишь ее сухопутные границы с Европой — то по реке Фасису-Риону, то по Танаису-Дону) византийцы считали все, лежащее на восток и северо-восток от Нила. К IV в. в пределы этого географического понятия входили бывшие провинции империи: Азия, Вифиния, Пафлагония, Писидия, Ликия, Ликаония, Кили-кия, Каппадокия, Галатия, Понт, Коммагена, Софена, Забдицена, Осроена, Сирия, Финикия, Палестина, Аравия, Египет (его восточная часть), а также Малая Армения и полузависимая Лазика (Колхида). Все эти провинции охватывались общим административным понятием префектуры Восток. Под «лучшей частью Азии» Кекавмен, должно быть, имеет в виду весь Малоазийский полуостров, а также перечисляемые им далее провинции к югу от полуострова. К 70-м годам XI в. часть восточных провинций Малоазийского полу-

Комментарий

острова (до реки Галис), не говоря уже о землях, лежащих на юг от полуострова, была империей потеряна.

976. «вплоть до Евфратисии» (έως Εύφρατησίας). Предлог έως употреблен Кекавменам в неопределенном значении: в его первой грамматической связи (со словом Евфратисия) он указывает на то, что эта область входила в пределы Римской империи (Евфратисия, расположенная по обоим берегам части среднего и части верхнего Евфрата, была римской и во II, и в IV в.). См. прим. 975.

977. «вплоть до... страны адиавинов». Здесь предлог έως следует толковать в том смысле, что границы империи достигали «страны адиавинов», но не включали ее. Действительно, Άδιαβήνη — древнее название значительной части Ассирии, лежащей на восток от Тигра и к югу от Великой Армении. К IV в. верховья Тигра вошли в состав империи, но они не захватили Адиавины (Адиабены), включая лишь юго-западную часть Великой Армении. Остальные земли Армении находились в IV в. вне пределов империи. Область адиавинов империя захватывала лишь временно при Траяне в 115-117 гг.

978. «а также Армения». Вероятно, речь идет о западной части армянских земель — о так называемой Малой Армении, которая в IV в. принадлежала Римской империи.

979. Сирия — одна из обширных римских провинций в IV в., простиравшаяся от крайнего северо-восточного угла Средиземного моря на юг до Палестины (исключая финикийское побережье). На северо-востоке границы Сирии достигали Евфрата, на востоке включали область Пальмиры и Дамаска (Келесирия византийских авторов). В начале 10-х годов VII в. Сирию захватили персы, почти через два десятилетия империи удалось ее вернуть, но в 30-х годах ею прочно овладели арабы, которые господствовали здесь более трех веков. С середины X в. Византия возобновила борьбу за Сирию, вернув сначала (в 50-60-х годах) ее северную часть со столицей Антиохией, а затем (в 70-х годах и в царствование Василия II) значительную территорию всей провинции. Некоторые арабские эмиры признали вассальную зависимость от империи. К 1025 г., однако, Византия столкнулась в этом районе с экспансией египетских Фатимидов и сохранила лишь северо-западную прибрежную область Сирии. В конце 70-х годов XI в. были потеряны и остатки этой провинции.

980. Финикия — римская провинция в прибрежной области Юго-Восточного Средиземноморья. До X в. разделяла судьбы Сирии (см. примечание 975). В 70-х годах частично и временно была возвращена Иоанном I Цимисхием, но уже его преемнику, Василию II, не удалось сохранить здесь позиции империи.

Советы и рассказы Кекавмена

981. Вавилон — столица древнего Вавилонского царства, расположенного по Евфрату в его нижнем течении. Вавилон никогда не был «данником» ни Римской республики, ни Римской империи. Лишь на несколько лет при Траяне в 115-117 гг. римляне удерживали этот район, но их власть и в эти годы была здесь очень непрочной. Город пришел в упадок вскоре после падения господства Се-левкидов. В IV в. Вавилон входил в пределы Сасанидского царства, а ко времени жизни автора его давно не существовало (развалины Вавилона лежат в 160 километрах на юго-восток от Багдада). Если Кекавмен говорит не о подлинном Вавилоне, а о Багдаде, которому византийские авторы часто давали название «Вавилон», то и Багдад не был «данником» империи, да и основан он был только в VIII в.

982. На протяжении всего своего сочинения Кекавмен не раз с восхищением упоминает имя Василия II Болгаробойцы. Когда же он дает оценку истории Византии с IV по XI в., то не находит, однако, нужным в общей мрачной картине сделать исключение даже для царствования этого императора.

983. Явно пессимистическая концовка советов к императору позволяет догадываться об атмосфере уныния и безнадежности, царившей в кругах византийской знати, которая не находила сил для отражения победоносного натиска сельджуков. Вся история империи с IV в. предстает в сознании автора как медленное угасание и регресс. Кекавмен призывает юного императора ориентироваться не на знаменитых василевсов недавнего прошлого империи X и XI в., а на римских императоров IV столетия.

Здесь обрывается наша рукопись. Далее оставлено пустое пространство на шесть строк, а затем следует помета, сделанная другой рукой, о падении Константинополя в 1204 г., которую я вынес в Приложение № 4. Сюда же я перенес советы автора, обращенные к топарху, на основаниях, изложенных во вступительной статье.

984. Выделяю в особый раздел параграфы, помеченные в рукописи №№ 218-226, как это делает в своем переводе и Бек (Beck. Vademecum. S. 128). До недавнего времени историки привлекали материал этого раздела для характеристики отношений императоров XI в. с византийскими провинциальными магнатами. Теперь, однако, признано (и совершенно справедливо), что в этой части сочинения Кекавмена речь идет совсем о другом — об отношениях константинопольского двора с правителями полузависимых и зависимых небольших княжеств (арабских, армянских и славянских) у границ империи.

Этот раздел труда Кекавмена вызывает невольное удивление: верноподданный императорского престола, деды которого уже пре-

Комментарий

данно служили империи, только что дававший советы византийским стратигам-акритам, как избегать козней соседних иноплеменных князьков, а при случае присоединять к империи их княжества, вдруг предстает в роли защитника интересов этих князьков. Он предостерегает топархов об опасности оказаться под властью василев-са, утратить право собственности на свои земли и независимость. Анализируя отрывок о том, как дед автора овладел неприступной крепостью в Великой Армении (см. с. 186), P.M. Бартикян, не учитывая весь контекст данного раздела сочинения Кекавмена, высказал убеждение, что Кекавмен не мог выступать в роли благожелателя «врага Романин» (Bartikian. La généalogie. P. 269; Он же. Некоторые замечания. С. 83-84; Он же. Несколько конъектур. С. 59-60). Но само содержание следующего ниже раздела опровергает это мнение (см. прим. 295). По-видимому, внутренний мир византийских знатных лиц иноплеменного происхождения, их политические симпатии и антипатии были более сложным явлением, чем принято думать. Оторванный от родины своих предков (армян) уже в тече- ' ние столетия, род Кекавменов, искренне считавших себя «ромея-ми», тем не менее не забывал о своем происхождении. Автор знал о существовании независимых армянских княжеств у далеких северо-восточных границ империи, может быть, даже сохранял какие-то связи с родичами из тех мест. Вероятно, им и адресованы советы топарху, как сохранить независимость от императора.

985. Богатство (πλούτος). По моему мнению, в данном месте Кекавмен имеет в виду не только деньги и предметы византийской роскоши, но и земельные владения, размеры и доходность которых могли превосходить масштабы и доходность небольшого владетельного князька. См. примечание 986.

986. Кекавмен здесь весьма достоверен. Его советы основаны на подлинных фактах того времени. Об обмене независимыми пограничными князьками своих княжеств на земли византийской короны (на императорские пожалования) источники Χ-ΧΙ вв. сообщают неоднократно (см., например, Io. Scyl. P. 354.94; 365.13-15; 367.62-64; 368.27-28; 395.6 469; 435.80-90; 436.2 - 437.30 squ.'; Розен. Император Василий. С. 27,61-65,373-374 и др. Подборку этих фактов см.: Литаврин. Был ли Кекавмен феодалом? С. 227-228). Причем чаще всего источники говорят о таких обменах именно с кавказскими (грузинскими и армянскими) князьями. Действительно, как и пишет наш автор, иногда независимый топарх, отказываясь от своего суверенитета над своим княжеством, мог получить в качестве пожалования от императора более обширные и богатые земли империи, чем его бывшая «страна». Но, по мнению Кекавмена, эти выгоды несравнимы с положением независимого, хотя и не-

Советы и рассказы Кекавмена

богатого государя, так как пожалованное императором всегда могло быть отнято по воле случая или по капризу василевса.

987. Опасность, о которой Кекавмен предупреждает топарха, была вполне реальной в XI в. Византийское правительство действительно с недоверием относилось к бывшим князькам и магнатам, так как факты их побега в «свою страну» нередко случались. В конце X в. неоднократно переходил со стороны на сторону во время: войн Василия II с Самуилом некий Николица, в 1041 г. бежал из Феодосиополя в Болгарию Алусиан, бежал домой (в Зету) и Стефан Воислав, который по возвращении немедленно изгнал из своей области представителей византийской власти. То же самое сделал серб Бодин около 1070 г.

988. Бек предпочел отнести первую фразу выделенного мною параграфа к предшествующему параграфу, следую за рукописью. Beck. Vademecum. S. 129.

989. Ядора. Имеется в виду совр. Задар (итал. Зара). Возник как поселение племени либурнов — древняя Διάδωρα. В конце I в. до н. э. попал во власть римлян и вскоре вошел в состав провинции Далмация (по-латыни Jader или Jádra — именно это последнее и воспроизводит Кекавмен в форме Ίαδώρα). Константин Багрянородный пытается этимологически истолковать название города. Он пишет, что Διάδωρα означает по-римски «ίαμ ερα(τ)», δπερ έρμενεύεται «άπάρτι ήτον» — iam era(t), что переводится как «уже был». Далее Константин возражает тем, кто полагает, что город был основан римлянами, — он, по мнению царственного автора, возник до них (Конст. Багр. Об управ, имп. С. 124.272-126.274). Около 614 г., когда административный центр Далмации Салона (см. прим. 990) был разрушен аварами и славянами, Задар стал главным городом провинции. Он быстро развивался как крупнейший ремесленный и торговый центр на Адриатике, оставаясь одним из главных опорных пунктов Византии на всем побережье (см.: Jireček. Die Romanen in den Städten Dalmatiens, I. S. 21 f.; Šišic. Povijest Hrvata. S. 232). В 70-х годах IX в. Задар вошел в организованную тогда фе-му Далмация (см. прим. 303). До этого времени Далмация в пределах империи представляла собою не фему, а архонтат, зависимость которого от империи иногда прерывалась, а большей частью не была столь велика, как в других областях-фемах. Большую роль в За-даре играл местный архонтский совет во главе с приором города. Фема Далмация пользовалась значительными правами самоуправления. Около 1000 г. Задар попал под влияние Венеции и платил ей дань, но Византия сохраняла над городом права суверенитета, которые еще более укрепились после завоеваний Василия II на Балканском полуострове. Однако после смерти Болгаробойцы власть Ви-

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.