Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

И принятые в данном издании 21 страница



Слова εις τον θεόν, т. e. «клянясь Богом», пропущены в переводе Бека (Beck. Vademecum. S. 126).

780. Непонятно, почему Кекавмен говорит о возможном восстании влахов «в Болгарии», «как было выше рассказано», хотя выше шла речь о восстании влахов в Фессалии, семьи которых в это время кочевали в Болгарии. Правда, восставшие достигли Сервии, которую Кекавмен также помещает в Болгарии (см. с. 190,18) и которая в церковном отношении была подчинена архиепископии Болгария. Но все-таки восстание началось в окрестностях Ларисы и именно в Элладе, а не в Болгарии. В Элладе, по представлениям нашего автора, жили большинство влахов и его собственная семья, в том числе и сыновья, к которым он обращает свои советы. Объясне-

I

Комментарий

ние этому странному выражению Кекавмена я опять-таки вижу в гипотезе, что главный замысел восставших в 1066 г. болгар состоял, в том, чтобы уйти в Болгарию и поднять ее против Константинополя. Кекавмен имеет в виду связи влахов Фессалии и Болгарии, осуществляемые во время их кочевий, и поэтому советует в случае восстания влахов Болгарии не доверять и тем, которые живут в Фессалии, так как втайне они будут заодно с восставшими.

781. «В крепость» (είς το κάστρον). Лемерль предлагает εις τι κάστρον («в какую-либо крепость» — Lemerle. Prolégomènes. P. 105). Привести свои семьи в крепость, вероятно, влахи захотят, дабы их дети и жены не пострадали во время восстания, которое, как кажется, предусматривает Кекавмен, может распространиться и на Фессалию.

782. «пусть входят по двое или по трое». Любопытно, что Кекавмен разрешает одновременно впускать в крепость столь малую группу мужчин-влахов. Указанная военная предосторожность применялась в X в. даже в самом Константинополе: по договору 907 г. с русскими они имели право входить в столицу одновременно лишь группой, не превышающей 50 человек (ПСРЛ, т. I, стб. 31).

783. Здесь можно усмотреть прямой намек на поведение гарнизона крепости Сервия в 1066 г., который оскорблял Никулицу с высоты стен, чем вызвал его гнев, после чего последовал штурм и падение крепости (см. с. 278). Комментируемым местом заканчивается раздел о правилах поведения в случае мятежа в провинции. Мало того, как справедливо отметил Лемерль (Lemerle. Prolégomènes. P. 15), здесь автор первоначально предполагал закончить и свое сочинение. Далее (менее чем на полутора листах — лл. 208 об — 209) следует заключение ко всему предшествующему тексту. Я не выделяю эту концовку в особый параграф.

784. Под «эллинским воспитанием» (παιδείας έλλινικής) Кекавмен имеет в виду светские науки (может быть, их же он имеет в виду в другом месте под термином λογικοί — см. с. 226 и прим. 502), которые одни были способны обеспечить чистоту стиля и грамматическую правильность речи. Εν σχολή я перевел «в школе», как и Бек (m der Schule — Beck. Vademecum. S. 127) и Цанкова-Петкова (Из-вори, VII. C. 32), хотя в других местах сочинения Кекавмена это слово имеет значение «досуг». Кекавмен советовал на досуге читать книги, в том числе и светские, однако это не было приобщением к «эллинскому воспитанию». Кекавмен хочет сказать, что в детские и юношеские годы он не получил правильного образования и все, что он знает, он приобрел как самоучка. Если это так, то небезынтересно отметить такую важную деталь, как то, что дети довольно крупных светских магнатов в провинции (Кекавмен был внуком страти-

Советы и рассказы Кекавмена

га!) не всегда, оказывается, даже в Византии XI в. получали светское образование.

Сопоставляя с этим местом фразу из «Поучения» Владимира Мономаха («Да дети мои или ин кто, севешавсю грамотицю, не по-смейтеся» — Орлов. Владимир Мономах. С. 123), Т. Чижевска считает ее еще одним (ср. прим. 597) доказательством в пользу гипотезы о знакомстве Владимира с трудом нашего автора (Ciževska. Zu Vladimir Monomach und Kekaumenos. S. 158).

785. «для тебя и твоих братьев» — единственное указание на то, что среди детей Кекавмена были несколько сыновей, во всяком случае не менее трех.

786. Как можно судить по этой фразе. Кекавмен не был ценителем жанра художественной литературы, считая этот вид сочинений праздным и бесполезным.

787. Здесь Кекавмен сначала оборвал свое сочинение. По предположению Лемерля, принимаемому мною (Lemerle. Prolégomènes. P. 16), когда Кекавмен решил продолжить свой труд, он продолжил его непосредственно «советами к императору» (см. вступительную статью и Приложение № 1).

788. По мнению первых издателей, V раздел данного сочинения был написан Никулицей Дельфином или другим неизвестным автором (Cec. Strat. Praef. P. 7). Они дали ему название Ανωνύμου λόγος νουθετητικος προς βασιλέα — «Наставительная речь к василевсу неизвестного автора». Этот заголовок сохранил и Бек (Beck. Vade-mecum. S. 135). См. об этом вступительную статью. Попытка Г. Цан-ковой-Петковой датировать время написания «Советов к императору» правлением Константина Мономаха (terminus ante quern — 11 января 1055 г.), на мой взгляд, неудачна. Она основана лишь на том, что в этой части сочинения не упоминается ли одного события позже 11 января 1055 г. (Цанкова-Петкова. Югозападните българ-ски земи. С. 593, бел. 5. С. 595). Но автор советов императору пишет, что Мономах «погубил и разорил царство ромеев» (С. 304.1-2). Кекавмен не мог, разумеется, выразиться таким образом, обращаясь к этому императору, а в правление его предшественников Кекавмен был еще юн и не брался за перо. Кроме того, автор рассказывает, как Мономах пришел к власти после низвержения Пафлагонцев, что, конечно, едва ли могло интересовать самого Мономаха. Васильевский датировал написание «советов» 80-ми годами XI в. и считал, что они обращены к Алексею I Комнину. Ученый исходил из того, что в советах, по его мнению, упоминается о приходе наемников из Англии (см. с. 294, прим. 813), а по свидетельству Анны Комнины, это случилось в царствование ее отца (см.: Cec. Strat. Praef., P. 8-9). Но в «советах» нет упоминания об англах —

Комментарий

конъектура первых издателей признана неудачной. Если даже допустить, что прав Лоран, отстаивающий вариант, сходный с чтением Васильевского, и признать, что автор советов упоминает действительно англов, то и тогда речь идет не о времени Алексея I Ком-нина: Анна отнюдь не говорит, что упомянутые ею под 1081 г. наемники были самыми первыми из англов, пришедших в империю. В настоящее время подавляющее большинство историков считает, что автор советов к императору (Кекавмен) обращается к Михаилу VII. См. об этом вступительную статью.

789. «василевс не подвластен закону, а сам является законом». Имеется в виду принцип позднеримского права: lex quod notamus — «законом является то, что мы постановляем» (см.: Dig. 1,4, 1: «что принцепсу угодно, получает силу закона»). Право василевса издавать законы, не подлежащие чьему-либо обсуждению и обязательные для всех подданных, официально признавалось в Византии в течение всей ее истории. Канонист XII в. Феодор Вальсамон писал, что василевс стоит выше канонов и законов (PG, t. 138, col. 93B). Византийцы и называли императора «одушевленным законом» — νόμος έμψυχος (Hunger. Prooimion. S. 117-122). Однако Кекавмен находит возможным напомнить императору и о другом принципе официального византийского права, идущем от «Ясагогм» и включенном в «Васшшки»: божественные законы превыше светских, земных; целью императора является творить благо, быть нелицеприятным со всеми, в наказаниях и наградах; власть императора находит предел в религиозных и нравственных установлениях, иначе извращается сама ее природа (см. Сокольский. О характере и значении Эпанагоги. С. 17-54).

790. «Мы составляем» (ποιοΰμεν) — единственный случай во всем сочинении Кекавмена, когда он говорит от имени первого лица множественного, а не единственного числа.

791. «для будущих благочестивых и христолюбивых василев-сов». Советы императору, видимо, задуманы автором как труд, адресованный не только ныне царствующему императору (Михаилу VII?), но и его преемникам.

792. «тем, кто облечен чинами» (οί εν τέλει) — обычный у византийцев того времени термин для обозначения лиц, имеющих высокие титулы и должности. У Бека: dir (dem Kaiser) nahestehen — «те, которые стоят близко к тебе» в отличие от λοιποί (у меня — «остальные») — те, кто fernstehen — «стоят вдали» (Beck. Vademecum. S. 135).

793. «Да не обделишь одних без причины». Первые издатели приводят к этому месту параллель из-Псевдо-Фокилида: μοίρας πάσι νέμειν ίσότης δ' εν πάσι άριστον («воздавать всем должное, для всех

τ

Советы и рассказы Кекавмена

равное благо» — Pseudo-Phocylides. P. 138). Эту мысль, впрочем, Ке-кавмен мог заимствовать и из устных и из письменных источников своего времени. Ее в разных вариантах несколько раз повторяет современник Кекавмена Атталиат (Attal. P. 278-283). Мотив такого рода часто встречается и у других авторов как этой, так и более поздней эпохи. Идея о нелицеприятии государя, «отца всех подданных», одинаково милостивого к малым и великим, восходит к глубокой древности.

794. Первые издатели справедливо усматривают здесь лакуну, не отмеченную в рукописи. Бек заполняет ее словами: denjenigen aber, der sich nicht verfehlt hat, leer ausgehen lassen — «а тому который не провинился, позволить уйти с пустыми руками» (Beck. Vademecum. S. 136), что, на первый взгляд, соответствует смыслу исчезнувших слов, но плохо увязывается с последующим: ως ποιή-σας τφ κακφ αγαθόν και τω αγαθφ κακόν — «как сделавший дурному добро, а хорошему зло». Бек переводит: so würdest du den Schlechten gut, den Guten aber schlecht behandeln — «так ты обошелся бы с плохим хорошо, а с хорошим плохо» (Ibid. S. 136), но в этом переводе неверно передано значение слов ως («как», у Бека — «так») и ποιήσας («сделавший», у Бека -«обошелся бы»).

795. «Исследуй показания обеих сторон» (δοκίμασαν τον λόγον αμφοτέρων). У Бека приблизительно: Man muss hier prüfen — «должно при этом расследовать» (Beck. Vademecum. S. 136).

796. Ср. это место с высказыванием нашего автора, в котором он клеймит позором клеветников (см. с. 216).

797. Здесь можно усмотреть намек на историю с Никулицей Дельфином, противопоставляемую той, которая произошла с Ке-кавменом-дедом: Константин X не вник в суть дела и осудил своего архонта Дельфина, а Василий II, тщательно разобравшись во всем, похвалил Кекавмена. Может быть, автор намекает и на Мономаха, который легко доверял наветам лжецов и доносчиков (Io. Scyl. P. 465.53-54).

798. Первые издатели справедливо усматривали после слова δωρεάν («зря») лакуну, не отмеченную в рукописи. Бек заполняет ее словами Verurteilst du ihn ohne Verhandlung — «Если ты приговоришь его без разбора дела» (Beck. Vademecum. S. 136).

799. «и многих других». Имеются, по-видимому, в виду друзья, родственники, единомышленники осужденного невинно, которые станут тайными врагами императора. Сравнение этой мысли с той, которая высказана в начале советов к императору, позволяет заключить, что, по представлениям нашего автора, император не имеет права на несправедливость, так как это — нарушение «божественных законов».

Комментарий

800. Первые издатели справедливо усматривают здесь лакуну, не отмеченную в рукописи. Бек заполняет ее словам: Umsonst sind — «напрасны» (Beck. Vademecum. S. 136).

801. Кекавмен вновь проявляет неприязнь к мимам, которую он выражал ранее (С. 148.26; 172.'29; 232.17).

802. Выступая столь решительно против предоставления титулов мимам и «политикам», Кекавмен, может быть, употребляет слово «мим» не в прямом смысле, а в значении человека, играющего роль шута-увеселителя. В таком случае можно было бы допустить, что наш автор имеет в виду конкретное событие, имевшее место в царствование Мономаха, когда, к негодованию придворных, шутник и жуир Роман Воила не только получил высокие титулы, но

• приобрел огромное влияние при дворе и осмелился на заговор против императора. Однако по-прежнему не ясно, кого Кекавмен подразумевает под «политиками». Это, вероятно, не гражданские должностные лица, так как далее о присвоении титулов нотариям и служащим секретов говорится как о нормальном явлении. Ср. с. 148 и прим. 83, с. 172 и прим. 222.

Я перевожу αξίωμα в данном месте словом «достоинство», чтобы отразить мысль Кекавмена, что αξίωμα — нечто άξιον («достойное») (Кекавмен имеет в виду, что у обоих слов общий корень).

803. Слово «стратиоты» (см. прим. 206) Кекавмен употребляет здесь в ограничительном значении, имея в виду не вообще «воинов», а представителей командного состава войска.

804. «Служащий секрета» (σεκρετικός). «Секретик» занимался преимущественно гражданскими делами. При Алексее I Комнине во главе всех гражданских секретов был поставлен особый «логофет секретов» (λογοθήτης των σεκρέτων), которого с конца XII в. стали называть и «великим логофетом». По-видимому, в данном месте Кекавмен имеет в виду не рядовых служащих секретов, а представителей начальственного состава. Например, временщик Никифо-рица до назначения его дукой Антиохии, когда он еще играл значительную роль при дворе Константина X, был εις τάξιν των σεκ-ρετικών — «в разряде секретиков» (Attal. P. 180.22-181.6). Я не согласен с переводом Бека этого термина ничего не говорящим словом «секретарь» (Sekretär — Beck. Vademecum. S. 137). В число «секретиков» входили и налоговые чиновники. Атталиат говорит об «ужаснейших из сборщиков налогов, которых секретиками (σεκ-ρετικούς) обычно именуют на официальном языке» (Attal. Р. 50.15-17) (см. о служащих секретов: Glykatzi-Ahrweiler. Recherches. Index, s. v. Dölger. Beiträge. S. 18, Anm. I; Semenov. Über die Ursprung und Bedeutung des Amtes der Logotheten; Oikonomidès. Les listes. P. 309).

Советы и рассказы Кекавмена

805. Вся эта фраза, начиная со слов Εάν γαρ τιμήστις («В самом деле, если ты почтишь») и кончая словами ηγείται άντ' ούδενός («эти достоинства станут пустым звуком»), синтаксически запутана и тяжеловесна, однако смысл ее ясен. Я вынужден ввести в перевод несколько слов, отсутствующих в оригинале, но не решаюсь на конъектуры. Васильевский, отмечая сложный синтаксис этой фразы, дает перевод близкий к моему: «Если ты возведешь в протоспафарии комедианта или зазорного человека, то воин, готовый проливать за тебя кровь, равным образом деятельный и усердный нотарий твой или же приказный — сочтут за ничто даже пожалованный им сан патрикия» (Советы ирассказы // ЖМНП, ч. 216. С. 517). Кажется, Бартикян просто не вник в приведенные переводы, считая их абсурдными и предлагая конъектуры (хотя, согласно его пояснениям, смысл фразы он понимает так же, как и я и Васильевский) (Бартикян. Некоторые замечания. С. 81).

806. Эта фраза подкрепляет то, что сказано выше о «стратио-тах» и «секретиках» (см. прим. 804 и 805): Кекавмен поясняет, что о стратиотах персонально помнит император (это — полководцы), а секретики — это, например, судьи.

807. «воины, окружающие царский трон», т. е. телохранители. Во время жизни Кекавмена царскими телохранителями были преимущественно варяги и русские (см. Васильевский. Варяго-рус-ская дружина. С. 337 и ел.), хотя среди них были и воины-армяне, грузины, печенеги, арабы, немцы, а в 70-х годах стали, по-видимому, появляться и англы (см. прим. 348 и 350).

808. «ромеи, несущие стражу». Имеется в виду, по всей вероятности, дворцовая стража или гарнизон столицы.

809. Ситиресий (σιτηρέσιον) — термин, образованный от слова σίτος — хлеб и означавший регулярное довольствие, необходимое для воина и выдававшееся из казны. В ΙΧ-Χ вв. ситиресий (или «опсоний») получали воины и провинциального войска и тагм (центрального войска). В XI в. ситиресий выдавался главным образом центральному войску, несшему постоянную службу и состоявшему в значительной части из наемников. Помимо налоговых льгот стратиоты фемного войска получали в XI в. ругу — денежную плату (см. прим. 454), но, по-видимому, не получали ситиресия, обеспечивая себя доходами со своих участков (т. е. были ιδίοις όψωνίοις — Glykatzi-Ahrweiler. Recherches. P. 7, 8, 12, 25; Литаврин. Византийское общество. С. 240; Dagron, Miháescu. Guerilla. P. 261). Однако, в том же столетии разница между понятиями «руга» — денежная плата и «ситиресий» — натуральное довольствие (продовольствие, одежда, военное снаряжение, фураж для коней) стала исчезать, так как натуральное снабжение все более и более заменяли денежными

Комментарий

выдачами: Скилица, рассказывая о раздаче воинам денег посланцем Михаила VI — патрикием Ионном Опсарой, называет ее «разделом ситиресия» (Io. Scyl. P. 487.37). Атталиат эту же операцию определяет как раздел стратиотского опсония — όψωνίων (Attal. P. 54.3).

810. «в свой срок» (καθένα). Бек перевел ohne Unterbrechung («без перерывов» — Beck. Vademecum. S. 137). Обычай выплачивать ругу воинам в IX в. осуществлялся раз в 4 года, в XI в. — раз в год; ситиресий же, как, бесспорно, следует из этого свидетельства, давали ежемесячно. Арвейлер, ставящая между ругой и ситиресием знак равенства, полагает, что здесь идет речь о тагмном войске, получавшем ругу ежемесячно, в отличие от фемного, которому платили ругу раз в год (Glykatzi-Ahrweiler. Recherches. P. 8). Но не исключено, что Кекавмен отличает ругу от ситиресия и говорит здесь не о тагмных войсках вообще, а лишь о воинах-телохранителях (см. прим. 808 и 809).

811. Кекавмен выражает здесь здравую политическую идею, высказывавшуюся в Византии со времен Синесия Киренского (конец IV — начало V в.) и имевшую хождение в эпоху Кекавмена в кругах военной аристократии. Предпочтение, которое нередко императоры — ставленники столичной бюрократии отдавали иноземцам перед полководцами-ромеями, было одним из проявлений внутренней политики чиновной знати. Такая политика, вызывавшая негодование военных, проводилась при Константине VIII, при Михаиле V, окружившем себя «варварами», при Константине IX Мономахе, наделявшем высокими титулами и должностями даже ханов печенежских орд, при Михаиле VI. Возвышение иноземцев не способствовало укреплению патриотических чувств ромеев, и с этой точки зрения совет Кекавмена вполне рационален. Любопытно при этом, что себя (полуармянина и полуболгарина) Кекавмен ни в какой мере не считает иноземцем, хотя и подает благожелательные советы иноплеменному топарху, как избежать зависимости от империи. Идею, высказанную Кекавменом, не разделяли, однако, все представители служилой знати. Атталиат, принадлежавший, по моему мнению, к кругам, близким к тем, в которых вращался Кекавмен, высказывает на этот счет прямо противоположную точку зрения. Рассуждая о судьбе Русселя, поднявшего мятеж, Атталиат осуждает Михаила VII, бросившего в тюрьму этого западного наемника. Он считает, что Михаил VII должен был проявить гуманность к такому выдающемуся полководцу, привлечь его даже после мятежа почестями, вручить ему высшее командование и отправить на восток против турок (Attal. P. 207.1-20).

812. Снова тот же излюбленный глагол нашего автора —

τ

Советы и рассказы Кекавмена

άχρειόω, значение которого особенно ясно в данном контексте. Бек переводит его здесь, как и мы: erniedrigst dich — «унизишь себя» (Beck Vademecum S. 138). Ср. прим. 45, 417.

813. «из простонародья» (εξ αγέλης). В рукописи έξαγνελοις. Первые издатели ввели конъектуру: εξ Αγγελής («из Англии»), которая, однако, как плохо увязываемая и с логикой повествования и с контекстом, была подвергнута критике Лемерлем, предложившим чтение εξ αγέλης — букв: «из толпы» (Lemerle. Prolégomènes. P. 105). В свое время я считал и эту конъектуру неудачной (Литаврин, Каж-дан. По поводу книги П. Лемерля. С. 295). Вскоре В. Лоран предложил новое чтение, которое возвращает к мысли первых издателей, но еще дальше отстоит от написания рукописи: εξ "Αγγλων γης — «из земли англов» (Laurent. Byzance et l'Angleterre. P. 27). Лемерль справедливо отнесся к этой конъектуре весьма скептически (Lemerle. Nouvelles remarques. P. 183). Новое толкование этого места дал Р. Бартикян (Об одной -важной конъектуре), указавший, что существовала в Амидской области в Армении крепость Ангел, откуда прибывало не мало иноземцев-армян служить империи. В первом своем издании я принял эту конъектуру. Однако теперь полагаю, что пример с крепостью Ангела был бы мало выразителен и контексте рассматриваемого совета Кекавмена, и поэтому принимаю конъектуру Лемерля.

814. Примикирий (πριμικήριος) — известная уже в ранневизан-тийскую эпоху должность, как церковная так и светская (военная и гражданская), глава коллегии чтецов или нотариев, равнозначен должности протонотария, т. е. «главного нотария». Примикирий были весьма многочисленными, они находились в составе и провинциального и центрального аппарата (Stem. Em Kapitel. S. 70 f.). В провинциях примикирии (протонотарии) могли исполнять налоговые функции и решать вопросы, связанные с определением контингента военнообязанного населения. Протонотарии фем были в подчинении у стратигов, но с XI в. их непосредственным начальником становится уже судья фемы (Glykatzi-Ahrweiler. Recherches. P. 69-71). Должность дворцовых (центральных) примикириев часто предоставлялась евнухам (Guilland. Les titres auliques réservés aux eunuques. P. 122-157). С 80-х годов XI в. примикирии двора, или «великий примикирий», обладал большим влиянием, он был главным управителем дворцовых служб и одним из важнейших лиц императорской свиты (Stein. Untersuchungen. S. 43-48; Bréhier. Les institutions. P. 158; Bury. The Imperial Administrative System. P. 122-123).

815. στρατηγία. Перевожу «военный пост», исходя из смысла пассажа, хотя в XI в. этим словом обозначалась особая администра-

Комментарий

тивная единица, которая, вероятно, была ниже рангом, чем фема (Laurent. Le thème byzantin de Serbie. P. 188). Официально во время жизни Кекавмена военный пост дуки и катепана был выше поста стратига. Но Кекавмен, по-видимому, еще не проводит этого различия, толкуя термин «стратиг» как общее обозначение военного главы провинции.

816. «Конечно, ты превратишь ромея в [своего] врага» (Πάντως ποιήσεις αυτόν έχθρόν). У Бека. Du macht dir nur alle zu Feinden — «Ты только сделаешь всех своими врагами» (Beck. Vademecum. S. 138).

817. Это место может быть истолковано в пользу указанной, выше конъектуры Лемерля — εξ αγέλης (см. прим. 813).

818. «я приведу тебе иноплеменников, сколько ты пожелаешь». Кекавмен, таким образом, не принципиальный противник наемного иноземного войска вообще. XI век был весьма беспокойным и неуютным для массы мелкого рыцарства Западной Европы, искавшего применения своим военным доблестям и рыскавшего по Европе. Кекавмен знает, что резервы для наемного войска практически неисчерпаемы, и советует выплачивать наемникам лишь самое необходимое (пропитание и одежду), не давая им высоких постов и не наделяя их высокими титулами, так как главная цель наемного люда — нажива и добыча, а не безопасность чужого им государства.

819. Имеется в виду Василий II Болгаробойца.

820. Кекавмен говорит о Романе II — единственном сыне Константина VII Багрянородного (см. прим. 821) — коронованном в качестве «василевса-соправителя» еще ребенком, при жизни отца, 6 апреля 945 г. После смерти Константина VII 9 ноября 959 г. Роман стал единовластным императором (959-963). Он был слабоволен, красив и крайне распущен. Еще при отце, в 959 г., Роман женился на дочери трактирщика Анастасии — необычайно красивой девушке, которая после выхода замуж приняла имя Феофано (княгиня Анна, жена русского князя Владимира I, была дочерью Феофано и Романа II). Роман попал под сильное влияние Феофано и паракимомена — евнуха Иосифа Вринги, которому он, по существу, передал бразды правления империей, проводя время в развлечениях и пьяном разгуле. Говоря об удачной военной политике Романа II, Кекавмен, по всей вероятности, имеет в виду тот факт, что Роман поставил во главе военных сил империи опытного полководца, представителя крупной провинциальной аристократии, Никифора Фоку (будущий император и муж Феофано в 936-969 гг.). Фока одержал в царствование Романа II ряд блестящих побед над арабами, расширил границы империи в Малой Азии и отвоевал Крит (961 г.), потерянный Византией почти полтора столетия назад. Что касается других сторон политики Романа II, направлявшейся Ио-

Советы и рассказы Кекавмена

сифом Врингой, то она в основном была враждебной военной аристократии. Фока и Вринга ненавидели друг друга, и после смерти Романа Фока достиг престола в вооруженной борьбе со столичной бюрократией. Поэтому, на наш взгляд, Кекавмен одобряет не всю политику Романа II, а лишь его отношение к выдающимся представителям военной провинциальной аристократии. Роман II умер молодым 15 марта 963 г., оставив трех детей: Василия (5 лет), Константина (3 лет) и дочь Анну (родилась за два дня до смерти отца).

821. Имеется в виду Константин VII Багрянородный (род. в 905 г., правил в 913-959 гг.), единственный сын Льва VI Мудрого (см. прим. 822) от скандального для церкви четвертого брака отца. Константин более знаменит не как император, а как один из авторов и, в особенности, организаторов дела создания крупных трудов по разным отраслям знаний той эпохи. В частности, в одном из этих трудов (De administrando imperio) есть ценные данные о Древней Руси. Как соправитель отца Константин был коронован 9 июня 911 г., а вскоре умер его отец. После непродолжительного царствования своего дяди Александра (911-913) Константин остался единственным мужским представителем Македонской династии. Был создан регентский совет во главе с патриархом Николаем Мистиком (901-907 гг. и 912-925 гг.). Тяжелые войны с Болгарией (где правил упоминаемый Кекавменом царь Симеон), начавшиеся тотчас после смерти Александра, заставили патриарха передать военной аристократии из родов Куркуасов и Фок основные военные посты, а затем допустить к регентству Романа Лакапина — друнга-рия царского флота, происходившего, как полагают, из армян, который скоро выдвинулся на первый план в регентском совете. В 919 г. Роман женил Константина на своей дочери Елене и получил титул «василеопатора» («отца василевса»), в 920 г. он стал кесарем, а через три месяца — императором-соправителем (920-944) Константина VII. Сын Льва VI был отодвинут на задний план и занялся организацией литературной деятельности. В 20-х годах Роман I Ла-капин объявил своими соправителями трех своих сыновей.

В правление Константина VII — Романа I были изданы новеллы (так называемое «законодательство императоров Македонской династии»), направленные на сохранение мелкого крестьянского землевладения. Свободное крестьянство являлось основным плательщиком налогов в казну и несло военную службу в фемных ополчениях. Крупные же землевладельцы («динаты») провинций скупали или захватывали земли разорявшихся крестьян, лишая государство и налогов и боеспособной армии (см. прим. 206). Эта политика была направлена своим острием против крупной военной аристократии провинций и едва ли могла вызвать одобрение таких

Комментарий

людей, как наш автор. 16 декабря 944 г. Роман I был свергнут своими сыновьями, а 27 января следующего года Константину VII удалось отстранить от власти и сослать своих соправителей. В сорокалетнем возрасте наследник Льва VI стал, наконец, единодержавным государем (945-959). Его внутренняя политика не отличалась, однако, от политики тестя. Кекавмен, по нашему мнению, и здесь (ср. прим. 823) имеет в виду не всю политику Константина VII, a то, что при нем высшие военные посты находились в руках провинциальной военной аристократии — у Куркуасов, Фок, Цимисхиев. Куркуасы, Цимисхии и Лакапины происходили из огречившихся армян, и это обстоятельство, может быть, также повлияло на симпатию полуармянина Кекавмена к Константину VII. (Кстати говоря, этот император в 946 г. принимал княгиню Ольгу, мать Святослава, которая крестилась в Константинополе). Умер Константин VII 9 ноября 959 г. (См. Литаврин ГГ. Предисловие // Конст. Багр. Об управ, имп. С. 5-30; Он же. Византия, Болгария, Древняя Русь. С. 154-213; Шевченко. Перечитывая Константина Багрянородного. С. 6-38)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.