Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

О КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ В ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ



[†††††]

Аннотация. В условиях структурной настройки работы систем государственного управления и местного самоуправления в части реализации государственной экономической и социальной политики часто упоминается компетентностный подход. Особенности реализации его в современных условиях исследуется в статье, которая заключается, прежде всего, в сопряжении полномочий и компетенций органов местного самоуправления в области реализации задач государственного и муниципального управления.

Ключевые слова. Компетенция, полномочия, предметы ведения, вопросы местного значения, разграничения предметов ведения.

В периодической печати и специальной научно-технической литературе отмечается некоторая активность полемики в части разделения функций органов государственного и муниципального управления при решении важнейших вопросов государственной политики в различных сферах общественной жизни. При этом в большей части, на наш взгляд, уточнения касаются незначительных деталей.

Для решения задач муниципального управления используют различные подходы. В настоящее время известны следующие научные подходы: комплексный; интеграционный; маркетинговый; функциональный; динамический; воспроизводственный; процессный; нормативный; количественный; административный; поведенческий; ситуационный; системный; компетентностный и др.

Эффективность и качество управленческого труда определяются, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов. Без хорошей теории практика слепа.

Наиболее перспективным подходом для повышения эффективности государственного и муниципального управления является, на наш взгляд, компетентностный.

Исследуем этот опыт с точки зрения компетентностного подхода, часто используемого в последнее время, как в практике, так и методических вопросах.

Компетенция – 1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо или орган обладает познаниями, опытом [5, c.247].

В некоторых работах по муниципальному управлению используются компетентностный подход.

Уточним и термин «полномочия». «Полномочия – право, предоставленное кому-нибудь на совершение чего-нибудь» [3, с.835].

В одном из наиболее упоминаемых учебников по муниципальному управлению приводится определение предметов ведения. «Применительно к органам публичной власти предметы ведения – это тот круг вопросов, решение которых закреплено за данным уровнем власти. Органы власти каждого уровня осуществляют по закрепленным за ним предметам ведения соответствующие виды деятельности – функции» [4, c.57].

Однако в словарях дается другое определение предметов ведения – «предмет ведения – то, на что направлено какое-либо действие (управленческое воздействие)» [3, c.871].

В то же самое время в упомянутом учебнике используется фактически и второй вариант использования термина компетенция.

Полномочия – это права, которыми наделен каждый уровень власти и управления для выполнения возложенных на него функций. Но одновременно это и обязанность выполнять данные функции. Таким образом, полномочия – это права, совмещенные с обязанностями. «Под компетенцией понимается сочетание предметов ведения и полномочий» [4, c.57].

Таким образом, если следовать представленным утверждением и определениям компетентностный подход в системе государственного и муниципального управления, может быть определен нами как решение круга вопросов с использованием круга полномочий (право совершать какие-либо действия), которым наделен какой-либо орган управления.

В федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения определены как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, при этом в качестве непременного условия для полноценного функционирования органов местного самоуправления законом указывается на самостоятельность в их решении [2, п.1 ст.2]. В тексте самого закона вопросы местного значения перечисляются отдельно для каждого типа муниципальных образований: поселений, муниципальных районов, городских округов. Этот перечень существенно различается: для поселений определены 22 вопроса местного значения [2, ст.14], для муниципальных районов – 20 [2, ст.15], для городских округов – 27 [2, ст.16], что, в конечном счете, приводит к разночтениям при прочтении этих статей закона.

В соответствии с Федеральным законом, местное самоуправление в муниципальных районах осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера [2, ст.15], поэтому вопросы местного значения, закрепленные за органами местного самоуправления муниципального района, и вопросы местного значения, закрепленные за органами самоуправления поселений, должны различаться. Как мы уже выше отмечали, предметы ведения – области управления при одинаковых полномочиях должны различаться для уровней муниципального управления (поселений и муниципальных районов).

Принципы разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями власти определены в Конституции РФ, разграничивающей предметы ведения РФ, предметы совместного ведения РФ и ее субъектов и предметы ведения субъектов РФ. Согласно статье 72 Конституции, установление общих принципов организации местного самоуправления относится к совместному ведению РФ и ее субъектов [1, ст.72]. Порядок разграничения полномочий по предметам совместного ведения, установленный статьей 76 Конституции РФ, состоит в том, что по этим вопросам издаются федеральные законы, в соответствии с которыми принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Таким образом, предметы ведения и полномочия местного самоуправления устанавливаются федеральным законом и могут конкретизироваться законами субъектов РФ.

Однако, как показывает лингвистический анализ предметов ведения поселения и муниципального района, из 22 вопросов местного значения поселения, 14 дублируются администрацией муниципального района. Причем дублирование идет не только в контекстном плане, а в полном объеме. Это чаще всего приводит к значительным разногласиям в толковании нормативно-правовых актов.

Эти разночтения касаются, прежде всего, вопросов связанных с инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой. Так, например, вопросы организации в границах поселения электро-, газоснабжения населения отнесены к компетенции, как поселений, так и муниципальных районов.

Муниципальный интерес состоит в обеспечении благоприятных условий совместного проживания людей на данной территории. Таким образом, муниципальное управление реализует интересы жителей, объединившихся для реализации общих интересов и совместного решения общих задач. Известно ведь, что само население и образуемые им органы местного самоуправления должны лучше знать, как успешнее организовать свою жизнь и как лучше вести дела, чем кто-либо другой. Из признания местного самоуправления следует признание важности местных интересов в реализации государственной политики.

Исходя из сформулированного значения муниципального управления в общественной жизни любого государства, можно выделить его особую роль. В рамках местного самоуправления реализуется значительная часть властных функций, позволяющих доводить цели и задачи государственной политики до местных сообществ непосредственно. Кроме того, необходимо отметить роль местных органов управления в самоорганизации граждан для решения общих и общинных интересов, которые не всегда совпадают с интересами государства в целом. И в этом случае именно органы местного самоуправления могут выступать в качестве третейского судьи между населением и органами государственного управления. Особую роль органы местного самоуправления имеют и при решении вопросов объемов и качества предоставления экономических и общественных благ.

Наибольшим количеством перечисленных функций и объемом работы по их выполнению обладают городские округа.

Городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации [2, п.1 ст.2].

Чтобы определить степень обеспеченности органов местного самоуправления необходимой компетенцией для осуществления муниципального управления, сгруппируем вопросы местного значения, закрепленные за городским округом, таким образом, как это представлено в таблице.

В число организационных вопросов нами были отнесены вопросы, связанные с организацией работы органов местного самоуправления и их взаимоотношений с органами государственного управления. К инфраструктурным вопросам жилищно-коммунального хозяйства отнесены вопросы организации работы инженерных сетей, обеспечивающих население услугами водоснабжения, газоснабжения и др. При этом, функции контроля за тарифами у муниципальных органов управления изъяты. Таким образом, к властным функциям, на наш взгляд, отнесены 17 вопросов, только 10 – к вопросам управления важнейшими сферами жизнедеятельности населения.

Если провести анализ значимости вопросов среди важнейших функций, отнесенных к компетенции местного самоуправления, то он тоже может вызвать некоторое недоумение. Так, в группу вопросов местного значения, формирующую экономическую политику городского округа, можно включить следующие:

1. установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

2. принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таблица

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.