1. Наличие решения органа государст-венно-общественного управления (совета школы, управляющего совета, попечи-тельского совета) о введении в образова-тельном учреждении ФГОС ООО
2. Внесение изменений и дополнений в Устав образовательного учреждения
3. Разработка на основе примерной ос-новной образовательной программы ос-новного общего образования основной образовательной программы образова-тельного учреждения
4. Утверждение основной образователь-ной программы основного общего обра-зования образовательного учреждения
5. Обеспечение соответствия норматив-ной базы школы требованиям ФГОС ООО
6. Приведение в соответствие с требова-ниями ФГОС общего образования и та-рифно-квалификационными характери-стиками должностных инструкций ра-ботников образовательного учреждения
7. Разработка и утверждение плана-графика введения ФГОС основного об-щего образования
8. Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в обра-зовательном процессе в соответствии с ФГОС основного общего образования
9. Разработка нормативных локальных актов, обеспечивающих реализацию ФГОС ООО в общеобразовательном уч-реждении локальных актов
II. Финансовое обеспечение введения ФГОС ООО
1. Определение объема расходов, необ-ходимых для реализации ООП ООО и достижения планируемых результатов, а также механизма их формирования
2. Разработка (внесение изменений) ло-кальных актов, регламентирующих уста-новление заработной платы работников образовательного учреждения, в том чис-ле стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования
3. Заключение дополнительных соглаше-ний к трудовому договору с педагогиче-скими работниками
III. Организационное обеспечение вве-дения ФГОС ООО
1. Обеспечение координации деятельно-сти субъектов образовательного процес-са, организационных структур учрежде-ния по подготовке и введению ФГОС общего образования
2. Разработка модели организации обра-зовательного процесса
3. Разработка и реализация моделей взаимодействия учреждения общего об-разования и дополнительного образова-ния детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности
4. Разработка и реализация системы мони-торинга образовательных потребностей обучающихся и родителей по использова-нию часов вариативной части учебного плана и внеурочной деятельности
5. Привлечение органов государственно-общественного управления образова-тельным учреждением к проектированию основной образовательной программы начального общего образования
IV. Кадровое обеспечение введения ФГОС ООО
1. Анализ кадрового обеспечения введе-ния и реализации ФГОС основного об-щего образования.
2. Создание (корректировка) плана-графика повышения квалификации педа-гогических и руководящих работников образовательного учреждения в связи с введением ФГОС
3. Разработка (корректировка) плана на-учно-методической работы (внутришко-льного повышения квалификации) с ори-ентацией на проблемы введения ФГОС начального общего образования
V. Информационно-методическое обес-печение введения ФГОС ООО
1. Размещение на сайте ОУ информаци-онных материалов о введении ФГОС ос-новного общего образования
2. Широкое информирование родитель-ской общественности о подготовке к вве-дению и порядке перехода на новые стандарты
3. Организация изучения общественного мнения по вопросам введения новых стандартов и внесения дополнений в со-держание основной образовательной программы начального общего образова-ния
4. Реализация деятельности сетевого комплекса информационного взаимодей-ствия по вопросам введения ФГОС на-чального общего образования
5. Обеспечение публичной отчетности ОУ о ходе и результатах введения ФГОС
6. Разработка рекомендаций для педаго-гических работников:
– по организации внеурочной деятельно-сти обучающихся;
– организации текущей и итоговой оцен-ки достижения планируемых результа-тов;
– использованию ресурсов времени для организации домашней работы обучаю-щихся;
– перечня и рекомендаций по использо-ванию интерактивных технологий
VI. Материально-техническое обеспе-чение введения ФГОС ООО
1. Анализ материально-технического обеспечения введения и реализации ФГОС основного общего образования
2. Обеспечение соответствия материаль-но-технической базы ОУ требованиям ФГОС ООО
3. Обеспечение соответствия санитарно-гигиенических условий требованиям ФГОС ООО
4. Обеспечение соответствия условий реализации ООП противопожарным нор-мам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения
5. Обеспечение соответствия информа-ционно-образовательной среды требова-ниям ФГОС
6. Обеспечение укомплектованности библиотечно-информационного центра печатными и электронными образова-тельными ресурсами
7. Наличие доступа ОУ к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), раз-мещенным в федеральных и региональ-ных базах данных
8. Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ре-сурсам в сети Интернет
Глава 3. Комплексный подход к оценке сформированности в общеобразовательном учреждении условий реализации основной образовательной программы основного общего образования
3.1. Мониторинг сформированности в общеобразовательном учреждении условий реализации основной образовательной программы как механизм эффективного управления проектированием и внедрением ФГОС основного общего образования
Введение ФГОС ООО является сложным и многоплановым про-цессом. Важнейшими факторами, обеспечивающими его успешность в части создания условий, являются:
– системность в создании условий к введению ФГОС основного общего образования;
– своевременность и полнота мониторинга общеобразовательны-ми учреждениями, муниципальными и региональными органами управления образованием уровня сформированности условий введе-ния ФГОС основного общего образования;
– выявление проблем в создании условий введения ФГОС основ-ного общего образования и своевременность их решения на всех уровнях управления;
– эффективность принятия управленческих решений по результа-там мониторинга.
В этой связи необходима разработка на уровне региона монито-ринга сформированности условий введения федеральных государст-венных образовательных стандартов основного общего образования в общеобразовательных учреждениях как структурного компонента регионального мониторинга оценки качества образования.
В качестве критериев сформированности условий введения в об-щеобразовательном учреждении ФГОС основного общего образова-ния целесообразно выделить совокупность условий реализации ос-новной образовательной программы основного образования, среди которых:
– нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС ООО;
– кадровое обеспечение введения ФГОС ООО;
– психолого-педагогическое обеспечение введения ФГОС ООО;
– финансовое обеспечение введения ФГОС ООО;
– материально-техническое обеспечение введения ФГОС ООО;
– информационно-методическое обеспечение ФГОС ООО
При этом, с точки зрения эффективности управления процессом создания условий, контроля его качества целесообразным является объединение критериев по следующим группам:
1. Нормативно-правовое и финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС ООО (институциональный уровень).
2. Кадровое и психолого-педагогическое обеспечение введения ФГОС ООО.
3. Материально-техническое, информационно-методическое обес-печение введения ФГОС ООО.
Отбор показателей по каждой группе критериев проведен в соот-ветствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС ООО к каждой группе условий.
Результатом реализации указанных требований должно стать соз-дание образовательной средыкак совокупности условий:
– обеспечивающих достижение целей основного общего образо-вания, его высокое качество, доступность и открытость для обучаю-щихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, воспитание и социализацию обучающихся;
– гарантирующих сохранение и укрепление физического, психо-логического здоровья и социального благополучия обучающихся.
– преемственных по отношению к предыдущей ступени образова-ния и соответствующих специфике образовательного процесса на ступени основного общего образования, а также возрастным психо-физическим особенностям развития обучающихся.
Условия реализации основной образовательной программы ос-новного общего образования должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность:
1) достижения планируемых результатов освоения основной обра-зовательной программы основного общего образования всеми обу-чающимся, в том числе обучающимися с ограниченными возможно-стями здоровья и инвалидами;
2) развития личности, способностей, удовлетворения познава-тельных интересов, самореализации обучающихся;
3) овладения обучающимися ключевыми компетенциями, состав-ляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;
4) развития личности, способностей, удовлетворения познава-тельных интересов, самореализации одаренных и талантливых детей, через организацию учебной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно-полезной деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий с использованием возможностей учреждений дополнительного образования детей, культуры и спорта;
5) формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориен-таций;
6) индивидуализации процесса образования посредством проек-тирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов;
7) участия обучающихся, их родителей (законных представите-лей), педагогических работников и общественности в проектирова-нии и развитии основной образовательной программы основного общего образования и условий ее реализации;
8) организации сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, направленного на повышение эффективности образова-тельного процесса;
9) включения обучающихся в процессы преобразования социаль-ной среды населенного пункта, формирования у них лидерских ка-честв, опыта социальной деятельности, реализации социальных про-ектов и программ;
10) формирования у обучающихся опыта самостоятельной обра-зовательной, общественной, проектно-исследовательской и художе-ственной деятельности;
11) формирования у обучающихся экологической грамотности, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
12) использования в образовательном процессе современных об-разовательных технологий деятельностного типа;
13) обновления содержания основной образовательной програм-мы основного общего образования, методик и технологий ее реали-зации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации;
14) эффективного использования профессионального и творче-ского потенциала педагогических и руководящих работников обра-зовательного учреждения, повышения их профессиональной, комму-никативной, информационной и правовой компетентности;
15) эффективного управления образовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.