Главная идея данной деятельности общеобразовательного учреж-дения заключается в «формировании у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех ее проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни» [1, с. 254]. Именно поэтому актуальным становится показать на примере собственного общеобразовательного учреждения, а также региональных особенностей, реальность проис-ходящего и возможность взаимодействия учащихся с остальными участниками образовательного процесса.
В таблице, представленной далее, отмечены блоки по данному направлению деятельности.
Таблица 2.30
№ п/п
Название блока
по экологической
здоровьесберегающей деятельности ОУ
Содержание (ПООП ООО п. 2.3.9)
Ответственные за проведение
Примечания
по осуществлению
1.
Создание экологически безопасной здоровьес-берагающей инфра-структуры
• соответствие состояния и содержания зда-ния и помещений школы санитарным и ги-гиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоро-вья и охраны труда обучающихся и работ-ников образования;
• наличие и необходимое оснащение поме-щений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
• организация качественного горячего пи-тания обучающихся, в том числе горячих завтраков;
• оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игро-вым и спортивным оборудованием и инвен-тарем;
• наличие помещений для медицинского персонала;
• наличие необходимого (в расчете на коли-чество обучающихся) и квалифицированно-го состава специалистов, обеспечивающих работу с обучающимися (логопеды, учителя
физической культуры, психологи, медицин-ские работники);
• наличие пришкольной площадки, кабине-та или лаборатории для экологического об-разования
Администрация ОУ
2.
Рациональная органи-зация учебной и вне-учебной деятельности обучающихся
• соблюдение гигиенических норм и требо-ваний к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домаш-них заданий, занятия в кружках и спортив-ных секциях) обучающихся на всех этапах обучения;
• использование методов и методик обуче-ния, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использова-ние методик, прошедших апробацию);
• обучение обучающихся вариантам рацио-нальных способов и приемов работы с учебной информацией и организации учеб-ного труда;
• введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специали-стов;
• строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств
обучения, в том числе компьютеров и ау-диовизуальных средств;
• индивидуализацию обучения (учет инди-видуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работу по индивидуальным программам основного общего образования;
• рациональную и соответствующую требо-ваниям организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера в основной школе
Администрация школы и педаго-гический кол-лектив
Направлена на по-вышение эффектив-ности учебного процесса, преду-преждение чрезмер-ного функциональ-ного напряжения и утомления, созда-ние условий для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха обучающих-ся.
Важным моментом является согласо-ванность действий педагогов в учебной деятельности с уче-том индивидуализа-
ции обучения, а также взаимодейст-вие с такими спе-циалистами, как психолог, логопед, медицинский ра-ботник
Включает:
• полноценную и эффективную работу с обучающимися с ограниченными возмож-ностями здоровья, инвалидами, а также с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
• рациональную и соответствующую воз-растным и индивидуальным особенностям развития обучающихся организацию уро-ков физической культуры и занятий актив-но-двигательного характера;
• организацию занятий по лечебной физ-культуре;
• организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками в основной школе;
• организацию динамических перемен, физ-культминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
• организацию работы спортивных секций, туристических, экологических кружков, слетов, лагерей и создание условий для их эффективного функционирования;
• регулярное проведение спортивно-оздоровительных, туристических меро-приятий (дней спорта, соревнований, олим-пиад, походов и т. п.)
Обеспечение ра-циональной органи-зации двигательного режима, нормально-го физического раз-вития и двигатель-ной подготовленно-сти обучающихся всех возрастов, по-вышение адаптив-ных возможностей организма, сохране-ние и укрепление
здоровья обучаю-щихся и формиро-вание культуры здоровья
4.
Реализация модульных образовательных про-грамм
• внедрение в систему работы образователь-ного учреждения программ, направленных на формирование экологической грамотности, экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни в качестве от-дельных образовательных модулей или ком-понентов, включенных в учебный процесс;
• проведение дней экологической культуры и здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;
• создание общественного совета по эколо-гической культуре и здоровью, включаю-щего представителей администрации, обу-чающихся старших классов, родителей (за-конных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу «Формирование экологической грамотно-сти, экологической культуры, здорового образа жизни обучающихся»
Администрация ОУ, классные руководители, педагогический коллектив
Примечательно, что в данном блоке можно использовать различные формы проведения:
– интеграцию в ба-зовые образова-тельные дисципли-ны;
– проведение часов здоровья и экологи-ческой безопасно-сти;
– факультативные занятия;
– проведение класс-ных часов;
– занятия в круж-ках;
– проведение досу-говых мероприятий: конкурсов, празд-ников, викторин, экскурсий и т. п.;
– организацию дней экологической культуры и здоро-вья
5.
Просветительская рабо-та с родителями (закон-ными представителями)
• освещение проблем по различным вопро-сам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье детей, и т. п., эколо-гическое просвещение родителей;
• содействие в приобретении для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
• организация совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней экологической культуры и здоровья, занятий по профилактике вредных привы-чек и т. п.
Администрация ОУ, классные руководители, педагогический коллектив
Формы проведения мероприятий: лек-ции, семинары, кон-сультации, курсы, соревнования, кон-
курсы, викторины и др.