2. Характеристика основных направлений внеурочной деятельно-сти (по каждому направлению развития личности: названия, формы, цели каждого курса, количество часов, УМК).
В целом, проектирование плана внеурочной деятельности, как ре-комендуемой части организационного раздела, может быть проведено общеобразовательным учреждением по определенному алгоритму:
Шаг 1. Выявление социального заказа обучающихся и их родите-лей на курсы внеурочной деятельности в рамках всех направлений развития личности на уровне основного общего образования.
Шаг 2. Анализ ресурсных возможностей реализации в рамках внеурочной деятельности интересов и потребностей обучающихся (через запросы самих детей и их родителей):
– кадровых;
– организационных;
– финансово-экономических;
– материально-технических;
– методических и психолого-педагогических;
– информационно-методических.
Шаг 3. Выбор общеобразовательным учреждением модели реали-зации внеурочной деятельности («Модели площадок», «Модели про-ектов»).
Шаг 4. Выявление (формирование) внутри классов или внутри параллелей групп обучающихся, имеющих потребности курсов вне-урочной деятельности
Шаг 5. Формирование плана внеурочной деятельности на весь срок освоения основной образовательной программы основного об-щего образования, расчет часов.
Шаг 6. Разработка программ курсов внеурочной деятельности, обеспечивающих реализацию плана внеурочной деятельности
Шаг 7. Включение плана внеурочной деятельности в организаци-онный раздел ООП ООО, представление его краткой характеристики в Пояснительной записке ее целевого раздела.
Система условий реализации
основной образовательной программы
основного общего образования
При проектировании Системы условий реализации основной образо-вательной программы основного общего образования как обязательной части организационного раздела ООП ООО общеобразовательному уч-реждению необходимо проанализировать и соотнести требования ФГОС ООО к содержанию данного раздела [3, п. 18.3.2], а также содер-жание самого раздела IV «Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования».
Исходя из требований ФГОС ООО [3, п. 18.3.2], разработка дан-ного раздела ООП ООО носит конкретный характер, потому что:
1) должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования конкретной школы;
2) учитывает организационную структуру образовательного уч-реждения, а также его взаимодействие с Учредителем по вопросам создания условий;
4) результатом анализа каждой из групп условий является дорож-ная карта (сетевой график) по формированию недостающих в кон-кретном образовательном учреждении условий реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Как раздел ООП ООО, Система условий должна содержать:
1) описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагоги-ческих, финансовых, материально-технических, информационно-методических;
2) обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения;
3) механизмы достижения целевых ориентиров в системе усло-вий;
4) сетевой график (дорожную карту) по формированию необхо-димой системы условий;
5) контроль состояния системы условий.
Содержание требований к системе условий в обобщенном виде представлено в п. 19 ФГОС ООО, как совокупность кадровых, фи-нансовых, материально-технических и иных (психолого-педагоги-ческих, информационно-методических) условий реализации требова-ний к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Необходимо отметить, что существенную помощь в разработке данного раздела может оказать Раздел Примерной программы 3.2 «Система условий реализации основной образовательной про-граммы», которая включает оптимальные рекомендации по содержа-тельному наполнению обязательных разделов данной части ООП ООО.
Модель представления содержания данного раздела можно на-глядно представить в форме таблицы «Проектирование системы ус-ловий реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения» (таблица 2.40).
Анализ недостающих условий в разрезе каждой группы условий общеобразовательное учреждение может проводить самостоятель-но в соответствии с Методикой готовности общеобразовательных учреждений Челябинской области к ведению ФГОС ООО (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 09 ап-реля 2012 г. № 24/35). Планирование мероприятий по формирова-нию недостающих условий, обеспечивающих реализацию ООП ООО целесообразно осуществлять в форме сетевого графика (до-рожной карты). Примерная модель сетевого графика (дорожной карты) по формированию необходимой системы условий представ-лена в таблице 2.41.