Основы духовно-нрав-ственной культуры
народов России
Основы духовно-нравственной культуры народов России
Естественно-научные предметы
Физика
7–9
Биология
5–9
Химия
8–9
Искусство
Изобразительное искусство
5–8
Музыка
5–7
Технология
Технология
5–8
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности
Физическая культура
5–9
Основы безопасности
жизнедеятельности
7–9
Помимо обязательных учебных предметов ФГОС ООО в части учебного плана предусматривает возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
П. 18.3.1. ФГОС ООО определяет нормативный срок освоения ос-новной образовательной программы основного общего образования, ко-торый составляет 5 лет, а также – количество учебных занятий за 5 лет, которое не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов.
Основная образовательная программа основного общего образо-вания может включать как один, так и несколько учебных планов.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья,могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (за-конных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализа-ция индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения.
Таким образом, указанные требования ФГОС ООО к разделу ООП ООО «Учебный план» носят рамочный характер и предостав-ляют общеобразовательному учреждению широкие возможности для его формирования с учетом специфики как самого образовательного учреждения, так и ее образовательной программы основного общего образования.
При формировании учебного плана разработчикам можно вос-пользоваться рекомендациями Раздела 3.1 Примерной программы «Базисный учебный план». Данный раздел включает пояснения к на-значению частей учебного плана, показывает варианты учебных пла-нов в зависимости от специфики образовательного учреждения.
Тем не менее, хотелось бы обратить внимание, что в Примерной программе именно этот раздел содержит неточности, отклонения от требований ФГОС ООО (например, в части внеурочной деятельно-сти, в названии «базисный учебный план», а потому требует сопос-тавления с соответствующим разделом ФГОС ООО (3, п. 18.3.1).
В целом, при составлении учебного плана необходимо учитывать в комплексе следующие его особенности.
Так, необходимо понимать, что учебный план основного образо-вания является элементом ООП ООО, а не самостоятельным локаль-ным актом, основным механизмом ее реализации, а потому разраба-тывается, утверждается и реализуется общеобразовательным учреж-дением самостоятельно. Это положение отнесено к компетенции и ответственности образовательной организации, предусмотренные ФЗ «Об образовании в РФ» (2, ст. 28).
Кроме того, важно учитывать, что учебный план (учебные планы) ООП основного образования составляется на 5 лет, следовательно, носит перспективный характер, что отражается при расчете учебных часов: он также осуществляется на 5 лет. При этом возможно также составление помимо годового – недельного учебного планов (для удобства при составлении программ по предметам, расписания уро-ков и др.).
Поскольку общеобразовательное учреждение самостоятельно, по согласованию с родителями, определяет режим обучения (5- или 6-дневная учебная неделя) и, тем самым выбирает максимальный объем недельной учебной нагрузки обучающихся, постольку это должно найти отражение непосредственно в учебном плане.
Общеобразовательное учреждение при составлении учебного плана самостоятельно, в пределах установленной СанПиНами мак-симально допустимой учебной нагрузки, распределяет необходимое количество учебных часов по предметам и по годам обучения. Ги-гиенические требования к режиму образовательного процесса в ос-новной школе представлены в Приложении 2.
Необходимо также помнить, что учебный план, как и в целом ООП основного образования, включает две части – обязательную и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Раз-работка части учебного плана, формируемой участниками образова-тельного процесса, которую общеобразовательное учреждение опре-деляет самостоятельно, вызывает, как показывает практика, наи-большие затруднения. Эти затруднения связаны, с одной стороны, с необходимостью отразить социальный заказ, специфику ООП ООО, перспективы реализации профильного образования на уровне сред-ней школы. С другой стороны, с ограничениями на введение новых учебных предметов и курсов, связанными с требованиями Статьи 18 ФЗ «Об образовании в РФ»:
«4. Организации, осуществляющие образовательную деятель-ность по имеющим государственную аккредитацию образователь-ным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:
1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учеб-ников, рекомендуемыхк использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начально-го общего, основного общего, среднего общего образования;
2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных по-собий, которые допускаются к использованиюпри реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных про-грамм начального общего, основного общего, среднего общего обра-зования».
Таким образом, решая вопрос о распределении часов части учеб-ного плана, формируемой участниками образовательного процесса, разработчики ООП ООО, должны исходить их возможных страте-гий проектирования:
1. Дисперсная, предусматривающая добавление дополнительных часов к часам обязательных учебных предметов с целью обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов одной, не-скольких или всех междисциплинарных программ (конкретизиро-ванных в соответствующей программе по предмету).
2. Предметная, предусматривающая включение в учебный план предметов и курсов, обеспечивающих реализацию образовательных интересов и потребностей обучающихся и обеспеченных учебниками и/или учебными пособиями из федерального перечня учебников.
3. Комбинированная, предусматривающая как добавление часов на изучение отдельных обязательных учебных предметов, так и вве-дение новых предметов, курсов, обеспеченных соответствующим учебно-методическим комплексом.
При использовании любого из вариантов расчет часов учебного плана целесообразно осуществлять исходя их продолжительности учебного года в 5–9 классах в объеме 34 учебных недель без учета государственной (итоговой) аттестации (п. 42 Типового положения об общеобразовательном учреждении).
Далее в пособии приведены модели учебного плана ООП ООО в нескольких вариантах:
Вариант 1. Недельный и годовой учебный планы при организа-ции образовательного процесса по шестидневной учебной неделе.
Вариант 2. Недельный и годовой учебный планы при организа-ции образовательного процесса по пятидневной учебной неделе.
Во всех представленных вариантах даны примеры оформления расчета учебных часов, а также содержательного наполнения части, формируемой участниками образовательного процесса.