Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Цели и задачи коррекционной работы с обучающимися на ступени основного общего образования



 

Для проектирования целей и задач Программы необходимо про-вести аналитическую работу, анализируя требования ФГОС ООО и положения примерной программы основного общего образования.

Таблица 2.31

Структурный компо-нент Требования ФГОС ООО Положения Примерной основной образовательной программы Положения, отражающие специфику ОУ Обоб-щенный вариант
Цели – создание сис-темы комплекс-ной помощи де-тям с ограни-ченными воз-можностями здоровья в ос-воении основной образовательной программы ос-новного общего образования – оказание ком-плексной психоло-го-социально-педа-гогической помощи и поддержки обу-чающимся с огра-ниченными воз-можностями здоро-вья и их родителям (законным предста-вителям); можностями здоро-вья при освоении основных и допол-нительных общеоб-разовательных про-грамм основного общего образова-ния, дополнитель-ных образователь-ных программ      
Задачи – выявление и удовлетворение особых образо-вательных по-требностей обу-чающихся с ог-раниченными возможностями здоровья при ос-воении ими ос-новной образо-вательной про-граммы и их дальнейшую ин-теграцию в об-разовательном учреждении; – реализацию комплексного индивидуально ориентирован-ного психолого-медико-педаго-гического со-провождения в условиях обра-зовательного процесса всех детей с особыми образователь-ными потребно-стями с учетом состояния здо-ровья и особен- ностей психофи-зического разви-тия (в соответст-вии с рекомен-дациями психо-лого-медико-педагогической комиссии); – создание спе-циальных усло-вий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, без-барьерной среды жизнедеятельно-сти и учебной деятельности; использование специальных образовательных программ, раз-рабатываемых образователь-ным учреждени-ем совместно с другими участ-никами образо-вательного про-цесса, специаль-ных учебных и дидактических пособий; соблю-дение допусти-мого уровня на-грузки, опреде-ляемого с при-влечением ме-дицинских ра-ботников; про-ведение группо-вых и индивиду-альных коррек- ционных заня-тий; предостав-ление услуг ас-систента (по-мощника), ока-зывающего не-обходимую тех-ническую по-мощь   – выявление и удов-летворение особых образовательных потребностей обу-чающихся с ограни-ченными возможно-стями здоровья при освоении ими ос-новной образова-тельной программы основного общего образования; – определение осо-бенностей органи-зации образователь-ного процесса и ус-ловий интеграции для рассматривае-мой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями ка-ждого ребенка, структурой наруше-ния развития и сте-пенью выраженно-сти (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической ко-миссии); – осуществление индивидуально ори-ентированной соци- ально-психолого-педагогической и медицинской по-мощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей пси-хического и (или) физического разви-тия, индивидуаль-ных возможностей детей (в соответст-вии с рекоменда-циями психолого-медико-педагоги-ческой комиссии); – разработка и реа-лизация индивиду-альных программ, учебных планов, ор-ганизация индиви-дуальных и (или) групповых занятий для детей с выра-женным нарушени-ем в физическом и (или) психическом развитии, сопрово-ждаемые поддерж-кой тьютора обще-образовательного учреждения; – обеспечение воз-можности воспита-ния и обучения по дополнительным образовательным программам соци-ально-педагоги-ческой и других на-правленностей, по-лучения дополни-тельных образова- тельных коррекци-онных услуг; – формирование зре-лых личностных ус-тановок, способст-вующих оптималь-ной адаптации в ус-ловиях реальной жизненной ситуации; – расширение адап-тивных возможно-стей личности, оп-ределяющих готов-ность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности; – развитие комму-никативной компе-тенции, форм и на-выков конструктив-ного личностного общения в группе сверстников; – реализация ком-плексной системы мероприятий по со-циальной адаптации и профессиональной ориентации обу-чающихся с ограни-ченными возможно-стями здоровья; – оказание консуль-тативной и методи-ческой помощи ро-дителям (законным представителям) де-тей с ограниченны-ми возможностями здоровья по меди-цинским, социаль-ным, правовым и другим вопросам    

 

Содержание Программы определяют следующие принципы, ко-торые приведены в ПООП ООО в части 2.4. «Программа коррекци-онной работы»:

Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого об-разовательного пространства при переходе от начального общего об-разования к основному общему образованию, способствует достиже-нию личностных, метапредметных, предметных результатов освое-ния основной образовательной программы основного общего обра-зования, необходимых обучающимся с ограниченными возможно-стями здоровья для продолжения образования. Принцип обеспечива-ет связь программы коррекционной работы с другими разделами программы основного общего образования: программой развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основ-ного общего образования, программой профессиональной ориента-ции обучающихся на ступени основного общего образования, про-граммой формирования и развития ИКТ-компетентности обучаю-щихся, программой социальной деятельности обучающихся.

Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с макси-мальной пользой и в интересах ребенка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенно-стей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными воз-можностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый под-ход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласо-ванность их действий в решении проблем ребенка.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного ре-шения проблемы или определения подхода к ее решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспе-чивает соблюдение гарантированных законодательством прав родите-лей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образова-тельные учреждения, формы обучения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (за-конными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекцион-ные) образовательные учреждения, классы (группы) [1, с. 269].

 

Таблица 2.32

Направления работы (в соответствии с ООП ООО) Характеристика содержания Ресурсные потребности ОУ
Диагностиче-ское – выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ограни-ченными возможностями здоровья при освоении основной образова-тельной программы основного обще-го образования; – проведение комплексной социаль-но-психолого-педагогической диаг-ностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии обучаю-щихся с ограниченными возможно-стями здоровья; – определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучаю-щегося с ограниченными возможно-стями здоровья, выявление его ре-зервных возможностей; – изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся; – изучение социальной ситуации раз-вития и условий семейного воспита-ния ребенка; – изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ог-раниченными возможностями здоро-вья; – системный разносторонний кон-троль за уровнем и динамикой разви-тия ребенка с ограниченными воз-можностями здоровья (мониторинг динамики развития, успешности ос-воения образовательных программ основного общего образования) Психолого-педагогические Программно-методические Кадровые Материально-технические Информацион-ные
Коррекцион-но-развива-ющее – реализацию комплексного индиви-дуально ориентированного социаль-но-психолого-педагогического и ме-дицинского сопровождения в услови-ях образовательного процесса обу-чающихся с ограниченными возмож-ностями здоровья с учетом особенно-стей психофизического развития; – выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможно-стями здоровья коррекционных про-грамм/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особы-ми образовательными потребностями; – организацию и проведение индиви-дуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; – коррекцию и развитие высших пси-хических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер; – развитие универсальных учебных действий в соответствии с требования-ми основного общего образования; – развитие и укрепление зрелых лич-ностных установок, формирование адекватных форм утверждения само-стоятельности, личностной автоно-мии; – формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состоя-ний; – развитие форм и навыков личност-ного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции; – развитие компетенций, необходи-мых для продолжения образования и профессионального самоопределения; – формирование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях; – социальную защиту ребенка в слу-чаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятель-ствах Психолого-педагогические Программно-методические Кадровые Материально-технические Информацион-ные
Консульта-тивное – выработку совместных обоснован-ных рекомендаций по основным на-правлениям работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса; – консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ограни-ченными возможностями здоровья; – консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспита-ния и приемов коррекционного обу-чения ребенка с ограниченными воз-можностями здоровья; – консультационную поддержку и по-мощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ограниченными воз-можностями здоровья профессии, фор-мы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, инди- видуальными способностями и психо-физиологическими особенностями   Психолого-педагогические Программно-методические Кадровые Материально-технические Информацион-ные
Информаци-онно-просве-тительское – информационную поддержку обра-зовательной деятельности обучаю-щихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (закон-ных представителей), педагогических работников; – различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, ин-формационные стенды, печатные ма-териалы), направленные на разъясне-ние участникам образовательного процесса – обучающимся (как имею-щим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим ра-ботникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучаю-щихся с ограниченными возможно-стями здоровья; – проведение тематических выступ-лений для педагогов и родителей (за-конных представителей) по разъясне-нию индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможно-стями здоровья Психолого-педагогические Программно-методические Кадровые Материально-технические Информацион-ные

 

Акцентируем внимание, что реализация направлений деятельно-сти включает в себя четыре этапа – концептуальный, проектный, технологический, заключительный.

Концептуальный – этап сбора и анализа информации (информа-ционно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа яв-ляется оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития детей, определения специфики и их особых образователь-ных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответ-ствия требованиям программно-методического обеспечения, матери-ально-технической и кадровой базы учреждения.

Проектный этап планирования, организации, координации (органи-зационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий

коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

Технологический – этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных про-грамм особым образовательным потребностям ребенка.

Заключительный – этап регуляции и корректировки (регулятив-но-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс со-провождения детей с ограниченными возможностями здоровья, кор-ректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.

Система комплексного психолого-медико-социального со-провождения и поддержки обучающихся с ограниченными воз-можностями здоровья включающую комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Напоминаем, что в соответствии с положениями ФГОС ООО Программа должна содержать систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Такая система должна предусматривать:

– психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей,

– мониторинг динамики развития детей, их успешности в освое-нии основной образовательной программы основного общего обра-зования,

– корректировку коррекционных мероприятий.

Разрабатывая систему комплексного психолого-медико-педаго-гического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, общеобразовательному учреждению необходимо исходить из целей и задач Программы в целом, при этом целесообразно кон-кретизировать задачи по разным уровням их реализации:

– на уровне системы управления общеобразовательным учрежде-нием (выявить особые образовательные способности; описать специ-альные условия обучения и воспитания; определить особенности ор-ганизации образовательного процесса; обеспечить возможности по-лучения коррекционных услуг; оказывать консультативную помощь родителям);

– на уровне деятельности педагогических работников (осуществ-лять индивидуально ориентированную коррекционную помощь де-тям с ОВЗ; использовать специальные образовательные программы и методы обучения и проведения коррекционных занятий разработка индивидуальных учебных планов, индивидуальных образовательных программ);

– на уровне ученика с ОВЗ (обеспечение освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы основного общего образова-ния; обеспечить интеграцию детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении).

Такое ранжирование задач позволит наиболее точно определить содержание деятельности каждого субъекта реализации Программы, конкретизировать планируемые результаты.

Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики учителей, специа-листов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников образова-тельного учреждения, других образовательных учреждений и ин-ститутов общества, реализующийся в единстве урочной, вне-урочной и внешкольной деятельности.

Важно отметить, что одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимо-действие специалистов общеобразовательного учреждения, обеспе-чивающее системное сопровождение обучающихся, нуждающихся в специальных условиях обучения специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Такое взаимодействие включает:

– комплексность в определении и решении проблем ребенка, пре-доставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

– многоаспектный анализ личностного и познавательного разви-тия ребенка;

– составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, ре-чевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка.

Консолидация усилий разных специалистов в области психоло-гии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопрово-ждения и эффективно решать проблемы ребенка. Наиболее распро-страненные и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе – это консилиумы и службы со-провождения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребенку и его родителям (законным представителям).

В качестве еще одного механизма реализации коррекционной ра-боты следует обозначить социальное партнерство, которое предпола-гает профессиональное взаимодействие образовательного учрежде-ния с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное партнерство включает:

– сотрудничество с учреждениями образования и другими ведом-ствами по вопросам преемственности обучения, развития и адапта-ции, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;

– сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с огра-ниченными возможностями здоровья;

– сотрудничество с родительской общественностью.

Организационно-управленческой формой коррекционного со-провождения является психолого-педагогический консилиум и (или) классно-обобщающий контроль (ППК, КОК). Его главная задача: защита прав интересов ребенка; диагностика по пробле-мам развития; выявление групп детей, требующих внимания спе-циалистов; консультирование всех участников образовательного процесса.

Планируемые результаты коррекционной работы.

 

Результатом коррекционно-развивающей работы может считаться успешное освоение учащимися основной образовательной програм-мы основного общего образования, освоение жизненно значимых компетенций:

Личностные (социальные) результаты:

– овладение начальными навыками адаптации в динамично изме-няющемся и развивающемся мире;

– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональ-но-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувст-вам других людей;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

– способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;

– самостоятельно преобразовывать практическую задачу в позна-вательную;

– умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления;

– умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок. Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

– умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделе-ние существенной информации из различных информационных ис-точников;

– умение использовать знаково-символические средства для соз-дания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

– способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;

– умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Предметные результаты освоения основной образовательной про-граммы основного общего образования в максимально возможном по состоянию здоровья соответствии с планируемыми результатами.

В данном пособии, разработку Программы как структурного ком-понента ООП ООО общеобразовательному учреждению предлагаем проводить последовательно по следующему алгоритму:

1. Определение целей, задач и планируемых результатов Про-граммы.

2. Определение принципов Программы.

3. Разработка содержательного компонента Программы (направ-ления работы, этапы реализации).

4. Разработка механизма реализации Программы (анализ, описа-ние условий, система психолого-медико-педагогического сопровож-дения).

5. Определение взаимосвязи Программы с другими компонентами основной образовательной программы основного общего образова-ния общеобразовательного учреждения.

Данный алгоритм позволит общеобразовательному учреждению составить Программу в соответствии с требованиями ФГОС ООО:

1) цели и задачи коррекционной работы с обучающимися на сту-пени основного общего образования;

2) перечень и содержание индивидуально ориентированных кор-рекционных направлений работы, способствующих освоению обу-чающимися с особыми образовательными потребностями основной образовательной программы основного общего образования;

3) систему комплексного психолого-медико-социального сопро-вождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможно-стями здоровья, включающую комплексное обследование, монито-ринг динамики развития, успешности освоения основной образова-тельной программы основного общего образования;

4) механизм взаимодействия, предусматривающий общую целе-вую и единую стратегическую направленность работы с учетом ва-риативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников образовательного учреждения, других об-разовательных учреждений и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

5) планируемые результаты коррекционной работы [3, с. 35].

2.3. Проектирование организационного раздела
основной образовательной программы
основного общего образования
общеобразовательным учреждением

Организационный раздел ООП ООО общеобразовательного уч-реждения, по сути, должен содержать для всех участников образова-тельного процесса четкий ответ на вопрос «За счет каких механизмов обеспечена реализация целей и содержания программы и насколько они будут эффективными с точки зрения достижения планируемых результатов?». Поэтому, в соответствии с п. 14. ФГОС ООО Органи-зационный раздел «должен определять общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонен-тов основной образовательной программы».

Организационный раздел включает:

– учебный план основного общего образования как один из ос-новных механизмов реализации основной образовательной про-граммы;

– систему условий реализации основной образовательной про-граммы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

В тексте ФГОС ООО в организационном разделе не предусмотрен такой раздел как План внеурочной деятельности, включенный, в свою очередь, в обязательную структуру организационного раздела ФГОС начального общего и среднего общего образования (пп. 19.10 и 18.3.2 соответственно).

В связи с тем, что ФГОС НОО (с изменениями) и среднего обще-го образования включают в «Организационный раздел» как само-стоятельный раздел ООП План внеурочной деятельности, а решени-ем Координационного совета при Министерстве образования и науки РФ по вопросам организации введения ФГОС общего образования (протокол № 6 от 4–5 апреля 2012 г.) разработчикам стандарта пору-чено внести подобные изменения в ФГОС ООО, общеобразователь-ному учреждению целесообразно включить в Организационный раз-дел ООП ООО План внеурочной деятельности (3.3).

Данный раздел необходим для эффективного управления вне-урочной деятельностью при реализации ООП ООО.

Учебный план основной образовательной программы

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.