Надзорное производство в гражданском процессе имеет исключительный, экстраординарный характер. На этой стадии процесса обеспечивается возможность исправления ошибок, допущенных в судебных актах, вступивших в законную силу.
Процессуальные особенности надзорного производства сводятся в основном к следующему:
• объектами пересмотра в порядке надзора являются судебные акты, вступившие в законную силу;
• в порядке надзора проверяются не только решения и определения судов первой инстанции, но и определения судов кассационной инстанции, а также определения и постановления судов надзорной инстанции;
• надзорное производство возбуждается лишь по протестам должностных лиц
суда и прокуратуры, прямо указанных в законе;
• принесение протеста в порядке надзора (в отличие от кассационного протеста) сроком не ограничено;
• основаниями к принесению протеста в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального и процессуального права;
• в порядке надзора допускается неоднократный пересмотр дела разными надзорными инстанциями;
• в порядке надзора (в отличие от кассационного производства) нельзя изменить решение или вынести новое решение на основании исследованных в суде надзорной инстанции новых доказательств.
В надзорном производстве можно выделить следующие стадии процесса:
• возбуждение надзорного производства;
• рассмотрение протеста в суде надзорной инстанции;
• вынесение определения или постановления.
Поводы и основания к истребованию дел и принесению протестов в порядке надзора.
Гражданское дело может быть истребовано из соответствующего суда для проверки в порядке надзора только при наличии установленных законом поводов и оснований.
Поводами к истребованию дел, а также к принесению протестов в порядке надзора являются:
• жалобы (надзорные жалобы) юридически заинтересованных в исходе дела лиц, а также лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены вынесенным по делу судебным постановлением;
• представление судьи, участвовавшего в рассмотрении данного дела или рассматривающего другое дело, для которого вступившее в законную силу судебное постановление имеет юридическое значение;
• представления председателей судов;
• инициатива должностных лиц, обладающих правом принесения протестов в порядке надзора на вступившие в законную силу судебные постановления.
Основаниями к принесению протеста в порядке надзора на судебные постановления являются существенные нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судебными органами.
При наличии оснований к принесению протеста в порядке надзора соответствующие должностные лица суда и прокуратуры приносят протест и направляют его вместе с делом в надлежащую надзорную инстанцию.
Надзорная жалоба. Субъекты права обжалования. Объект обжалования. Содержание надзорной жалобы. Порядок и срок подачи.
Надзорная жалоба - наиболее распространенный в надзорной практике повод к истребованию дела и принесению протеста. Это форма обращения юридически заинтересованного в исходе дела лица, а также лица, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены вынесенным по делу судебным актом, к соответствующему должностному лицу суда и прокуратуры с просьбой о принесении протеста в порядке надзора на вступившее в законную силу судебное постановление.
Надзорная жалоба может быть подана в течение 3 лет со дня вступления в законную силу судебного постановления.
Если судебное постановление не обжаловалось в кассационном порядке, в жалобе должны быть указаны причины, по которым оно не обжаловалось.
Гражданский процессуальный кодекс устанавливает инстанционность в порядке прохождения надзорной жалобы. Председателю Верховного Суда Республики Беларусь и его заместителям, Генеральному прокурору Республики Беларусь и его заместителям надзорная жалоба может быть подана в случае оставления ее без удовлетворения председателями областного, Минского городского судов, прокурорами области, города Минска и приравненными к ним прокурорами.
Жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе должны быть приложены заверенные судом копии судебных постановлений, вынесенных по делу, а также решения нижестоящей инстанции, если она рассматривала поданную ей жалобу в порядке надзора.
Надзорная жалоба должна быть рассмотрена соответствующим должностным лицом не позднее 1 месяца со дня ее поступления, а в случае истребования дела — не позднее 1 месяца со дня поступления дела.