Работа с отчетами MS Access может происходить в трех режимах: в режиме Просмотра образца, в режиме Предварительного просмотра и в режиме Конструктора. Переключиться из одного режима в другой можно либо с помощью команды Образец (Layout Preview), Предварительный просмотр (Print Preview) или Конструктор (Design View) в меню Вид (View) в любом режиме работы с отчетом, либо с помощью кнопки Вид (View) панели инструментов Конструктор отчетов (Report Design) в режиме Конструктора.
Режим Предварительного просмотра предназначен для просмотра отчета в MS Access в том виде, как он будет выведен на печать. Отчет, открытый в режиме Предварительного просмотра, можно просмотреть в увеличенном или уменьшенном масштабе, отобразить на экране одновременно одну или несколько страниц, а также напечатать, предварительно определив параметры страницы. По умолчанию из окна базы данных (при двойном щелчке по отчету или нажатии кнопки Открыть (Preview) в окне базы данных) отчет открывается именно в этом режиме. Если отчет был открыт в другом режиме, то для перехода в режим Предварительного просмотра выберите команду Вид, Предварительный просмотр (View, Print Preview) или нажмите на стрелку, расположенную справа от кнопки Вид (View) панели инструментов Конструктор отчетов (Report Design) и в открывшемся списке выберите элемент Предварительный просмотр (Print Preview).
Режим Просмотра образца является удобным средством проверки внешнего вида и структуры (макета) создаваемого отчета. В этом режиме в окно просмотра выводятся только те данные, которые необходимы для заполнения каждого из элементов макета отчета. Для просмотра всех данных, выводящихся в отчете, следует использовать режим Предварительного просмотра.
В режиме Конструктора можно разрабатывать отчеты, модифицировать их структуру, изменять внешний вид, добавлять и удалять поля. Этим режимом обычно пользуются разработчики отчетов MS Access.
Задание 1. Создать табличный отчет, используя запрос на выборку, подготовленный в Теме 4, задание1, которому было присвоено имя Общие сведения о студентах. Отчет должен включать следующие поля:
- Наименование факультета;
- Наименование специальности;
- Номер группы;
- ФИО.
1. На вкладке Создание в разделе Отчеты выберите команду Мастер отчетов .
2. В появившемся диалоговом окне Создание отчетов(рис.7.1) в качестве источника данных выберите– запрос Общие сведения о студентах:
Рис.7.1. Диалоговое окно Создание отчетов
- на первом шаге выберите 4 поля запроса в заданной по условию последовательности, нажмите кнопку Далее;
- на втором шаге выберите вид представления данных по таблице Факультет, нажмите кнопку Далее;
- на третьем шаге добавьте уровень группировки по полю Наименование специальности, нажав на стрелку –>, нажмите кнопку Далее;
- на следующем шаге выберите порядок сортировки по полю ФИО по возрастанию, нажмите кнопку Далее;
- на следующем шаге выберите любой стиль, нажмите кнопку Далее;
- на последнем шаге задайте имя отчета Отчет табличный.
3. Нажмите кнопку Готово. Просмотрите отчет.
4. Примерный вид отчета представлен на рис.7.2.
Рис.7.2. Отчет Табличный
5. Перейдите в режим Конструктора и выполните следующее редактирование:
- в Верхнем колонтитуле отчета выведите названия всех столбцов в 2 строки, отцентрировав их и увеличив размер шрифта и соответственно высоту области Верхнего колонтитула.
- измените Заголовок отчета, введя текст: Список студентов по факультетам и специальностям.
- с помощью элемента управления Надпись введите текст в раздел Нижнего колонтитула текст:
Отчет составил:
- в разделах отчета Заголовок группы и в Области данных примените центрирование текста и при необходимости увеличьте высоту разделов.
- закройте и сохраните отчет.
Задание 2. Создать отчет с группировкой данных и подведением итогов, используя запрос–выборку с именем Запрос с вычисляемым полем, подготовленный в Теме 4, задание 15. Необходимо в отчете подсчитать общую суммарную плату за обучение коммерческих студентов и в том числе по каждой специальности и по каждой группе. Отчет должен содержать поля:
- Номер специальности;
- Номер группы;
- ФИО;
- Номер зачетной книжки;
- Итого.
1. Откройте Запрос с вычисляемым полем в режиме Конструктора.
2. Добавьте недостающие поля: Номер специальности и Номер зачетной книжки.
3. Сохраните запрос.
4. Создайте с помощью Мастера отчетов новый отчет на основании указанного выше запроса. Включите в запрос все поля в заданном порядке.
5. В окне создания отчета выполните следующие шаги:
- выберите тип представления данных – по полю Студент;
- добавьте уровни группировки по полю Номер специальности и Номер группы;
- настройте режим сортировки в алфавитном порядке фамилий и, выполнив команду Итоги, включите флажки Sum и Показать данные и итоги; нажмите на клавишу ОК;
- выберите макет отчета структура;
- выберите любой стиль;
- задайте имя отчета – Отчет с группировкой;
- нажмите кнопку Готово и просмотрите отчет.
6. Перейдите в режим Конструктора и выполните редактирование отчета:
- измените шрифты отдельных элементов отчета и отредактируйте ширину столбцов.
- замените слово sum в итоговых полях на слово Всего по группе: для итогов по группе и Всего по специальности: для итогов по специальности.
- установите одинаковый фиксированный формат числовых данных с двумя знаками после запятой для всех сумм оплаты и увеличьте ширину полей с итогами.
- Удалите все строки отчета с итогами по количеству записей.
7. Примерный вид отчета представлен на рис.7.3.
Рис.7.3. Отчет Своднаяведомостьоплаты обучения
Задание 3. Сконструировать перекрестный отчет, используя таблицу Общая ведомость, созданную в Теме 5, задание 6. Отчет должен иметь следующие столбцы:
- Номер группы;
- ФИО студента;
- Номер зачетной книжки;
- Наименование дисциплины 1;
- Наименование дисциплины 2;
- Наименование дисциплины 3;
- Средний балл.
В столбцах отчета с наименованиями дисциплин должны отображаться оценки, полученные студентами на экзамене. В столбце Средний балл должно производиться вычисление среднего балла каждого студента по результатам 3–х экзаменов.
Вычислите в отчете средний балл по группе студентов и по каждой специальности.
1. С помощью мастера создайте перекрестный запрос по таблице Общая ведомость, в которой должны иметься оценки для всех студентов 2–х групп по 3–м дисциплинам. Для этого:
- выберите поля Номер группы, ФИО, Номер зачетной книжки в качестве заголовков строк;
- выберите поле Наименование дисциплины в качестве заголовка столбцов;
- выберите для вычислений поле Оценка и функцию вычисления Первый (First) (рис.7.4);
- сохраните запрос, присвоив ему имя Перекрестный для отчета по среднему баллу.
Рис.7.4. Окно бланка перекрестного запроса
2. С помощью мастера создайте отчет по запросу Перекрестный для отчета по среднему баллу:
- выберите все поля запроса.
- добавьте уровень группировки по Номеру группы.
- выберите порядок сортировки по фамилиям студентов.
- выберите ступенчатый вид отчета и любой стиль.
- присвойте отчету имя Отчет по среднему баллу.
3. Просмотрите отчет.
4. Перейдите в режим Конструктора и отрегулируйте ширину столбцов и их местоположение.
5. Выровняйте оценки по центру столбца, используя соответствующую кнопку в разделе Шрифт.
6. Добавьте в правую часть области Верхнего колонтитула элемент НадписьСредний балл.
7. Добавьте в Область данных элемент Поле для вычисления среднего балла. Щелкните правой кнопкой мыши внутри созданного поля и вызовите окно Свойства поля.
8. Откройте вкладку Данные. Для вызова Построителя выражений на вкладке Данные в поле Данные щелкните по кнопке «…».
9. Используя инструменты построителя, введите в поле формулу расчета среднего балла:
В формуле должны использоваться те наименования дисциплин, которые вы включили в отчет (рис.7.5).
Рис.7.5. Окно Построителя выражений для поля Средний балл
10. Удалите связанную с полем надпись.
11. Установите для поля Средний балл формат поля фиксированный с 2–мя знаками после запятой.
12. Для подсчета среднего балла по группе добавьте в окне конструктора раздел Примечание группы. Для этого вызовите окно настройки Группировка, сортировка и итоги, сделав щелчок по кнопке Группировка и сортировка в разделе Группировка и итоги(рис.7.6).
Рис.7.6. Раздел Группировка и итоги на вкладке Конструктор
13. В появившемся в нижней части экрана окне включите отображение области Примечаний группы (рис.7.7), выбрав в соответствующем выпадающем списке команду с разделом примечания.
Рис.7.7. Диалоговое окно Группировка, сортировка и итоги для включения области примечания группы
14. В области примечаний группы в столбце, соответствующем среднему баллу студента, создайте вычисляемое поле. Вызовите окно настройки свойств поля. Установите вкладку Данные. В строке данные вызовите Построитель выражения. Введите формулу вычислений:
Примечание. Для ввода названий функции групповых операций Sum и Count дважды щелкните по строке Функции в левом подокне Построителя выражений, а затем двойным щелчком раскройте список встроенных функций. В среднем подокне выберите категорию Статистические функции и затем в правом подокне нужную функцию.
15. Замените надпись вычисляемого поля. Введите: Средний балл группы. Отрегулируйте формат, местоположение и выравнивание вычисленного значения аналогично пункту 15.
16. Добавьте справа от надписи Средний балл группы вывод номера группы. Для этого в область примечаний группы вставьте поле и введите в него формулу:
=[Номер группы]
17. Подсчитайте в отчете средний балл по всем группам. Для этого вставьте вычисляемые поля аналогично пунктам 18, 19 и 20 в область примечаний отчета и введите надпись поля Итого по всем группам.
18. Присвойте отчету имя Расчет среднего балла групп. Введите в заголовок отчета дату формирования отчета. Для этого вставьте справа под строкой с названием отчета поле и введите в него с помощью построителя выражений функцию:
=DATE()
Определите пользовательский формат даты в виде dd.mm.yyyy, который может быть введен непосредственно как значение свойства Формат поля.
19. Для того чтобы сделать отчет более компактным перенесите поле Номер группы из области заголовка группы в область данных. Для этого:
- Вызовите окно настройки Группировка, сортировка и итоги, сделав щелчок по кнопке Группировка и сортировка в разделе Группировка и итоги (см. рис. 7).
- Затем отключите область заголовка группы, вызвав команду без раздела заголовка (рис.7.8).
Рис.7.8. Диалоговое окно Группировка, сортировка и итоги для отключения раздела заголовка группы
- Вставьте поле Номер группы в соответствующий столбец области данных.
- Настройте свойства поля. Для того, чтобы номер поля не повторялся в каждой строке отчета установите на вкладке Макет свойство Не выводить повторы в состояние Да. (рис.7.9).