Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности фармацевтического рынка ограничивающие действие законов



Фармацевтическая помощь обладает рядом специфических особенностей,которые объективно ограничивают действие законов рынка в этой социально значимой сфере:

- во-первых, лекарственная помощь характеризуется высокой индивидуальностью и нестандартностью и требует личных контактов потребителя с врачом или фармацевтическим работником;

- во-вторых, лекарственная помощь характеризуется обширной информационной и научной емкостью, что создает трудности при выборе конкретного лекарственного препарата. Следовательно, пациент (потребитель) не обладает правами полного суверенитета на рынке фармацевтических услуг. Его выбор в большинстве случаев зависит от уровня квалификации и нравственности врача и фармацевтического работника;

- в третьих, потребность в ЛС – это потребность в жизненно- необходимых товарах, связанная со здоровьем, человека, то есть – это потребность, вызванная патологией. Следовательно, эластичность спроса на лекарства зависит не только от цены, но и от характера заболевания, от способа оплаты.

В связи с этим, фармацевтическая помощь в целом и спрос на различные группы лекарственных средств характеризуются низкой эластичностью[1].


ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Прогнозирование и планирование являются начальными этапами управления любой организации.

Прогнозирование— это процесс формирования основных целей и возможных средств и способов их выполнения. В процессе прогнозирования определяется миссия организации – то к чему стремиться организации в про- цессе выполнения своей деятельности. Миссией аптечной организации может быть обеспечение качественной и доступной лекарственной помощи на- селению района обслуживания. На основании миссии определяются ее цель или цели. На основании определенных целей ведется планирование деятельности организации.

Планирование– это особая форма деятельности, направленная на раз- работку и обоснование программы экономического развития предприятия и его структурных звеньев на определенный (календарный) период в соответствии с целью его функционирования и обеспечением ресурсами. Основа эффективной экономической деятельности предприятия. Периодом планирования могут быть неделя, месяц, год и более длительные периоды.

Выделяют следующие функции планирования

1) планирование способствует рациональному использованию ограни- ченных ресурсов;

2) планирование устанавливает оптимальные показатели хозяйственной деятельности с последующим контролем за их динамикой;

3) планирование выявляет сильные и слабые стороны деятельности;

4) планирование влияет на степень адаптации организации к изменени- ям внешней и внутренней среды;

5) планирование согласовывает цели и задачи предприятия и отдельных его подразделений;

6) планирование улучшает координацию действий исполнителей.

Принципы планированияопределяют характер и содержание плано- вой деятельности в экономической организации. Правильное соблюдение принципов планирования создает предпосылки для эффективности работы и уменьшает возможность отрицательных результатов планирования. Еще А. Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их об- щими чертами программы действия; единство, непрерывность, гибкость, точ- ность. Позже Р. Акофф обосновал еще один принцип – принцип участия.

Принцип единства.Принцип единства предполагает, что планирование в любой экономической организации должно иметь системный характер, который можно описать терминами «координация» и «интеграция».

Координация плановой деятельности отдельных функциональных подразделений выражается в следующем:

• всякие изменения в планах одного из подразделений должны быть отражены в планах других подразделений.

• неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных изменений делают необходимой постоянную корректировку и уточнение планов

Принцип гибкости.Этот принцип заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

Интеграция плановой деятельности предполагает, что в организации существует разнообразие относительно обособленных процессов планирования и частных планов подразделений, т.е. разнообразие подсистем планирования, но каждая из подсистем действует исходя из общей стратегии организации, а каждый отдельный план является частью плана более высокого подразделения и организации в целом. Все планы, созданные в организации –это не просто совокупность, набор документов, это их взаимосвязанная система.

Принцип непрерывности.Смысл этого принципа заключается в сле-дующем: процесс планирования в организациях должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла. Разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу.

Непрерывность процесса планирования продиктована следующими

предпосылками:

• изменяются не только фактические предпосылки, но и представления организации о своих внутренних ценностях и возможностях.

Непрерывность в планировании обеспечивается системой органичного сочетания стратегических, тактических и оперативных планов организации.

Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями. Поэтому планы обычно содержат резервы, иначе называемые «надбавками безопасности», или «подушками».

При этом резервы, заложенные в показателях, не должны быть слишком большими, иначе планы окажутся неточными. В то же время слишком низкие пределы влекут за собой слишком частые изменения в планах, что размывает ориентиры деятельности организации.

С финансовой точки зрения обеспечение принципа гибкости нуждается в дополнительных затратах, которые могут оказаться настолько высокими, что гибкость плана и связанные с ней преимущества не окупят их.

Принцип точности.Любой план должен составляться с такой степенью точности и конкретизации, какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности организации. Поэтому долгосрочные планы, как правило, ограничиваются определением основных целей и общих направлений деятельности. Краткосрочные планы и планы отдельных структурных подразделений, являясь своего рода инструкциями по реализации планов, должны быть максимально конкретизированы.

Принцип участия.Принцип участия тесно связан с принципом единства. Принцип участия означает, что каждый член экономической организации становится участником плановой деятельности, т.е. процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает.

Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным. Принцип участия позволяет:

• каждому участнику организации получить более глубокое пони- мание целей и задач организации;

• всем членам организации, в том числе рядовым работникам, лич- но участвовать в процессе планирования. Это приводит к тому, что планы организации становятся личными планами работающих, а участие в достижении целей организации приносит удовлетворение их собственным потребностям;

• работникам организации развивать себя как личность. У них по- являются новые навыки и знания, расширяется горизонт личных возможностей, а значит, организация приобретает дополнительные ресурсы для решения своих будущих задач;

• объединить две функции менеджмента, которые часто вступают в противоречие друг с другом: оперативное руководство и планирование. Планы перестают быть чем-то внешним для руководителей различного уровня, и они сами участвуют в их составлении.

Процесс планирования состоит из 4 стадий:

1. организационная;

2. аналитическая;

3. прогнозная;

4. контрольная.

Планы по уровню управленияподразделяют на:

• Планы в целом по организации.

• Планы по структурному подразделению, центру затрат и доходов.

По функционально-целевому назначениюпланы разделяют на виды: • По торговой деятельности.

• Финансовый.

• Коммерческий.

• Социального развития.

• Инвестиционный.

• Маркетинга.

• Другие.

По длительности планового периодавыделяют планы:

• Стратегический или долгосрочный (разрабатывается на срок более 5 лет).

• Тактический или среднесрочный (охватывает период от 2 до 5 лет).

• Оперативный или краткосрочный (определяет направления и по- казатели на очередной год).

С целью прогнозирования показателей деятельности организации осо- бое значение имеют два уровня планирования: стратегическое и оперативное. Стратегическое планирование– это управленческий процесс создания и поддержания соответствия между целями предприятия и его потенциаль-

ными возможностями.

Этапы стратегического планирования:

1. Разработка программы предприятия, т.е. экономической политики.

2. Формированиецелейизадач.

3. Внешнийанализ.

4. Внутреннийанализфинансово-хозяйственнойдеятельности.

5. Формулировка стратегии роста предприятия.

Стратегии роста могут разрабатываться в различных направлениях, но наиболее актуальными являются конкурентные стратегии.

Инструментом реализации стратегического плана является текущие (оперативные) планы, которые призваны решать конкретные задачи на огра- ниченном временном отрезке (год, квартал, месяц).

Текущие планы– это план, в котором объединяются все направления деятельности предприятия на текущий финансовый год.

Существуют три типа текущих планов:

1. Функциональные.

Функциональные планы необходимы для внедрения управленче- ских решений в различных функциональных сферах производст- ва, подверженных стремительным изменениям.

Функциональный план предусматривает действия, которые необ- ходимо предпринять в ближайшем будущем в конкретной сфере.

Функциональный план имеет некоторые особенности:

• разрабатывается на период от 1 до 2 лет;

• по содержанию более подробен, специфичен, логичен, раскрывает

способы достижения целей.

2. Единовременные.В процессе планирования часто возникает по-

требность в создании единовременных планов, разрабатываемых с целью контроля за выполнением какого либо проекта или программы внедряемых однократно. Существуют два типа единовременных планов:

• Программный - создается для координации разнообразных видов деятельности, являющихся вспомогательными при реализации сложной производственной программы.

• Проектный - создаются для контроля за проведением менее слож- ных мероприятий, чем программы. Они должны содержать временные рамки выполнения и быть более детальными чем функциональные планы. 3. Стабильные. Стабильные планы – это директивы, направленные на увеличение общей эффективности на основе соблюдения простейших прин- ципов предприятия. Они отличаются от функциональных планов тем, что практически не связаны с общей стратегией предприятия. Существуют три вида стабильных планов:

• Политика это положение, в соответствии с которым устанавлива- ются параметры принятия повторяющихся второстепенных решений.

• Стандартные инструкции это планы действий, состоящие из не- скольких этапов, которым необходимо следовать при выполнении отдельных заданий или при исполнении определенных обязанностей.

• Правила и рекомендации это предписания о том, какие действия должны или не должны быть предприняты в каждой конкретной ситуации.

Оперативное планирование– это специфическая форма управления текущей деятельностью организации и постоянный контроль за ее ходом.

Любые планы находят свое выражение через совокупность показателей.

Экономические показатели деятельности фармацевтической торговой организации:

• товарооборот (объем реализации);

• валовой доход (торговое наложение);

• расходы и затраты (издержки);

• товарные запасы и другие оборотные средства;

• валовая прибыль от торговой деятельности, а также операционные и внереализационные доходы;

• чистая прибыль.

Методы планирования – это конкретные способы и приемы экономиче- ских расчетов, применяемых при разработке, координации и увязки плано- вых показателей.

Выбор конкретного метода планирования зависит от длительности пла- нового периода, особенностей расчета планового показателя, обеспеченности исходной информацией и возможностью ее использования, наличия соответ- ствующей технической базы обработки информации и проведения расчетов, уровня квалификации специалистов[3].

Методы планирования экономических показателей деятельности аптечных организаций

Существует несколько методов планирования экономических показате- лей фармацевтической организации. Это балансовый, нормативный, расчетно-аналитический, экономико-математический методы и метод экономической эффективности.

Балансовый методпредусматривает использование в планировании балансов.

Классическая формула товарного баланса:

Он + П = Р + Ок + В,

Где: Он, Ок – остатки товаров на начало и конец периода; П – поступление; Р – расход; В – выбытие. Метод используется при планировании поступления товаров на предприятие, исходя из прогнозируемого товарооборота и величины начальных и конечных товарных остатков.

Нормативные методыоснованы на применении норм и нормативов расхода материальных ресурсов.

Выделяют три вида нормативов: единые, отраслевые, специальные.

Примером отраслевого норматива может быть Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации No 284 от 20 июля 2001 г. «Об ут- верждении норм естественной убыли лекарственных средств и изделий ме- дицинского назначения в аптечных организациях независимо от организаци- онно – правовой формы и формы собственности».

Методы используются при определении потребности в строго норми- руемых и специфических ЛС, при расчете штатной численности, планирова- нии рабочих мест и др.

Например, в случаях выявления недостачи товарно-материальных цен- ностей при проведении инвентаризации мы можем, основываясь на выше- указанном Приказе списать недостающие ЛС, использованные при изготов- ление лекарственных средств по рецептам и требованиям учреждений здра- воохранения, внутриаптечной заготовке и фасовке. в размере до 1,80% от взятого для изготовления количества.

Расчетно-аналитический (опытно-статистический) методиспользу- ется в том случае, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между отдельными показателями может быть установлена лишь косвенным путем на основе анализа и сопоставления отчетных данных. Рас- четы плановых показателей производятся на основе достигнутого уровня их развития, и индексов их изменения в планируемом периоде.

Примером расчетно-аналитического метода служит метод динамиче- ских показателей, основанный на учете прошлых тенденций.

Этапы метода динамических показателей:

1. сбор данных;

2. построение динамических рядов показателей;

3. расчет относительных индексов роста или темпов прироста;

4. выявление тенденций относительного показателя или расчет среднегодового индекса роста или темпа прироста;

5. определение планового показателя на основе данных текущего периода с учетом выявленной тенденции относительного показателя или среднегодового индекса роста (или темпа прироста).

Экономико-математические методыоснованы на построении математических моделей, отражающих взаимосвязи между показателями.

Метод экономической эффективности(оптимизации плановых реше- ний) заключаются в том, что при составлении плана выполняются многова- риантные решения одной и той же задачи. Выбирается оптимальный вариант задания.

Основными и наиболее часто встречающимися препятствиями для планирования могут быть следующие причины:

• стратегия организации не полностью разработана на самом высоком уровне, так что цели для подразделений и отделов не совсем ясны;

• высшее звено руководства не предоставляет достаточной информа- ции о целях организации, что позволило бы отделам подготовить свои собст- венные конкретные предложения;

• исполнители на более низких уровнях не считают волнение плана своей обязанностью, поскольку они не принимали участия в их разработке;

• планы скучны и неинтересны и не вызывают у персонала стремления их выполнять;

• некоторые сотрудники опасаются очевидной жесткости плановой системы, они чувствуют, что планирование осуществляется специалистами, у которых нет настоящего понимания реальной жизни отделов[1,3,5].


ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕАмериканский психолог Абрахама Маслоу (1908 – 1970), пытаясь объяснить, почему в разное время людьми движут разные потребности, предложил иерархию потребностей(от греч. Hirarchia – порядок, последовательность подчинения от нижестоящих до вышестоя- щих). Он считал, что высшие запросы не выступают на первый план до тех пор, пока не будут удовлетворены потребности низших уровней. По степени значимости Маслоу расположил потребности в следующем порядке:

С данной точки зрения потребность в лекарственной помощи можно отнести к потребностям первого уровня: физиологическим и самосохранения, именно к удовлетворению их будет стремиться человек в первую очередь.

Больного человека, прежде всего, будут интересовать проблемы, связанные с выздоровлением, сохранением здоровья, а не события, происходящие в мире искусств (потребность в самоутверждении), не то, как к нему относятся окружающие (потребность в уважении). По мере удовлетворения потребностей в защите своего здоровья, акту- альными станут проблемы более высокого ранга.

Поведение потребителя описывается законом убывающей предельной полезности и эффектами дохода и замещения. В самом общем смысле пове- дение потребителя связано с приобретением какого-либо товара для того, чтобы использовать его и извлечь из него какие-то характеристики.

Потребительское поведение на фармацевтическом рынке – это процесс взаимодействия индивида с окружающей средой по поводу удовлетворения своих потребностей в фармацевтической помощи, способность восприни- мать, хранить и преобразовывать информацию о фармацевтическом рынке.

Потребительский выбор – это причинно-обусловленная деятельность потребителя, результатом которой является приобретение или назначение конкретного товара аптечного ассортимента.

Экономический подход к изучению потребительского поведения вклю- чает анализ предпочтений (вкусов) потребителей с позиций предельной по- лезности и кривых безразличия и с позиций бюджетных ограничений.

Потребитель приобретает товар по причине того, что этот товар обладает полезностью и необходим ему для удовлетворения его потребностей.

Полезность – это способность товаров (услуг) удовлетворять опреде- ленные потребности людей. Полезность не абсолютна, но допускает возмож- ность количественного измерения некоторых принципов потребительского поведения. Один из таких принципов формирует концепцию предельной по- лезности.

Концепция предельной полезности доказывает, что по мере увеличения количества потребляемого блага каждая новая, дополнительная его единица приносит все меньше и меньше полезности.

Предельная полезность (U max) – это полезность, извлекаемая потре- бителем из одной дополнительной единицы продукции.

Закон убывающей предельной полезности утверждает, что, начиная с определенного момента, дополнительные единицы каждого продукта будут приносить потребителю постоянно уменьшающееся добавочное удовлетво- рение (предельную полезность).

Более глубокое объяснение поведения потребителя дается при помощи метода бюджетных линий и кривой безразличия.

Ограниченность денежных доходов потребителя в пределах, в которых могут быть осуществлены расходы на потребления называется бюджетными ограничениями. Это условия, в рамки которых попадает потребитель. Они показывают все комбинации товаров, которые могут быть приобретены при данных доходах и данных ценах.

Для графического отображения бюджетных ограничений используются бюджетные линии (линии цен)

Точка С – точка недоиспользованного дохода; точка Д – точка заимствования дохода; М – бюджетная линия, показывает различные комбинации товара А и В, которые могут быть приобретены при фиксированной величине дохода.

Уравнение бюджетной линии

РА*А+РВ*В=М , где РА – цена товара А, А – количество товара А, РВ – цена товара В, В – количество товара В.

Наклон бюджетной линии зависит от отношения цены товара В к цене товара А.

Факторы, влияющие на бюджетную линию:

1 – Доходы потребителей: увеличение дохода приводит к перемещению бюджетной линии вправо (М1), уменьшение дохода перемещает ее влево.

2 – Изменение уровня цен: снижение цен обоих продуктов перемещает график вправо (М1), рост цен на оба продукта перемещает график влево (М2).

Теперь рассмотрим кривые безразличия. Проблема оптимального выбора набора товаров привела к возникновению техники кривых безразличия. Они служат для анализа потребительских предпочтений.

Кривая безразличия – это кривая, показывающая различные комбинации двух товаров, имеющих одинаковую полезность, т.е.потребителю безразлично какой набор товаров выбрать.

Пример построения кривой безразличия:

Выбор вариантов ЛП БАД
А
В
С
Д
     
     

Все варианты А, В, С, Д имеют одинаковую полезность для потребителя. На основании таблицы построим кривую безразличия.

Любая точка на данной кривой U1 отражает разное количество двух товаров, но в то же время варианты А,В,С,Д имеют одинаковую суммарную полезность. Но могут существовать такие наборы кривых безразличии, которые отличаются по уровню полезности.

Норма безразличия – это набор кривых безразличия для определенного потребителя, т.е. шкала предпочтений потребителя (U1, U2, U3). Чем выше кривая безразличия от начала координат, тем выше уровень полезности набора товаров.

Свойства кривых безразличия:

1- Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.

2- Две кривые безразличия не могут пересекаться.

3- Кривая безразличия может быть проведена через каждую точку в пространстве товаров.

4- Наклон кривой безразличия уменьшается при движении вправо, они вогнуты по отношению к началу координат.

Для того, чтобы определить условия оптимального выбора потребителя необходимо провести совместный анализ предпочтений и возможностей потребителя. Для этого совместим на одном графике кривые безразличия (U1, U2, U3) и бюджетную линию (М).

В точке Е – точка оптимума потребителя, точка слияния бюджетной линии с самой высокой кривой безразличия (U2). В точках С,Д, где бюджетная линия пересекается с U1, набор продуктов обладает меньшим уровнем полезности.

Равновесие потребителя достигается в точке Е, когда при определенных ценах и уровне дохода потребитель получает максимальную полезность от потребления набора товаров. В этой точке наклон бюджетной линии и кривой безразличия совпадает.

Понижение цены товара приводит к двум различным последствиям:

1. «Эффекту дохода»: если цена продукта падает, то реальный доход потребителя данного товара увеличивается.

2. «Эффект замещения»: снижение цены продукта означает, что он теперь стал дешевле по отношению ко всем другим товарам, что будет стимулировать потребителя к замещению этим товаром других подорожавших товаров.

Если «Эффект дохода» будет на столько сильным, что общее потребление данного товара сократится в результате падения на него цен, то это называется парадоксом «Гиффена», а товары – товарами Гиффена[6].

Поведение производителей описывается законом убывающей доходности (отдачи).

Для начала необходимо определить несколько терминов, касающихся производителей:

Производство – это процесс преобразования факторов производства в готовую продукцию. Величина затрат на производство зависит от цен на факторы производства и от производительности (отдачи) последних.

Производство лекарственных средств – серийное получение лекарст- венных средств в соответствии с правилами организации производства и контроля качества лекарственных средств, утвержденными федеральным ор- ганом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществле- ние функций по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.

Производственная функция – это зависимость между максимально возможным объемом производства и количеством используемых факторов производства.

Зависимость между выпуском продукции и затраченными ресурсами отражает сущность закона убывающей доходности (отдачи): начиная с оп- ределенного момента, последовательное присоединение единиц переменного ресурса к неизменному ресурсу дает уменьшающийся добавочный или пре- дельный продукт в расчете на каждую единицу переменного ресурса.

Предельный продукт – это дополнительный прирост объема продук- ции, полученный за счет использования дополнительной единицы ресурса.

Предельный продукт труда (предельная производительность труда) – это дополнительный объем продукции, полученный при увеличении затрат труда на одну единицу.

Средний продукт труда (средняя производительность труда) – это объ- ем выпуска продукции на одну единицу трудозатрат.

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.