Андрианова Г.Н. «Экономика аптечной организации»//Учебно-методическое пособие для интернов. – г. Екатеринбург, 2014 г. - с.
Учебно-методическое пособие предназначено для интернов очного и заочного отделений фармацевтического факультета
Автор: д.фарм.н., проф. Андрианова Г.Н.
Рецензенты:
Печатается по решению Ученого Совета Уральской государственной медицинской академии, протокол № ___ от _____________ 2013 г.
В пособии рассмотрены система товарного обращения, механизмы взаимодействия на фармацевтическом рынке, основные показатели экономической деятельности аптек, действие закона спроса и предложения на фармацевтическом рынке, а также закономерности экономического поведения потребителей лекарственных средств. Освещены такие вопросы, как: основные приемы планирования, виды планов, факторы определяющие величину продаж, методы управления товарными запасами, механизмы формирования прибыли, аспекты бизнес –планирования и критерии эффективной экономической деятельности аптек.
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
АПТЕКА КАК СУБЪЕКТ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА
Понятие экономики. Фармацевтическая экономика.
Экономика является одной из древнейших наук. Слово «экономика» происходит от греческого oikonomia – управление домашним хозяйством.Однако в современном языке оно более многозначно и имеет, по меньшей мере, три значения:
1. Экономика – это совокупность общественных отношений, связанных с производством и всей хозяйственной деятельностью людей.
2. Экономика – это хозяйство отдельного предприятия, района, страны, группы стран, всего мира.
3. Экономика - это научная дисциплина, изучающая эконо- мические законы развития общества [1].
Экономика как наука выполняет несколько основных функций:
- познавательную- изучает и объясняет сущность происходящих в обществе экономических процессов, характеризует отдельные экономические явления. Процесс познания позволяет использовать требования экономических законов в практической деятельности человека, помогает ему принимать управленческие решения, руководить хозяйством.
- практическую- несмотря на свой чисто фундаментальный характер, экономика является практической наукой, без нее невозможны теория и практика управления национальным хозяйством, нельзя создать рациональную финансовую и кредитную систему, организовать учет и контроль за производством, обеспечить слаженное развитие всех отраслей национального хозяйства и достичь желаемых целей.
-методологическую- выступает в качестве теоретической базы целой системы научных дисциплин, как отраслевых, так и функциональных [2].
Разделы экономики:
1. Макроэкономика исследует функционирование экономической системы в целом и крупных ее секторов. Объектами изучения ее является национальный доход и общественный продукт, экономический рост, общий уровень занятости.
2. Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов: отрасль, предприятие. В центре ее внимания – цены, объемы производства и потребления конкретных благ, состояние отдельных рынков.
3. Мезоэкономика рассматривает традиционную микроэкономическую проблему с учетом влияния на поведение экономических агентов важнейших макроэкономических переменных – совокупного спроса, инфляционных ожиданий и т. п.
Фармацевтическая экономика – это совокупность институтов, пред- приятий и организаций, занятых производством, распределением и обменом ЛС, ИМН, услуг, необходимых для поддержания индивидуального и обще- ственного здоровья. Областью исследования фармацевтической экономики являются проблемы эффективного управления и использования ограниченных ресурсов ЛС и других товаров аптечного ассортимент с целью достижения максимального удовлетворения потребностей населения и институциональных потребителей[3].
Фармацевтическая экономика, испытывая противоречия между потребностями в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, необходимых для поддержания общественного здоровья, и ограниченностью ресурсов решает взаимосвязанные задачи:
1. Что производить – какие лекарственные средства, какого качества, в каком количестве и когда должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время.
2. Как производить – кем, из каких ограниченных ресурсов и их комбинаций и при помощи каких технологий будут произведены выбранные лекарственные средства, изделия медицинского назначения.
3. Для кого производить – кому достанутся лекарственные средства и в каком количестве будет располагать ими потребитель: промежуточный – врачи и конечный – пациенты.
Принципами фармацевтической экономики являются:
Общие:
1. Ограниченность ресурсов и безграничность потребностей;
2. Социальные приоритеты.
Частные:
1. Личная заинтересованность в здоровье;
2. Стремление людей и государства ограничить расходы на приобретение лекарственных средств;
3. Возможность количественных измерений экономических проявлений.