Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

III. Дискутивно-полемическая речь



Среди многообразных форм речевой деятельности человека спор занимает особое место. Существуют споры научные, политические, юридические, бытовые и др. Для реализации целей хрестоматии в качестве примера был избран научный спор, представляющий со­бой известную специалистам-филологам дискуссию по вопросам стилистики 1954–1955 гг., организованную журналом «Вопросы языкознания» по предложению академика В. В. Виноградова. В этой дискуссии принимали участие выдающиеся ученые: В. В. Виногра­дов, Ю. С. Сорокин, Р. Г. Пиотровский, Р. А. Будагов, И. Р. Гальперин, В. Г. Адмони, Т. И. Сильман, В. Д. Левин, И. С. Ильинская, А. В. Федо­ров, Г. В. Степанов.

Исходным материалом для обсуждения послужил доклад Ю. С. Сорокина «Об основных понятиях стилистики», представ­ленный им на расширенном заседании Ученого совета Института языкознания АН СССР 19–23 июня 1953 г. И хотя на страницах журнала вначале появился не текст доклада, а статья Р. Г. Пиотров­ского «О некоторых стилистических категориях» (ВЯ. 1954. № 1) как отклик на основные положения, выдвигаемые в докладе Ю. С. Соро­кина, в тексте хрестоматии статья Ю. С. Сорокина помещена первой.

Среди основных положений доклада, вызвавших широкое об­суждение специалистов, были следующие:

1. В работах по стилистике не показано, что с каждым из вы­деляемых стилей связаны специфические элементы языка (лекси­ка, фразеология, грамматические формы, синтаксические конструк­ции), «невозможные в других стилях или выступающие в этих дру­гих стилях как инородное тело». На этом основании делался вывод: в современном русском языке не существует стилей как замкнутых жанрово-речевых разновидностей.

2. Решающим для определения того или иного стиля речи яв­ляются принципы соотношения и приемы объединения различных языковых средств в контексте речи.

3. Элементы языка не имеют стилистической закрепленности, а обладают лишь стилистическими возможностями, реализация которых возможна только в контексте; в соответствии с контекст­ным «звучанием» языковой единицы устанавливается ее стилисти­ческая характеристика.

4. Вместо традиционного разделения стилистики как науки на стилистику лингвистическую и литературоведческую предлагалось выделение аналитической и функциональной стилистики, каждой со своими специфическими задачами.

В ходе дискуссии были обсуждены и следующие проблемы: – проблема разграничения стилей языка, с которой связы­вался также вопрос о номенклатуре языковых стилей;

– проблема выделения основных категорий и понятий сти­листики, а также установление сущности понятий «стили языка»и «стили речи»;

– вопрос о существовании принципиальных различий между языковыми стилями и жанрами художественной литературы; ус­тановление линий разграничения и соприкосновения стилистики общенационального языка и стилистики индивидуально-художест­венной речи;

– проблема использования стилистических приемов как ти­пических явлений языка;

– вопрос об отношении стиля произведения или высказыва­ния к языковой и неязыковой сфере.

По мнению В. В. Виноградова, выступившего со статьей «Ито­ги обсуждения вопросов стилистики», дискуссия «дала меньше обоб­щений и выводов, меньше достоверных результатов и доказатель­ных положений, чем предположений и вопросов. Это значит, что, несмотря на ее односторонний и несколько абстрактный характер, несмотря на недостаточную четкость и определенность постановки вопроса о «стилях языка» и «стилях речи», дискуссия будит мысль, порождает новые проблемы, открывает новые стороны в привы­чных и как бы установившихся (а иногда и остановившихся) поня­тиях и толкает на поиски новых путей в разрешении основных вопросов стилистики».

Таким образом, значение этой дискуссии состояло в том, что были определены направления работы исследовательской мысли. Ставилась задача проведения стилистических исследований в об­ласти грамматики, лексикологии, семасиологии разных языков, воз­никала необходимость работ по историческому изучению форм речи, типов языка и стилей в литературных языках. В результате дис­куссии определилась важность создания обобщающих трудов по стилистике национальных художественных литератур, необходи­мость углубленного анализа стиля художественных произведений разных жанров.

Дальнейшее развитие отечественной стилистики во многом было направлено на решение вопросов и проблем, выкристаллизовав­шихся в ходе дискуссии, предлагаемой вниманию читателей.

В хрестоматию материалы дискуссии включены по двум ос­новным соображениям: 1) эта дискуссия представляет собой клас­сический пример спора, направленного на совместное уяснение и решение определенных научных проблем. Фрагменты дискуссии отбирались таким образом, чтобы наглядно показать соблюдение (или несоблюдение) правил ведения корректного спора, в котором за тезисом следует история вопроса, уточнение понятий и терми­нов, а далее доказательство, опровергающее или оправдывающее основной тезис; 2) дискуссия по вопросам стилистики составила важную страницу в истории отечественного языкознания.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.