Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГОСУДАРСТВЕННОМУ СЕКРЕТАРЮ



СЕКРЕТНО. Москва, 22 февраля 1946 г. - 21.00

(получено 22 февраля 15 час. 52 мин.)

511. Ответ на запрос 284 Департамента от 3 февраля касается вопро­сов столь запутанных, столь деликатных, столь странных для нашей формы мышления и столь важных для анализа нашего международного окружения, что я не в состоянии вместить его в одно короткое сообщение, не опускаясь, как я считаю, до опасного уровня чрезмерного упрощения...

Я заранее извиняюсь за подобную загрузку телеграфного канала; однако эти вопросы являются столь неотложными, особенно учитывая недавние со­бытия, что если и уделять внимание нашим ответам на них, то, по моему мнению, это следует сделать безотлагательно.

Часть 3. Отражение советского мировоззрения в практической политике на официальном уровне

Советская политика, как это отмечается в, соответствующем запросе Де­партамента, проводится в двух плоскостях: 1) официальной, представленной действиями, предпринимаемыми официально от имени Советского прави­тельства; и 2) подпольной плоскости действий, проводимой учреждениями, ответственность за действия которых не признается Советским правительст­вом...

В официальной плоскости следует обратить внимание на следующее:

а). Внутренняя политика посвящена укреплению любым способом мощи и престижа Советского государства: интенсивная военная индустриализация; максимальное развитие вооруженных сил; постоянная засекреченность внут­ренних вопросов, рассчитанная на то, чтобы скрыть слабые стороны и ин­формацию от оппонентов.

б). Во всех случаях, когда это считается своевременным и многообещаю­щим, предпринимаются усилия в целях расширения официальных границ советского влияния. На данный момент эти усилия ограничиваются некото­рыми соседними территориями, которые считаются имеющими непосредст­венное стратегическое значение, такими, как Северный Иран, Турция. Однако в любое время могут появиться другие террито­рии по мере того, как скрытое советское политическое влияния будет охваты­вать все новые области. Так, к «дружественному» персидскому правительству может быть обращена просьба предоставить России порт в Персидском зали­ве. Если Испания попадет под контроль коммунистов, может возникнуть во­прос о советской базе в Гибралтарском проливе. Однако такие притязания возникнут на официальном уровне лишь тогда, когда завершена неофициаль­ная подготовка.

в). Русские будут официально участвовать в работе международных орга­низаций в том случае, когда они видят возможность расширения советского влияния или сдерживания или размывания влияния других. Москва рассмат­ривает ООН не как механизм постоянного и устойчивого мирового сообщест­ва, основанного на взаимных интересах и целях всех стран, а как арену, обес­печивающую возможность достижения вышеуказанных целей. Советы оста­нутся в ООН до тех пор, пока будет считаться, что эта организация служит достижению данной цели. Однако если когда-нибудь они придут к выводу, что ООН наносит ущерб достижению целей расширения их влияния, и если они увидят лучшие перспективы достижения этих целей по другим направле­ниям, они, без сомнения, покинут ООН. Это будет означать, однако, что они считают себя достаточно сильными, чтобы разрушить единство других стран посредством своего выхода, сделать ООН неэффективной в плане угрозы их целям или безопасности и заменить ее международным инструментом, яв­ляющимся более эффективным, с их точки зрения. Таким образом, советское отношение к ООН в значительной мере будет зависеть от лояльности других стран по отношению к этой организации и от степени энергичности, реши­тельности и сплоченности, с которой эти страны защищают в ООН мирную и многообещающую концепцию международной жизни, которую эта организа­ция представляет собой в соответствии с нашим образом мышления. Я вновь подчеркиваю, что у Москвы нет абстрактной приверженности идеалам ООН. Ее отношение к этой организации будет оставаться в целом прагматичным и основанным на тактических соображениях.

г). В отношении колониальных районов и отсталых или зависимых наро­дов советская политика даже на официальном уровне будет направлена на уменьшение мощи, влияния и связей развитых западных стран, основываясь на теории, что, пока эта политика проводится успешно, будет образовываться вакуум, способствующий коммунистическому советскому проникновению. Таким образом, советское давление в отношении участия в соглашениях по опеке, по моему мнению, является стремлением получить возможность за­труднять и сдерживать влияние Запада в этих районах, а не обеспечить ос­новной канал для продвижения советского влияния. Нельзя сказать, что по­следний мотив отсутствует, однако в этих целях Советы предпочитают пола­гаться на иные каналы, нежели официальные соглашения об опеке. Следова­тельно, можно ожидать, что Советы будут просить об участии в любых со­глашениях об опеке или подобных соглашениях и использовать получаемые подобным образом рычаги с тем, чтобы уменьшить влияние Запада на эти народы.

д). Русские будут энергично стремиться расширять советское представи­тельство и официальные связи со странами, в которых, по их мнению, имеют­ся большие возможности противопоставления западным центрам власти. Это касается таких географически широко разбросанных стран, как Германия, Аргентина, страны Ближнего Востока и т.д.

е). В международных экономических вопросах советская политика будет фактически определяться стремлением Советского Союза и соседних стран, над которыми доминирует Советский Союз, к автаркии. Что касается офици­альной линии, то позиция здесь пока не ясна Советское правительство прояв­ляет странную сдержанность со времени прекращения враждебных действий в области международной торговли. Если наметятся крупные долгосрочные кредиты, я считаю, что Советское правительство может вновь лицемерно вы­ступить, как это было в 30-е годы, за желательность развития международных экономических связей в целом. В противном случае я считаю возможным, что советская внешняя торговля может быть в значительной мере ограничена собственно советской сферой безопасности, включая оккупированные районы Германии, и может иметь место холодное официальное отношение к принци­пу общего экономического сотрудничества между странами.

ж). Что касается культурного сотрудничества, то здесь также будет отме­чаться неискренняя поддержка желательности углубления культурных кон­тактов между народами, если на практике это никоим образом не будет озна­чать снижения уровня безопасности советских народов. Практические прояв­ления советской политики в этой связи будут ограничиваться узкими канала­ми тщательно контролируемых официальных визитов, характеризоваться из­бытком водки и речей и отсутствием значимых результатов.

з). Помимо этого, советские официальные контакты будут поддерживать­ся в соответствии с так называемым «правильным»» курсом по отношению к отдельным иностранным правительствам, с особой заботой о престиже Со­ветского Союза и его представителях, а также о тщательном соблюдении про­токола, а не хороших манер.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.