Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В чем проявляется уклонение от единобожия в господстве



Лексическое и шариатское значения

а) Языковое значение: арабское слово «рубубийя» образуется от глагола «рабба», который означает «воспитывать». Производным его является также имя «рабб», означающий «господь», «господин». Господство – это атрибут Всевышнего и Всемогущего Аллаха. Таким образом, слово «руббубийя» образовано от имени «рабб», имеющим на языке арабов ряд значений, среди которых: «властелин», «господин, которому повинуются», «реформатор, исправляющий положение вещей».

б) Шариатское значение: таухид ар-руббубия, т.е. единобожие в признании господства – это признание того, что только Аллах творит божественные деяния. К ним относятся сотворение, распределение удела, управление, оказание милости, царствование, придание облика, дарение и лишение, принесение пользы, причинение вреда, воскрешение, умерщвление, властное правление, предопределение и многие другие деяния, которые не совершает никто, кроме Аллаха. И поэтому раб обязан уверовать во все это.

Доказательства.

А) Доказательства из Корана.

Всевышний сказал: «Он создал небеса безо всяких опор, которые бы вы могли увидеть, воздвиг на земле незыблемые горы, чтобы она не колебалась вместе с вами, и расселил на ней всяких животных. Мы нис­послали с неба воду и взрастили там всякие благородные виды. Таково творение Аллаха! Так покажите Мне, что сотворили все остальные. О нет! Беззаконники находятся в очевидном заблуждении» (сура «Лукман», аяты 10-11). И еще Всевышний сказал: «Неужели они были сотворены сами по себе (или просто так)? Или же они сами являются творцами?» (сура «ат-Тур», аят 35).

Б) Доказательства из Сунны.

Имам Ахмад и имам Абу Дауд передали хадис Абдуллаха бин аш-Шухейра о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Господин – это Всевышний и Всеблагой Аллах…».В хадисе же, который передан имамом ат-Тирмизи и другими, сообщается, что в своем наставлении Ибн ‘Аббасу Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «...И знай, что если все люди объединятся, чтобы помочь тебе чем-то, они смогут помочь тебе только тем, что Аллах уже предписал тебе. А если они объединятся, чтобы навредить тебе чем-то, они смогут навредить тебе только тем, что Аллах уже предписал тебе. Письменные трости уже подняты, и свитки уже высохли» (ат-Тирмизи «Сунан» (2516), Ахмад «Муснад» (1/307). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным, а аль-Хаким – достоверным).

В) Доводы разума.

Здравый ум также указывает не только на существование Всевышнего Аллаха, но так же и на то, что только Он является единственным Господом и обладает абсолютной и совершенной властью над всеми творениями. Понимания этого можно достичь путем созерцания и размышления над окружающими нас знамениями Аллаха, в которых имеется указание на это. Знамений Аллаха очень много и они различны. Поэтому так же много и методов наблюдения за ними и доказательства с помощью этого господства Аллаха. Наиболее известными же среди них являются ниже описанные два метода:

Первое - это наблюдение за знамениями Всевышнего Господа, которые проявляются в том, как сотворена человеческая душа. Их также именуют «свидетельством души». Человеческая душа является одним из великих знамений Аллаха, Всемогущ Он и Велик, которые свидетельствуют о том, что только Он является единственным Господом всего сущего, не имеющим никаких сотоварищей. Всевышний Аллах сказал:

«На земле есть знамения для людей убежденных, а также в вас самих. Неужели вы не видите?» (сура «аз-Зарийат, аяты 20-21).

Господь миров сказал также:

«Клянусь душой и Тем, Кто придал ей соразмерный облик (или тем, как Он сделал ее облик соразмерным)» (сура «аш-Шамс», аят 7).

И если обладающий здравым рассудком человек станет глубоко размышлять над собственной душой и удивительностью ее сотворения, то это обязательно подтолкнет его к осознанию того, что у него есть Мудрый, Всеведающий Господь и Творец. Разве может человек сотворить каплю, из которой сам же был создан, или превратить ее в сгусток крови в материнской утробе, а затем этот сгусток крови – в кусочек плоти, а кусочек плоти превратить в кости и облачить эти кости мясом?! Конечно же, нет!

Второе - это наблюдение за знамениями Аллаха, которые проявляются в сотворении вселенной и называются «свидетельствами во вселенной». Эти свидетельства также являются великими знамениями Аллаха, которые указывают на Его господство. Всевышний Господь сказал:

«Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих, пока им не станет ясно, что это есть истина. Неужели не достаточно того, что твой Господь является Свидетелем всякой вещи?» (сура «Фуссылят», аят 53).

Любой обладатель разума, который поразмышляет над частями света и над небом, над землей, которая устроена во вселенной, над звездами, планетами, солнцем и луной, над горами, деревьями, морями и реками на земле, над ночью и днем, которые окутывают их, и над абсолютным и всеобъемлющим порядком, который установлен во вселенной и которому подчинено все сущее, недвусмысленно поймет, что у вселенной есть Всемогущий и Всесильный Творец, Который создал ее и управляет ею. И чем глубже разумный человек размышляет над всеми этими созданиями, чем больше его ум занимают эти удивительные творения, тем яснее он понимает, что все это создано ради истины и с истиной, и что вселенная представляет собой свитки, в которых собраны знамения, и книги, в которой приводятся доводы и свидетельства, подтверждающие истинность всего, что Всевышний Аллах сообщил о Себе, и доказывающие Его единство.

В трудах некоторых ранних ученых приводится история о том, что когда некие люди решили подискутировать с имамом Абу Ханифой, да смилостивится над ним Аллах, в вопросе существования Единственного Господа, он обратился к ним со следующими словами: «Прежде чем мы поговорим об этом вопросе, сообщите мне, что вы думаете о корабле на Тигре, который сам уплывает для того, чтобы наполниться провиантом и прочими вещами, и сам возвращается. Он уплывает и возвращается, и никто им не управляет». Те люди сказали: «Такое никак невозможно!» Он же ответил им: «Если такое невозможно с кораблем, то как же такое может произойти со всеми этими мирами, высшим и низшим?»

Тем самым имам указал на то, что идеальный порядок во вселенной, точность и безупречность ее сотворения доказывают то, что у нее есть всего один Творец.

3. Почему признание только таухида ар-рубубийя не делает человека верующим и не спасает его от наказания Аллаха

Выше мы подробно остановились на том, что единобожие в господстве (таухид ар-рубубийя) является одной из трех составных частей единобожия (таухида). Следовательно вера человека не может считаться правильной и действительной, а его единобожие – истинным, если он ограничивается тем, что признает Аллаха единственным Господом. Посланники Всевышнего Аллаха были отправлены не ради этой цели, и признание только таухида ар-рубубийя не может спасти раба от наказания Аллаха, пока он не уверует так же и в то, что Аллах является единственным истинным Богом, кто достоен поклонения.

И поэтому Всевышний Аллах сказал: «Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей» (сура «Йусуф», аят 106).

Это означает, что большая часть человечества признает Аллаха Господом, Творцом, Наделяющим уделом, Властителем – и все это относится к единобожию в господстве, – и в тоже время приобщает в поклонении Ему в сотоварищи всевозможных идолов и истуканов, мертвых праведников и ангелов, звезды и деревья, которые не могут причинить кому-либо вред или принести пользу, не могут ни наделить ничем, ни лишить чего-либо.

Такое разъяснение этого аята приводили муфассиры из числа сподвижников и табиинов.

Имам муфассиров, ученый-сподвижник Абдуллах Ибн ‘Аббас, да будет Аллах доволен им и его отцом, сказал: «Их вера заключается в том, что, когда им говорят: «Кто сотворил небо? Кто сотворил землю? Кто сотворил горы?», – они отвечают: «Аллах», - но вместе с тем они приобщают к Нему сотоварищей».

Известный ученый-табиин Икрима сказал: «Ты спрашиваешь их, кто создал их самих и создал небеса и землю, и они говорят: «Аллах». Так они верят в Аллаха, но поклоняются другим».

Знаток религии из числа последователей сподвижников Муджахид сказал: «Их вера заключается в их словах: «Аллах – наш Творец, Который наделяет нас уделом и умерщвляет нас». Но эта вера сопряжена с многобожием, поскольку они поклоняются не Аллаху».

Абд ар-Рахман бин Зейд бин Аслям бин Зейд сказал: «Каждый из тех, кто поклоняется творениям помимо Аллаха, обязательно верит в Аллаха и знает, что Аллах является его Господом, Творцом и Кормильцем. И, несмотря на это, он приобщает к Нему сотоварищей. Разве ты не видишь, что сказал Ибрахим: «Он сказал: «Видели ли вы, чему поклоняетесь вы со своими отцами? Все они являются моими врагами, кроме Господа миров» (сура «аш-Шуара», аят 75-77).

И подобных высказываний наших праведных предшественников из числа ранних мусульман очень много. Следует отметить, что даже язычники времен Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, признавали Аллаха Господом, Творцом, Наделяющим уделом и Властителем, однако их многобожие выражалось в поклонении кому-то и чему-то наряду с Господом миров. Они приобщали Аллаху равных и сотоварищей, взывая к ним с мольбами, прося их о спасении и моля их о своих нуждах.

Всевышний Аллах во многих местах Своего Священного Писания указывает нам на то, что арабы-многобожники признавали господство Аллаха, т.е. таухид ар-рубубийя, но вместе с тем приобщали к Нему сотоварищей в поклонении. Так Всевышний Аллах сказал: «Если ты спросишь их: «Кто создал небеса и землю и подчинил солнце и луну?», – они непременно скажут: «Аллах». До чего же они отвращены от истины!» (сура «аль-Анкабут», аят 61).

Аллах, Свят Он и Велик, также сказал: «Если ты спросишь их: «Кто ниспосылает с неба воду и оживляет ею землю после того, как она умерла?», – они непременно скажут: «Аллах». Скажи: «Хвала Ал­лаху!» Но большинство их не разумеет» (сура «аль-Анкабут», аят-63).

Он также сказал: «Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: «Аллах». До чего же они отвращены от истины!» (сура «аз-Зухруф», аят 87).

Он также сказал: «Скажи: «Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете?» Они скажут: «Аллаху». Скажи: «Неужели вы не помяните назидание?»Скажи: «Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?»Они скажут: «Аллах». Ска­жи: «Неужели вы не устрашитесь?» Скажи: «В чьей Руке власть над всякой вещью? Кто защищает и от Кого нет защиты, если только вы знаете?» Они скажут: «Аллах». Ска­жи: «До чего же вы обмануты!» (сура «аль-Му’минун», аяты 84-89).

Арабы-многобожники времен Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не считали, что идолы сами ниспосылают дождь, наделяют этот мир уделом и управляют его делами. Напротив, они были убеждены в том, что на все это способен только Пречистый Господь, и признавали, что их идолы, к которым они обращаются с мольбами вместо Аллаха, сами являются творениями и не способны самостоятельно ни принести пользу, ни навредить как самим себе, так и тем, кто поклоняется им. Они знали, что эти идолы не способны ни умерщвлять, ни оживлять, ни воскрешать так же, как и не могут ни слышать, ни видеть. Они верили, что только сам Всевышний Аллах один может это, и что никто не разделяет с Ним этой власти, и что ни они сами, ни их истуканы не способны на это. Они признавали, что Пречистый Аллах является единственным Творцом, а все остальные существа – это Его творения, что Он – единственный Господь, тогда как все остальные – являются Его рабами, которые полностью подвластны Ему. Но вместе с тем они приобщали к Нему сотоварищей и посредников из числа Его творений, прося их о заступничестве перед Аллахом и пытаясь тем самым приблизиться к Нему. И Всевышний Аллах сказал о них: «А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе» (сура «аз-Зумар», аят 3).

То есть они просили у них за себя заступничества перед Аллахом, чтобы им была оказана помощь, дарован удел и чтобы были приведены в надлежащий порядок их прочие мирские дела.

Как мы видим, многобожники в основе своей признавали то, что Аллах является Господом всего сущего, однако, не смотря на это, Всевышний не назвал их мусульманами. Напротив, Аллах, Свят Он и Велик, сказал о них, что они являются многобожниками и неверующими, пригрозил им вечными мучениями в Аду и сделал их жизнь и имущество дозволенными для Своего Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), так как они не соблюдали обязательного условия единобожия в господстве, т.е. не поклонялись только одному Аллаху.

Из всего сказанного ясно следует то, что признание Аллаха единственным Господом, без поклонения только Ему одному недостаточно для того, чтобы быть мусульманином и не спасает от наказания Аллаха. Более того, такое признание господства Всевышнего без уединения Его в поклонении является неоспоримым доводом против самого человека по той причине, что оно обязывает его искренне направлять свое служение только одному Аллаху, не приобщая к Нему сотоварищей, и возлагает на него обязанность поклоняться только Ему одному.

В чем проявляется уклонение от единобожия в господстве

Хотя своей основе в человеке подсознательно заложено признание единственности Господа, и это лежит в естестве (фитре) человеческой души и подтверждается многочисленными доказательствами, существуют люди, которые все равно уклоняются от истины в этом вопросе. Искаженные убеждения людей в вопросе признания Господства Аллаха можно кратко ранжировать и описать нижеследующим образом:

1-ое уклонение: Абсолютное неверие в господство Аллаха и отрицание Его существования. Эти убеждения присущи безбожникам-атеистам, которые считают, что все сущее сотворено природой, временем или появилось само по себе стихийно и т.п. «Они сказали: «Есть только наша мирская жизнь. Мы умираем и рождаемся, и нас не губит ничто, кроме времени» (сура «аль-Джасийя», аят 24).

2-ое уклонение: Непризнание некоторых особенностей Пречистого Господа и отрицание некоторых проявлений Его господства. Это проявляется, например, в воззрениях людей, отрицающих то, что Аллах умерщвляет или воскрешает после смерти, приносит пользу или причиняет вред и т.д.

3-е уклонение: Приписывание некоторых особенностей Господа кому-либо, кроме Пречистого Аллаха. Если человек имеет в своем убеждении, что кто-нибудь, помимо Великого и Могучего Аллаха, может управлять такими вселенскими явлениями, как сотворение, уничтожение, воскрешение, умерщвление, оказание милости, защита от зла и прочими процесами, которые относятся к проявлениям господства, то он приобщает сотоварищей к Великому Аллаху.

Единобожие в божественности

(таухид аль-улюхийя)

Слово «улюхийя» в арабском языке образуется от слова «илях», которое означает «божество» или «тот, кто достоин поклонения». Таким образом, божеством называют того (то), кому (чему) поклоняются и повинуются. Божество («Илях») является одним из прекрасных имен Аллаха, а божественность («улюхийя») – одно из великих качеств Аллаха. Только Он достоин обожествления, и только он достоин поклонения. Сердца обязаны обожествлять только Его, смиряться перед Ним, унижаться перед Ним, покоряться Ему, потому что только Он является Великим Господом и Творцом всего сущего. Только Он управляет всеми процессами во вселенной, только Он является обладателем всех качеств совершенства и далек от любых недостатков, и следовательно унижаться и смиряться следует только перед Ним. Всевышний Аллах один создает творение изначально и воссоздает его повторно, и никто не соучаствует в этом процессе наряду с Ним. А это означает, что только Он заслуживает поклонения, и никто не вправе быть Его сотоварищем в этом.

Единобожие в божественности («таухид аль-улюхийя») – это поклонение одному Аллаху и никому наряду с Ним. Для этого раб должен быть твердо убежден в том, что только Аллах по праву заслуживает обожествления и поклонения, что ни одно из творений не обладает божественными качествами и их проявлениями и что они присущи только Всевышнему Аллаху и только Он достоин их. Если раб познал это и верит в истинность этого, то он непременно станет поклоняться душой и телом только одному Аллаху. Он будет неуклонно выполнять такие явные предписания ислама, как намаз, закят, пост, хадж, призыв к одобряемому и удержание от порицаемого, доброе отношение к родителям, поддержание родственных связей, и будет признавать сердцем такие основы религии, как вера в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания, в Его посланников, в Последний день и в предопределение с его добром и злом. При этом он будет стремиться к единственной цели – к достижению довольства своего Господа и обретению Его награды.

Доказательства единобожия в божественности (таухида аль-улюхийя)

О необходимости единобожия в обожествлении свидетельствуют множество шариатских текстов. Они указывают на это разными способами:

1-ый способ: Приказ поклоняться одному Аллаху. Всевышний велит: «О люди! Поклоняйтесь ва­шему Господу, Который сотво­рил вас и тех, кто был до вас, – быть может, вы устрашитесь» (сура «аль-Бакъара», аят 21); «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей» (сура «ан-Ниса», аят 36); «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него» (сура «аль-Исра», аят 21).

Есть и другие подобные этим аяты.

2-ой способ: Разъяснение того, что поклонение одному Аллаху – это основа всего сущего и цель сотворения людей и джиннов. Всевышний Господь сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (сура «аз-Зарийат», аят 56).

3-ий способ: Разъяснение того, что единобожие в поклонении Аллаху является той главной целью, ради чего были отправлены посланники. Всевышний сказал: «Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!»(сура «ан-Нахль», аят 36);

«Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: «Нет божества, достойного поклонения кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!» (сура «аль-Анбийа», аят 25).

4-ый способ: Разъяснение того, что это являлось смыслом ниспослания Божественных Книг. Всевышний сказал: «Он ниспосылает ангелов с духом (откровением) по Своему велению тому из Своих рабов, кому пожелает: «Предостерегайте тем, что нет божества, достойного поклонения кроме Меня. Бойтесь же Меня» (сура «ан-Нахль», аят 2).

5-ый способ: Разъяснение того, что за поклонение одному Аллаху даруется великая награда, и что творениям, неуклонно соблюдающим единобожие в поклонении, Всевышний обещает великое вознаграждение и щедрые блага как в этом мире, так и в жизни вечной. Всевышний Аллах сказал: «Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость (многобожие), пребывают в безопасности, и они следуют прямым путем» (сура «аль-Ан’ам», аят 82).

6-ой способ: Предостережение от всего, что не совместимо с единобожием в поклонении, и разъяснение пагубности поступков, которые противоречат ему, а также напоминание о мучительном наказании, которое Аллах обещал тем, кто отказывается от поклонения только Ему. Всевышний сказал: «Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников» (сура «аль-Маида», аят 72).

Всевышний также сказал: «Не поклоняйся наряду с Аллахом никакому другому божеству, а не то будешь брошен в Геенну порицаемым и отверженным» (сура «аль-Исра», аят 39).

Есть и другие виды доказательств, которые подтверждают единобожие в поклонении, призывают к нему, указывают на его пользу и разъясняют, что для исповедующих его, уготовано величайшее вознаграждение, а для противоречащих ему угрожает большая опасность.

В пречистой Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, также имеется множество доводов в пользу единобожия в поклонении и ее важности. Вот некоторые из них:

1. Достоверно передано со слов Муаза бин Джабаля, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, однажды спросил его: «О Муаз, знаешь ли ты, в чем состоит обязанность рабов перед Аллахом?»Он ответил: «Аллаху и Его Посланнику это ведомо лучше». Он сказал: «Обязанность рабов перед Аллахом состоит в том, чтобы они поклонялись Ему и никого не приобщали к Нему в сотоварищи. А знаешь ли ты, в чем состоит обязанность Аллаха перед рабами?»Муаз сказал: «Аллаху и Его Посланнику это ведомо лучше». Он сказал: «Обязанность Аллаха перед рабами состоит в том, что Он небудет подвергать мучениям того, кто никого не приобщает к Нему в сотоварищи» (аль-Бухари «Сахих» (7373)).

2. Также сообщается, что Абдуллах Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Отправляя Муаза в Йемен, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, напутствовал ему: “Ты прибудешь к народу из числа людей Писания. Пусть первым, к чему ты призовешь их, будет свидетельство, что нет божества (никого), достойного поклонения, кроме Аллаха. Если они подчинятся тебе в этом, то дай им знать, что Аллах обязал их совершением ежесуточно пятикратной молитвы …» (аль-Бухари «Сахих» (7372)).

3. От Абдуллаха Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто умер, взывая (или поклонясь кому-то) к кому-либо наряду с Аллахом, попадет в Огонь» (аль-Бухари «Сахих» (4497)).

4. Сообщается, что Джабир бин Абдуллах рассказывал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто предстал перед Аллахом, не приобщая к Нему ничего, тот попадет в Рай; а кто предстал перед Ним, приобщая к Нему что-нибудь, тот попадет в Огонь»(Муслим «Сахих» (93)).

Существует также множество других хадисов на данную тему.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.