Подготовку к написанию КП следует начинать с литературного обзора, включая монографии, учебные пособия и научные статьи, которые помогут оценить степень изученности выбранной темы.
В процессе работы над источниками и литературой рекомендуется делать выписки по фактам и событиям, относящимся к той или иной исследуемой проблеме. Выписки целесообразно делать на одной стороне листа, что в большинстве случаев облегчает группировку и обработку материалов. При этом следует точно указывать выходные данные источников и литературы, откуда сделаны выписки.
В своей работе обучающийся должен проверять достоверность документов, учитывать, чьи взгляды выражали их составители, в каких целях и точно ли использовали эти документы те или иные исследователи.
После изучения источников и литературы необходимо составить подробный план КП и согласовать его с руководителем, а при необходимости и с консультантом. План может уточняться в процессе работы.
По мере написания введения, разделов и заключения обучающийся представляет их руководителю и консультанту и дорабатывает с учетом их замечаний и сроков, установленных графиком подготовки КП.
Основными элементами КП являются:
- титульный лист (Приложение 4);
- содержание (Приложение 5);
- введение;
- разделы и подразделы основной части;
- заключение;
- список используемой литературы (Приложение 6);
- приложения (при необходимости).
КП содержит текстовую и графическую части (2-4 листов формата А1; объем пояснительной записки не менее 40 с.).
Содержание
Всодержанииуказываются введение, наименование всех частей, разделов и подразделов, заключение, список использованных источников и литературы, наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы (кроме приложений). Содержание помещается вслед за титульным листом.
Введение
Введение должно содержать:
- обоснование актуальности темы КП;
- цель КП;
- перечень задач, выполнение которых необходимо для достижения цели, ожидаемый результат;
- характеристику новизны и практической значимости КП;
- современное состояние производственной задачи, которой посвящен КП;
- обзор литературы;
- описание структуры курсового проекта.
Основное внимание во введении должно быть уделено автоматизации и роботизации производства, применению ГПС, внедрению новой техники и прогрессивной технологии, проведению других мероприятий для повышения производительности труда и снижению себестоимости.
При составлении обзора литературы нужно определить, что они дают для изучения поставленной проблемы, а также обратить внимание, на какие источники опираются их авторы. При этом следует помнить, что анализ исследуемых источников и литературы нельзя подменять простым перечислением нормативно-правовых актов, работ и их авторов.
Объем введения составляет примерно 1-2 страницы.
Общая часть
Основная часть КПнезависимо от выбранной темы, должна состоять из описательной части, отображающей теоретические аспекты выбранной темы, и содержательной, в которой приводятся методика и техника исследования, излагаются полученные результаты, даются практические рекомендации и формулируются выводы. Текстовая часть КП оформляется в виде пояснительной записки, содержащей обоснования, расчеты и показатели разработанных и рекомендуемых решений.
В конце каждого раздела должны быть сформулированы выводы.
Содержание разделов и подразделов основной части должно точно соответствовать теме КП и полностью ее раскрывать.
В основной части КП выбор формы представления иллюстративного материала (таблицы, диаграммы, рисунки, графики, схемы, фотодокументы и т. д.) зависит главным образом от цели и характера темы работы и должен нести максимум полезной информации.
Общая часть КП содержит следующие разделы:
- назначение и техническая характеристика оборудования;
- устройство и принцип работы оборудования;
- описание конструкции и принципа работы ремонтируемого узла;
- порядок подготовки оборудования к ремонту.
3.3.1 Назначение и техническая характеристика оборудования. В процессе выполнения курсового проекта обучающийся должен ознакомиться с назначением и технической характеристикой оборудования. Для обоснования изложения этого раздела необходимо изучить паспорт оборудования и дать подробное описание техническим возможностям и характеристикам ремонтируемого оборудования.
3.3.2 Устройство и принцип работы оборудования. Пользуясь паспортом оборудования и атласом металлорежущих станков необходимо дать подробное описание основных узлов, органов управления и показать их на общем виде оборудования в виде выносных позиции. Принцип работы оборудования можно прописать, пользуясь кинематической схемой оборудования, которая приведена в его паспорте.
3.3.3 Описание конструкции и принципа работы ремонтируемого узла. В этом разделе необходимо: указать место крепления ремонтируемого узла в оборудовании; детали, из которых состоит ремонтируемый узел; принцип работы узла; смазку ремонтируемого узла и т.д. В пояснительной записке нужно показать ремонтируемый узел в виде общего вида, разреза, свертки, развертки.
3.3.4. Порядок подготовки оборудования к ремонту. Подготовка к ремонту оборудования - это разработка и выполнение комплекса организационно-технических мероприятий, которые обеспечивают планомерное и качественное выполнение ремонтных работ в установленные сроки, высокое качество отремонтированного оборудования, оптимальные финансовые, материальные и трудовые затраты. Подготовка оборудования к ремонту должен содержать: очистку от грязи стружки станка; слитие масла и охлаждающей жидкости в резервуар; обесточивание электрооборудования и системы охлаждения; проведение осмотра для определения состояния и комплектности; составление технической документации на ремонт.
Специальная часть
Специальная часть содержит следующие подразделы:
- последовательность разборки и сборки ремонтируемого узла;
- кодирование дефектов ремонтируемого узла;
- составление ведомости дефектации узла;
- выбор оптимального способа и маршрута восстановления;
- технологический процесс восстановления или изготовления детали;
- расчет режимов восстановления или изготовления детали;
- нормирование операции восстановления или изготовления детали.
3.4.1 Последовательность разборки и сборки ремонтируемого узла. Описать для чего составляется последовательность разборки узла. Описать, что в случае разборки сложных и ответственных механизмов, эту операцию производят в присутствии механика цеха. В процессе разборки делать зарисовки. При разборке детали снимаются без перекосов, используются молотки из мягких металлов или надставки. Указать какой это узел. Описать его. Указать какая ремонтируемая деталь входит в этот узел. Составить маршрут разборки узла. Составить структурную схему разборки узла.
3.4.2 Кодирование дефектов ремонтируемого узла.
При курсовом проектировании руководителем может задаваться комплекс дефектов детали, в реальных условиях ремонтного производства сочетание дефектов составляется на основе действительной дефектовки достаточно большой партии однотипных деталей.
Научно-производственное объединение «Ремдеталь» разработало классификатор видов дефектов детали, который позволяет закодировать информацию о дефектах для последующего анализа сочетаний, маршрутов восстановления на ЭВМ.
Классификатор базируется на кодировании:
1 - дефектов и их сочетаний (таблица 3.1);
2 - типовых поверхностей (таблица 3.2);
3 - видов и величин дефектов поверхностей (таблица 3.3).
Таблица 3.1 – Классификация видов дефектов деталей
Код
Дефект
Сочетание дефектов
Несоответствие требованиям нормативно технической документации (НТД)
Наличие нескольких дефектов
по целостности
по форме
по размерам
1 и 2
1 и 3
2 и 3
1, 2, 3
Код типовой поверхности по таблице 3.2 устанавливается путем нахождения пересечения строки с соответствующей геометрической формой поверхности с графой условий работы и изнашивания.
Кодирование в классификацию дефектов разберем на примере вала коробки передач.
Дефекты:
1 - износ наружной поверхности под вилку до Ø 22,8 (Ø ном. – 24 -0,14).
2 - износ поверхностей канавок под шпонку с 5 -0,01 до5,21.
3 - изгиб вала более 0,15 мм.
Таблица 3.2 – Классификация типовых поверхностей
Форма поверхности
Код типовой поверхности с учетом условии работы и изнашивания
Неподвижное соединение
Подвижное соединение
скольжение
качение
Износ за счет трения
Износ за счет вспомогательных деталей
Поступательное
Возвратно поступательное
Вращательное
Возвратно вращательное
Вращательное
Возвратно вращательное
С проскальзыванием
Другие (соединения с ударным приложением нагрузки)
Наружная цилиндрическая
А
Б
-
В
Г
Д
Е
Ж
-
-
Внутренняя цилиндрическая
И
К
-
Л
М
Н
-
-
-
-
Резьбовая
П
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Шлицевая
-
Р
-
-
-
-
-
-
-
-
Зубчатая
-
-
-
-
-
-
-
-
С
Т
Плоская
-
-
У
-
Ф
-
-
-
-
Х
Канавок, пазов
-
Ц
-
-
-
-
-
-
-
-
Комически,
сферическая
Ш
-
-
-
-
Э
-
-
-
-
Профильная фасонная
-
-
Ю
-
-
-
-
-
-
-
Таблица 3.3 – Классификация видов дефектов поверхностей
Код
Дефект поверхности по несоответствию требованиям нормативно-технической документации (НТД)
Размер дефекта, мм
по размеру
по форме
по шероховатости
другие
нарушение целостности поверхности, физико-механических свойств
Кодирование записи всех трех дефектов и их сочетаний ведется следующим образом:
- вначале отыскивают дефекты, характерные для всей детали в целом. В нашем случае это дефект 3 - характеризующий изгиб вала, по техническим условиям на капитальный ремонт такой изгиб не допускается, код дефекта 2.
- далее записываются дефекты формы поверхности по порядку таблицы 3.2, в нашем случае это дефект 1 - износ наружной поверхности под вилку, код этого дефекта будет В - по условию движения и изнашивания (табл. 3.2), далее по масштабу дефекта (более 0,5 мм до 2 мм, табл. 3.3) — код 1, число дефектных поверхностей 1. В целом код дефекта 1 будет ВⅡ, его записывают за кодом 2.
- износ поверхностей канавок шпоночного соединения - дефект 2.
Код этого дефекта будет: Ц - по таблице 3.2. Это износ неподвижного соединения за счет вспомогательных деталей, по масштабу - более 0,5 мм на сторону - код 1 и число таких поверхностей на вале 2 - код 2. Таким образом, дефект 2 будет закодирован как Ц12, а общий код детали 80 -3401052
2 ВⅡ Ц12
Несоответствие
требованиям НТД
по форме детали Износ поверхностей
в целом (изгиб) канавок, число поверх-
стей 2
Износ наружной цилиндрической
поверхности подвижного соединения,
работающего в условиях
скольжения при возвратно-поступательном
движении
3.4.3 Выбор оптимального способа и маршрута восстановления
Возвращение детали утраченной работоспособности оптимальным способом, обеспечивающим наибольшую долговечность при наименьшей себестоимости - вот конечная цель технологического процесса восстановления деталей.
Ремонтное производство располагает достаточным количеством стабильных способов, чтобы восстанавливать практически любую изношенную и поврежденную деталь. Расход материалов при использовании различных способов восстановления, несмотря на большое варьирование, в 8 – 30 раз ниже, чем при изготовлении новых деталей.
В процессе КР машин и оборудования, в первую очередь, восстанавливаются посадки (зазоры, натяги) и пространственное положение деталей в соединениях. Имеется множество вариантов устранения таких дефектов. На выбор рационального способа влияет целый ряд факторов: эксплуатационные (характер дефектов и величина износа); конструктивные (материал; размер; форма; масса детали); технологические (точность обработки; вид обработки); производственные (концентрация и специализация ремонтного производства; обеспеченность оборудованием); экономические (себестоимость; дефицитность материалов; долговечность работы восстановленных деталей).
Для устранения группы одинаковых дефектов или каждого дефекта в отдельности должен быть выбран рациональный способ, из числа технологически возможных, оптимального по экономическим параметрам.
В. А. Шадричев предложил применять при выборе способа восстановления последовательно три критерия:
- технологический (критерии применимости), который оставляет для последующего анализа лишь те способы восстановления, которые возможны по технологическим возможностям и целесообразны для конкретных дефектов конкретной детали. Это качественный критерий, не имеющий количественной оценки, его применение базируется на практическом опыте.
Технологический критерий — это критерий применимости нескольких способов восстановления для детали с определенной геометрией, материалом, термообработкой, характером воспринимаемой нагрузки, величиной износа и другими характеристиками. Приведем несколько примеров применения технологического критерия. Исходя из особенностей процессов восстановления можно сразу отклонить применение процессов наплавки для восстановления деталей малого диаметре, с высокой поверхностной твердостью и незначительными износами. К деталям такого рода относятся штанги толкателей, плунжеры топливных насосов, стержня клапанов и другие.
Критерий применимости является функцией от 6 аргументов:
, (3.1)
где М – материал детали, подлежащей восстановлению; Ф, D – форма и диаметр восстанавливаемой поверхности детали; И – величина поверхности детали, подлежащей восстановлению; Н – величина и характер воспринимаемой деталью нагрузки; - сумма технологических особенностей способа, определяющих область его рационального применения.
Восстановление деталей, работающих в условиях знакопеременных, ударных нагрузок, нецелесообразно вести методом вибродуговой наплавки, т. к. этот метод дает неоднородный слой металла низкой усталостной прочности с многочисленными порами. Для восстановления изношенных поверхностей таких деталей целесообразно применение химических, электрохимических и газовых покрытий.
Восстановление деталей обработкой под ремонтные размеры заметно снижает их долговечность, а использование металлических порошков на никелевой основе для наплавки позволяет увеличить износостойкость в несколько раз, даже по отношению к новым деталям.
Решение, принятое по технологическому критерию является предварительным.
- критерия долговечности. Этот критерийможет быть охарактеризован коэффициентом долговечности Кд:
(3.2)
где Тв и Тн - ресурсы восстановленной и новой детали соответственно.
Чем больше значение КД, тем эффективнее способ восстановления. Пределы варьирования коэффициента КД для деталей, восстановленных различными способами, приведены в табл. 3.4 (по данным Ю.Н. Петрова).
С другой стороны Кд может быть связан с работоспособностью восстановленной поверхности с точки зрения её износостойкости, выносливости, сцепляемости с основой:
КД = КИ ·КВ·КС·КП, (3.3)
где КИ , КВ ,КС - коэффициент износостойкости, выносливости и сцепляемости покрытий (табл. 3.6).
KП - поправочный коэффициент, учитывающий фактическое снижение ресурса восстановленной детали в условиях реальной эксплуатации, Кп = 0,8 - 0,9.
Рациональным будет тот технологически возможный способ восстановления, который обладает максимальным коэффициентом долговечности Кд, т.е. обеспечивает наибольший срок эксплуатации. Для выбора оптимального способа восстановления по технико-экономическому критерию рассматривают 2-3 способа восстановления с наибольшими значениями коэффициента долговечности, сравнивая стоимости восстановления.
Таблица 3.4 – Значения коэффициента ресурсности КД при различных видах деталей
Деталь или сопряжения и характер работы
Материал сопряженных деталей
Коэффициент ресурсности КД при различных видах восстановления деталей*
Вал-подшипник скольжения, при знакопеременной нагрузке
Бронза
1,0-1,1
0,85-0,95
0,75-0,8
0,75-0,85
-
-
0,85-1,0
1,1-1,5
Валы и оси – бронзовые втулки
Бронза
1,2-1,3
1,1-1,2
0,9-1,0
0,8-0,9
0,75-0,9
0,7-0,75
0,9-1,0
1,2-1,5
Цилиндрические поверхности
Сталь легированная
0,9-1,0
0,8-0,95
0,8-0,9
-
0,7-0,8
-
0,9
-
Цилиндрические поверхности деталей – внутренние кольца подшипников качения
Сталь шарикоподшипниковая
1,5-1,8
0,8-1,1
0,8-1,0
0,95-1,0
0,8-0,95
0,9
Электроимпульсное наращивание 1,4-1,5
0,8-1,0
Шлицевые соединения
Сталь легированная
-
-
0,8-1,0
0,8-1,0
0,8-0,9
0,7-0,8
-
-
Наружные резьбы на валах
Сталь углеродистая
-
-
0,8-1,0
0,85-1,0
0,85-1,0
0,8-0,9
-
-
* - Определен опытным путем
- технико - экономический критерий
Этот критерий связывает стоимость восстановления детали данным способом с её ресурсом после восстановления. Тогда условие целесообразности восстановления будет выглядеть следующим образом:
Св КД · Сн - Сост., (3.4)
где Св -стоимость восстановления детали;
Сн - стоимость новой детали;
Cост. — остаточная стоимость детали.
То есть, экономическая оправданным может считаться способ восстановления, при котором стоимость восстановленной детали ниже стоимости новой. В случае, если стоимость восстановления превышает стоимость новой детали, то восстанавливать целесообразно только в случае обеспечения значительно большего ресурса восстановленной детали по сравнению с новой.
В качестве критерия экономической целесообразности можно также использовать зависимость:
СВ 0,8СИ , (3.5)
где СВ - себестоимость восстановления на авторемонтном предприятии; СИ -себестоимость изготовления детали на машиностроительном предприятии.
Делая сопоставление по ценам, критерий экономической целесообразности восстановления детали можно записать как:
ЦВ 0,8ЦИ , (3.6)
Цены изготовления деталей согласно заданиям курсовой работы берутся из реальных условий производства, либо задается преподавателем.
Цена восстановленной детали определяется по формуле:
ЦВ = СВ ∙ КРТ = ( М + З ( 1 + КС ) + Н ) ∙ КРТ , (3.7)
где М – затраты на материалы; З – затраты на заработную плату; КС - коэффициент, учитывающий отчисления на социальные нужды (КС = 1,385); Н – накладные расходы; КРТ – коэффициент рентабельности (КРТ = 1,35).
В зависимости от операций технологического процесса восстановления затраты на материалы можно определить:
МВ = СВ ∙ ∑КМ , (3.8)
где ∑КМ - расходы на ремонтные материалы операций технологического процесса приведены в методическом пособии.
Затраты на заработную плату:
З = ∑(tшт ∙ СТ ∙КИ ∙КВН ∙КПР ∙Кg ∙КР ) , (3.9)
где КВН – коэффициент, учитывающий средний процент выполнения норм (КВН = 1,18); КПР – коэффициент, учитывающий премии и другие доплаты (КПР = 1,2 – 1,4); tшт – штучное время выполнения i-й операции; СТ – тарифная ставка i-й операции (табл. 2.5); Кg – коэффициент, учитывающий затраты на дополнительную заработную плату (Кg = 1,15); КР – районный коэффициент и надбавка за непрерывный стаж работы (КР = 1,6).
Коэффициент изменения тарифной ставки определяется как:
,
где Зmin – минимальная заработная плата.
Таблица 3.5 – Тарифные ставки в соответствии с разрядом работ (СТ)
Разряд
руб./ч.
0,60
0,65
0,72
0,81
0,92
1,10
Разряд выполняемой работы назначается в соответствии с приложения методического пособия.
Накладные расходы принимаются:
Н = З ∙ КN , (3.10)
где - КN – коэффициент, учитывающий накладные расходы, рассчитывается в зависимости от программы (N) АР3:
КN = , (3.11)
Учитывая равенство:
, (3.12)
себестоимость восстановления можно рассчитать:
, (3.13)
тогда цена восстановленной детали определяется как:
. (3.14)
В случае выполнения условия критерия экономической целесообразности, разработанные маршруты могут быть рекомендованы для внедрения.
Итак, окончательно, оптимальный способ восстановления тот, который обладает минимальным значением коэффициента технико-экономической эффективности Кт:
, (3.15)
где СП - приведенная стоимость восстановления детали, которая складывается из себестоимости восстановления детали СВ и затрат на осуществление данной технологии восстановления по удельным капитальным вложениям КУД и нормативному коэффициенту эффективности этих капитальных вложений ЕН.
Если исходить из того, что данный метод восстановления уже освоен на ремонтном предприятии, то можно выбирать рациональный способ восстановления по минимальному значению.
. (3.16)
Выбор оптимального способа восстановления рассмотрим на реальном примере восстановления вала коробки скоростей, рассмотрим дефект 1 - износ наружной поверхности под вилку до диаметра 22,8 мм при номинальной величине 24 – 0,14, материал вала - сталь 35.
По технологическому критерию для восстановления данного дефекта должны быть отклонены следующие способы: наплавка под слоем флюса (слишком малый диаметр при большой длине); металлизация (значительный износ по диаметру - до 1,2 мм и сравнительно небольшой диаметр); обработка под ремонтный размер (из-за снижения прочностных характеристик вала); восстановление клеевыми композициями (из-за характера трения, ударных, знакопеременных нагрузок при эксплуатации).
Таблица 3.6 – Технико-экономическая характеристика способов восстановления деталей
Оценочный показатель
Ручная сварка
Механизированная наплавка
электро-дуговая
газовая
аргонно-дуговая
в среде углекислого газа
под слоем флюса
вибро-дуговая
Коэффициент износостойкости
Коэффициент выносливости
Коэффициент сцепления
Расход материалов, кг/м2
Энергоемкость восстановления, кВт ч/м2
Себестоимость восстановления, руб/м2 в ценах 1986г.
Оптимальная толщина покрытия, мм
0,70
0,60
1,0
97,5
2 - 3
0,70
0,70
1,0
1 - 2
0,70
0,70
1,0
91,4
2 - 3
0,72
0,90
1,0
45,5
2 - 3
0,91
0,87
1,0
48,7
3 - 4
1,0
0,62
1,0
52,0
1 - 2
Оценочный показатель
Электролитическое покрытие
Клеевая композиция
Электромеханическое высаживание
Пластическое деформирование
Обработка под ремонтный размер
хромирование
осталивание
Коэффициент износостойкости
Коэффициент выносливости
Коэффициент сцепления
Расход материалов, кг/м2
Энергоемкость восстановления, кВт ч/м2
Себестоимость восстановления, руб/м2 в ценах 1996г.
Оптимальная толщина покрытия, мм
1,67
0,97
1,82
21,2
88,6
0,1 – 0,3
0,91
0,82
0,65
23,3
30,2
0,5 - 1
-
-
-
47,5
-
2 - 3
1,10
1,0
1,0
5,6
14,6
0,2 – 0,3
1,0
0,90
1,0
3,5
58,8
0,8 – 0,9
0,95
0,90
1,0
2,5
27,2
-
Оценочный показатель
Постановка дополнительных деталей
Плазменная наплавка на никелевой основе
Электродуговая металлизация
Электроконтактная наплавка (приварка) ленты
Коэффициент износостойкости
Коэффициент выносливости
Коэффициент сцепления
Расход материалов, кг/м2
Энергоемкость восстановления, кВт ч/м2
Себестоимость восстановления, руб/м2 в ценах 1986г.
Оптимальная толщина покрытия, мм
0,90
0,90
1,0
-
1,8
0,98
0,8
0,3
0,8
0,8
0,72
0,5
0,9
0,9
0,85
1,5
Для анализа по критерию долговечности оставляем механизированную наплавку в среде углекислого газа (КД = 0,63), вибродуговую (Кд = 62), электролитическое осаждение, осталивание (КД = 0,58), хромирование (КД = 1,72). По стоимости восстановления указанные методы характеризуются следующими данными: себестоимость восстановления м2 наплавкой в среде углекислого газа 45,5 руб/м2, вибродуговой наплавкой 52 руб/м2, осталиванием 30,2 руб/м2, хромированием 88,6 руб/м2. значение коэффициента технико-экономической эффективности КТ.
- наплавка в среде углекислого газа - 72,2 руб/м2
- вибродуговая наплавка - 83,8 руб/м2
- осталивание - 52,0 руб/у2
- хромирование - 52,6 руб/м2
Выбираем по наименьшему коэффициенту технико-экономической эффективности Кт - осталивание - как оптимальный способ для восстановления износа наружной поверхности под вилку. В реальных условиях ремонтного производства креме выбора по критериям долговечности и технико-экономической эффективности необходимо учитывать получаемый ресурс не только самой восстанавливаемой детали, но и надежность, долговечность всей сборочной единицы.
3.4.4 Технологический процесс восстановления или изготовления детали.