Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Коллектив класса как субъект совместной деятельности, отношений и взаимодействия



Социализация личности школьника в условиях вариативного образования зависит как от состояния социальной среды в школе, так и от позиции самой личности по отношению к коллективу своего класса.

Наиболее значимой для ученика социальной средой является его школьный класс, в котором складывается сложная социально-психологическая атмосфера, непосредственно влияющая на развитие индивида и выступающая буфером между школой и ребенком.

Как отмечает А.В. Петровский, источником развития и утверждения личности является противоречие между потребностью индивида в персонализации и субъективной заинтересованностью референтной для индивида группы принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют ее задачам, нормам и ценностям [47].

В этой связи учителю необходимо знать, как личность принимает (или не принимает) на себя задачи совместной жизни класса и, соответственно, перестраивает себя, расставаясь с одними чертами и приобретая другие, либо, не найдя в себе сил для самоизменения, остается прежней, вступая тем самым в конфликт с классом.

Да и сам класс имеет тенденцию к саморазвитию, о чем справедливо заметил А.В. Петровский: «Так же, как индивид в предметной деятельности преобразует окружающий мир и посредством этого изменяет себя, становясь личностью... так же и социальная группа в совместной социально значимой деятельности преобразует окружающее и посредством этого изменяет систему межличностных отношений, становясь коллективом» [47; 49].

В процессе взаимодействия личности и группы происходит своеобразное «внедрение» личности в группу и группы в личность.

Для коллектива как субъекта деятельности особую остроту приобретает такой аспект проблемы, как способность индивидов отражать представление всего коллектива о своих участниках и характере их взаимодействия.

Степень совпадения представления индивидов о картине взаимоотношений и взаимодействий в коллективе с их реальным состоянием является необходимым условием его организованности. Факт существования личного и группового вариантов осознания субординационных отношений наблюдается в группах всех категорий, а степень совпадения и качественное содержание сильно отличаются. Близость личного и группового вариантов наступает при высоком развитии группового эталона субординационной зависимости.

Совпадение личного и группового вариантов организационных отношений можно рассматривать как конкретное воплощение социально-психологических свойств коллектива в личности, то есть как своеобразное «внедрение» коллектива в личность. При таком образовании «коллектива в личности» индивиду легко ориентироваться в организационных связях, соотносить личную стратегию с групповой. Вышеописанное можно оценить как один из механизмов самоорганизации или самоуправляемости коллектива.

Явление сознательного отклонения индивидов от группового эталона оказалось устойчивым и имеющим различную направленность в коллективах разного уровня развития. В высокоразвитых коллективах оно носит характер более точного учета индивидуальных особенностей участников; в «средних» группах – характер реабилитации тех лиц, относительно которых сложилось неправильное мнение; в слабо развитых группах расхождение имеет весьма узкий диапазон: завышается оценка руководителя при хаотической оценке других лиц.

Следовательно, на определенном уровне организации возникает достаточно высокое согласование личного и группового вариантов представлений об организационных отношениях, что обеспечивает направление упорядоченности взаимодействия как основу организованности. Даже в лучших коллективах не наблюдалось полного, то есть стопроцентного совпадения личного и группового вариантов; видимо, факт расхождения личного и группового представлений служит своеобразным полигоном автономности личности.

Определение понятия «коллектив». Существует несколько довольно близких определений коллектива.

· Коллектив – это группа высокого уровня развития, в которой межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности (А.В. Петровский)

· Коллектив – это свободная группа людей, объединенная общей целью, единым действием, организованная и снабженная органами управления, дисциплины и ответственности (А.С. Макаренко).

· Коллектив – это группа людей, отличающаяся гуманистической направленностью, высоким уровнем организационного единства и психологической коммуникативности (Л.И. Уманский, А.С. Чернышев и др.).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.