Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социальное самочувствие как актуализация отношений к образу «Я» и социальному окружению



Синоним социального самочувствия – степень удовлетворенности жизнью

(А.В. Брушлинский)

Уровни социального самочувствия

Характеристика хорошего социального самочувствия

В целом ощущается удовлетворенность школьными успехами. Не всегда все нравится в школе, однако в школу идешь с желанием. Привлекают в основном отдельные предметы и общение с товарищами. Мои успехи и неудачи замечаются друзьями и классом, многие ученики готовы мне помочь в трудную минуту.

Школа доброжелательно относится к удовлетворению личных запросов и интересов. Было бы только побольше желаний и интересов.

Наш класс дружный и умеет защитить своих учеников. Школа дает хорошую подготовку для продолжения образования в вузе или техникуме, и есть надежда после школы поступить в вуз или среднее специальное учебное заведение.

Характеристика среднего социального самочувствия

Временами возникает радость по поводу успеха по отдельным предметам. Учиться приходится больше по необходимости, чем по интересу. Общение со сверстниками идет нормально, кое в чем удается быть авторитетным лицом в глазах класса. В принципе ощущается защищенность в классе и школе, хотя иногда возникают неприятности относительно сохранения человеческого достоинства. Класс может оказать поддержку в трудную минуту, но в обычной жизни мало интересуется личными проблемами. Шансов на поступление в вуз немного, скорее всего, пойду работать (или в ПТУ), но надеюсь продолжить образование заочно.

Характеристика низкого социального самочувствия

Учеба приносит в основном неприятные переживания, да и желания учиться почти нет. Посещение школы вызывает напряжение (иногда страх), надоели неудачи и критические замечания учителей.

Отношения с одноклассниками лучше, чем с учителями, но и класс имеет невысокое мнение, нередко бывают насмешки и обидные реплики по поводу неуспешной учебы и отклоняющегося поведения.

Класс смирился с моими неудачами и личной непривлекательностью и занимает безразличную позицию. Никто всерьез не хочет придти на помощь в решении моих многочисленных проблем.

С моими школьными успехами трудно надеяться на поступление в вуз, скорее всего, моя дорога лежит в ПТУ. Буду работать, а учиться дальше не хочется.

Направленность активности личности: ценности, интересы, мотивы

Ценностные ориентации

Ценностные ориентации –это пристрастное отношение человека к объектам и явлениям среды, которые связаны с его потребностями, таковыми могут быть, например, друзья, учение, книга, одежда, любовь, семья, спорт, телевидение, музыка, активная содержательная жизнь, саморазвитие и т.д.

Роль ценностной ориентации состоит в том, что она как бы «заводит» и направляет психическую жизнь ребенка: он думает, запоминает, переживает и действует в соответствии с миром своих ценностей.

Варианты состояния ценностных ориентаций

Оптимальный вариант

Ценностные ориентации – личностно плодотворные ориентации в мире духовных и материальных объектов. Создается возможность для самосовершенствования, высокосодержательной деятельности и возможность помогать другим в самосовершенствовании – «быть источником света и тепла для других» (С.Л. Рубинштейн). Ощущается уверенность в своих силах и психологическая защищенность в жизни. Приобщение к поиску истины и красоты, готовность к творчеству.

Хороший вариант

Хорошая ориентировка в мире ценностей. Обращено внимание на объекты (идеи, люди, вещи, явления и т.п.), имеющие большое значение для жизнедеятельности людей. Приобщение к таким ценностям создает условия для полноценного развития потенциальных возможностей человека и достижения успехов в жизни. Однако следует обратить внимание на некоторое смещение сознания с ведущих ценностей на второстепенные (см. в сравнении два ряда ценностей: ряд идеально выбранных ценностей и Ваш вариант выбора). Желательно приблизить Ваш вариант выбора к оптимальному варианту.

Средний вариант

В целом выбраны ценности, достаточные для ориентировки в сложной ситуации жизнедеятельности человека. Однако при таком варианте определения ценностей жизни могут возникать затруднения в учебной деятельности, общении, личном самочувствии. Желательно пересмотреть с целью изменения Ваше отношение к миру (сравните Ваш вариант выбора ценностей с оптимальным вариантом).

Недостаточный вариант

Ваш вариант выбора ценностей жизни заметно отличается от идеального варианта (сравните их). Вы видите много расхождений с мнением экспертов относительно того, какие ценности кажутся Вам наиболее значимыми. При таком большом расхождении в Вашей жизнедеятельности будет много трудностей и проблем, что принесет Вам немало разочарований, а возможно, и неудач.

Постарайтесь самостоятельно (и с помощью близких и родных) изменить свой взгляд на мир ценностей.

Интересы

Интересы – эмоционально окрашенное отношение к предметам и явлениям. Наличие интереса облегчает выполнение деятельности и приносит успех. Мечта всех педагогов мира – чтобы дети учились увлеченно. В сферу интересов входят общие и профессиональные.

Для оценки интересов (общих и профессиональных) можно использовать один из опросников, разработанных ярославскими психологами.

Состояние интересов и мотивов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.