Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психолого-педагогические рекомендации по формированию коллектива школьников



Логическим завершением исследования психологических свойств класса как коллектива является вопрос о путях их формирования.

Здесь важно учитывать следующие научно-теоретические положения:

а) ориентация на формирование комплекса психологических свойств – направленности деятельности, организованности, морально-психологического климата – вопреки сложившейся в практике ориентации на развитие лишь отдельных свойств (или организованности, или направленности);

б) обогащение содержания деятельности первичных коллективов за счет «присвоения» ими социально ценных целей более широких общностей – школы, базового предприятия и др.

К.К. Платонов определяет процесс присвоения первичным коллективом общественных целей как процесс самоукрепления коллектива, что можно по-другому трактовать как процесс приобретения коллективом новых, основных системных качеств, например направленности.

«Пока во внутреннюю структуру группы входят цели общества, – пишет К.К. Платонов, – ставшие мотивами ее деятельности, и подчиненные им конкретные задачи и активные стремления к их достижению и решению, данная группа составляет коллектив. Если эти цели и задачи достаточно осознанны… и, став мотивами, определяют деятельность группы и межличностные отношения в ней, это истинный (сплоченный, «зрелый», «хорошо сколоченный») коллектив… Это процесс самонастройки системы в данном случае и составляет сущность самоукрепления коллектива и, следовательно, может быть определен как закономерность» [48; 88].

Нарушение закона самоукрепления коллектива К.К. Платонов видит в «случаях замены общих целей, вынесенных за рамки коллектива, либо корпоративными целями (то есть общими для членов, но замкнутыми в нем самом), либо целями индивидуальными, сугубо личными для большинства его членов. Но в первом случае коллектив перестает быть таковым и становится корпорацией. Во втором случае его, как принято говорить, «начинает лихорадить», что прежде всего выражается в изменении в нем межличностных отношений и психологического климата. Вместо укрепления коллектив «разваливается».

Связующим звеном между целями класса и более широкими общностями является классный руководитель. Обогащение целей и ценностей класса происходит наиболее эффективно при демократическом стиле управления со стороны классного руководителя, в условиях сотрудничества с учащимися при педагогическом такте.

И, напротив, авторитарный стиль, неуважение к коллективу со стороны педагога, окрики и грубость тормозят движение класса по пути к коллективу.

«… В кабинет директора робко постучали.

– Войдите, – пригласил директор.

– Иван Петрович, – сказала Марина, – мы к Вам по делу. Знаете, как-то неловко….

– Ты, Марина, не волнуйся, время свободное у меня есть, и я охотно вас послушаю.

– Дело в том, – перебил Марину Саша, – что мы к Вам не жаловаться пришли, а посоветоваться. Александра Федоровна, учительница географии, уж очень обидно нас обзывает, за людей совсем не считает.

– Да, Иван Петрович, – заволновалась Марина, – если бы Вас так называли: варвары, дикари, агрессоры – Вам понравилось бы?! Вот мы и пришли к Вам от всего класса. Что нам делать: ругаться с ней, уроки срывать или еще что?

Иван Петрович нахмурился, провел рукой по волосам. За 15 лет своей работы он первый раз оказался в подобной ситуации.

– Ребята, – начал он, – давайте договоримся сразу: мы будем говорить честно. Вы обращались с этим вопросам к своему классному руководителю?

– Нет, нет, – как-то испуганно проговорила Марина. – Ольга Петровна уже давно нас не понимает. Она нас только ругать будет да пугать, что родителей вызовет. Мы к Вам только.

– Значит, вы считаете, что Александра Федоровна обижает вас. Я тоже считаю, что очень обидно, когда обзывают. А, с другой стороны, вы пробовали доказать Александре Федоровне, что вы не дикари, а мыслящие, достаточно взрослые люди, ведь 8-ой класс? Давайте попробуем: вы передайте всему классу, что к следующему уроку географии надо всем хорошо подготовиться, ладно?

– Ну и что из этого? – разочарованно вздохнул Саша.

– А там увидим, – философски пообещал директор.

В тот же день директор вызвал на откровенный разговор Александру Федоровну, попытался доказать ей, что класс неплохой, надо только заинтересовать их, заставить полюбить предмет – ведь это дело чести каждого учителя. На следующем уроке присутствовал директор, дети отвечали неплохо, а некоторые – хорошо, учительница осталась довольна, блестяще объяснила новый материал. И главное, ни разу не назвала «любимыми» словечками учащихся».

В управлении детским коллективом молодой педагог часто встречается с проблемой «группового эгоизма», стремление учащихся ставить свои узкогрупповые цели в ущерб другим классам, а иногда и школе в целом [55; 56].

В итоге в классе может сложиться «корпоративный дух», об опасности которого предупреждала в свое время Н.К. Крупская [32].

Для избежания корпоративных тенденций желательно сделать коллектив класса «открытым» – расширять его связи с другими классами и, самое главное, с коллективами взрослых – педагогов, родителей, производственными коллективами и т.д.

Наиболее близок и влиятелен для учащихся коллектив педагогов. И, естественно, коллектив учителей должен быть примером и по направленности, и по организованности, и по межличностным отношениям [25; 40; 41]. Однако на практике наблюдаются случаи конфликтных ситуаций, неблагоприятного психологического климата и дезорганизации в самом педагогическом коллективе.

Обидно, если это происходит по вине молодых педагогов …

«…В школе был хороший морально-психологический климат. Вдруг в школу приходит молодой учитель-математик, не очень сильный в преподавании своего предмета. Дочь учителя, бывшего директора, обучается у этого молодого специалиста. И однажды, это было 2 октября, бывший директор высказывает свои претензии математику, что-де не умеет учить детей. Учитель математики расплакалась, бросила книгу и ушла домой. Завуч, в свою очередь, одернула бывшего директора; та – тоже в слезы и уходит домой.

Коллектив разделился на 2 группировки; одни поддерживают молодого специалиста, другие – бывшего директора».

«…учитель оставил ребенка после уроков и забыл об этом. Ребенок находился в классе до 17 часов. Завуч, обходя классы, увидела Юру, спросила, почему он в школе. Юра объяснил ситуацию. Завуч сказала, что Веру Петровну срочно вызвали и она, вероятно, не успела его отпустить. «Ты иди домой, а завтра ответишь».

В 18 часов вечера пришла Вера Петровна, узнала, что Юру отпустили, обиделась, сказала, что подрывают ее авторитет, пришла к директору, жалуется на завуча. Как поступить директору? Кто прав?»

По итогам диагностики многосторонних свойств коллектива классным руководителем могут быть сформулированы следующие воспитательные задачи:

- повысить уровень развития группы, максимально приближая ее к наивысшему уровню – коллективу;

- добиться высокой организованности деловых отношений, обеспечив включенность каждого школьника в дела класса, развивая у них инициативу, готовность взять на себя повышенную ответственность;

- совершенствовать структуру межличностных отношений по симпатиям за счет сближения статусов, особенно за счет сокращения крайних категорий – «звезд» и «аутсайдеров»;

- установить соответствие деловых и межличностных отношений по симпатиям при ведущей роли деловых отношений.

Напомним слова Б.Ф. Ломова о том, что психологические знания использовать напрямую, по принципу «короткого замыкания» не эффективно, а надо на основе этих знаний создать такие условия жизнедеятельности для людей, такой образ жизни, в рамках которого и сформируются у человека заданные психологические качества (в соответствии с полученными знаниями). Как мы уже писали, для этого необходимо соответствующим образом организовать деятельность учащихся. Социальные психологи рекомендуют по возможности чаще использовать совместную деятельность как наиболее эффективную форму организации [35].

Не всякая работа в коллективе по существу своему является совместной. В группе часто бывают как индивидуальные задания, так и фронтальные, рассчитанные на всех. И в том, и в другом случае между учащимися не возникает новых связей и отношений. Другое дело – задание, которое потребует от них объединения усилий, а разделение обязанностей приведет к рождению отношений взаимной ответственности. Это и есть взаимозависимая деятельность, при которой усиливается психологическая связь между людьми, так что действия одного человека должны обязательно согласоваться с действиями другого и быть ориентированными не на себя, а на достижение общей цели [19; 20; 21; 30; 36; 42].

А.С. Макаренко специально усиливал взаимную ответственность воспитанников, создавая для этого сводные отряды (в них четко задавались деловые отношения, всегда был старший, причем роль старшего поочередно выполняли все) для выполнения повседневных дел. В таких небольших отрядах (2–5 человек) обогащалась психологическая связь между людьми и формировались такие важные организационные качества, как способность приказывать и способность подчиняться, без которых невозможно существования самого коллектива [38].

Можно рекомендовать следующие формы совместной работы на практических и лабораторных занятиях: бинарные группы, микрогруппы, комментирование устных ответов и рецензирование письменных работ с последующим их обсуждением в группе [33; 34].

При этом необходимо соблюдать следующие условия:

а) сама учебная задача должна быть значимой, вызвать интерес всего коллектива, а также входящих в него микрогрупп;

б) нужен специальный учебный и дидактический материал (учебники, тексты, раздаточный материал и т.д.).

Преподаватель должен настроить группу на активный (творческий) коллективный поиск.

Экспериментальные данные показывают, что введение форм коллективной учебной деятельности (наряду с индивидуальной и фронтальной) заметно усиливает деловое общение, при этом значительно расширяется взаимопомощь, доброжелательность: одни добровольно оказывают помощь, а другие охотно ее принимают. Однако педагогу надо исключить условия, при которых возможно лишь показное участие в совместной работе [50; 72].

Общественная, трудовая, спортивная и культурно-массовая деятельность также обладает богатыми возможностями для развития личности школьников [59; 60; 70]. Опираясь на совместную взаимозависимость в деятельности, группе школьников можно доверять решение таких важных вопросов, как оказание взаимопомощи в учебе, формирование навыков в коллективной жизни трудовых отрядов на летней и осенний периоды, подведение итогов трудового семестра, организация разновозрастных отрядов по месту жительства, шефство над малышами [51; 53; 58].

Методически такой вид организации деятельности группы рекомендуется достигать постановкой перед группой социально ценных задач с соблюдением следующих правил:

- организовывать достижение общих задач самостоятельно (при минимальном участии педагога);

- выполнять задание (даже большое, например подготовку к вечеру инсценированной песни, диспуту, конкурсу) за небольшое время – 3–4 дня;

- опираться в основном на подручные материалы, не требовать дорогих и дефицитных вещей;

- при неудачах и трудностях обращаться за советом и помощью в первую очередь к другим группам;

- по возможности представлять результаты деятельности группы публично, на глазах у всей школы (стенгазеты, боевой листок, лист «общественной активности группы»).

Нацеливая классы на повседневное активное взаимодействие друг с другом, можно добиться удовлетворенности коллективов от сотрудничества и предупредить соперничество и конфликты. В ходе взаимодействия каждый коллектив достаточно наглядно «видит» себя на фоне других коллективов и испытывает «публичное самоощущение», которое является сильным стимулом для развития общественной активности и обогащения групповых целей (направленности группы) [73]. Адекватное самосознание своего «коллективного “Я”» создает благоприятные возможности для повышения эффективности совместной деятельности, развития инициативы, творчества и т.д.

Практически оправдывает себя прием публичного выполнения совместного действия для повышения организованности коллектива. Так, введение в практику жизни группы коллективного обсуждения проблем (групповая дискуссия), конкурсов, исполнение песен, речёвок, экскурсий, спортивные мероприятия (турпоходы, прогулки на природу, игры в волейбол и т.д.) побуждают группу как единое целое упражняться в коллективных действиях, в ходе которых происходит взаимная «подгонка» активности индивидов, формируется умение «ориентироваться» на других и «вписывать» свою активность в общие действия.

В ходе общих дел выявляются и практически совершенствуют свои организаторские умения и навыки лидеры-организаторы. Однако их надо учить теории и практике организации, научному планированию дел, умению ставить и решать организаторские задачи. С этой целью можно провести в классе конференцию по проблемам организации и организованности, используя для обсуждения книги А.И. Пригожина «Организация: системы, люди» (М., 1983); Л.И. Уманского, А.Н. Лутошкина «Педагогика и психология работы комсорга» (М., 1974); А.С. Крикунова, А.С. Чернышева «Социально-психологические основы работы классного руководителя» (М., 1989); А.С. Чернышева, С.В. Сарычева, Ю.А. Лунева, Ю.Л. Лобкова «Психологическая школа молодежных лидеров» (М., 2005) и др.

Для организации и выполнения групповых задач следует ознакомить лидеров-организаторов со следующими «Правилами организаторской работы» (по Л. И. Уманскому).

Лидеры должны освоить 7 основных моментов организаторской работы.

1. Поставить цель. Здесь надо четко уяснить, в чем состоит сущность задания.

2. Создать соответствующий для данного дела тип организации (какая форма для данного дела наиболее подходящая – штаб, комиссия, сводный отряд в 3–5человек, группа в целом и т.д.).

3. Отобрать наиболее эффективные способы достижения цели: ознакомить людей с заданием, изучить инструкции, положения и т.д.

4. Определить, при помощи каких людей лучше всего можно достичь цели.

5. Тщательно продумать вопрос о необходимых инструментах и материалах.

6. Правильно рассчитать все этапы выполнения задачи и по времени определить конечный момент. Следует строго выдерживать временные рамки.

7. Продумать, каким образом вести учет работы, как организовать действенный контроль.

Лидер-организатор должен до работы четко представить все стороны цели, то есть ясно выделить названные элементы организации.

Систематическая сводка этих элементов и есть, в сущности, организационный план (и все надо делать в самой конкретной форме).

Для организаторов полезно, приступая к работе, взять в свои руки карандаш и на бумаге дать ответ по всем семи указанным выше вопросам.

Надо помнить все возможные случайности на пути к осуществлению плана и быть готовым к худшему варианту.

Итак, первое, с чего должен начинать лидер-организатор, – это ясно и до мелочей продумать организационный план со всеми его элементами и несколько раз мысленно проверить его.

Труднее всего поддаются управлению межличностные отношения по симпатиям, однако и здесь можно добиться определенных сдвигов.

Напоминаем, что попытки повысить статус изолированных учащихся прямым распоряжением приведут к противоположным результатам.

Задачу повышения статуса следует решать через создание таких ситуаций, в которых данные школьники благодаря своим индивидуально-психологическим особенностям смогут проявить себя с лучшей стороны в плане групповых ценностей.

Но для этого надо хорошо знать личностные особенности каждого школьника: его потребности, склонности, мотивы, которые заставляют его вести себя именно так, а не иначе.

«Развитие такой психологической наблюдательности важно потому, – пишет академик А.А. Бодалев, – что дает возможность учителю отобрать способы воздействия на ученика не случайно… а целенаправленно» [9; 36].

Зная сильные и слабые личностные особенности школьника, можно так «спроектировать» для него реальную ситуацию (например, выступить с докладом по вопросу, по которому данный школьник наиболее подготовлен, организовать экскурсию, подготовить конкурс, диспут и т.д.), в которой он проявит себя наиболее успешно в глазах товарищей, что в итоге симпатии, уважение группы к нему должны заметно повыситься. Более того, к психологически изолированным ученикам надо быть очень внимательным и осторожным при оценочных суждениях, чтобы не подчеркивать их недостатки в глазах товарищей. Значительно улучшает отношение по симпатиям успешное завершение совместного общегруппового действия, в котором приняли участие все учащиеся.

Это вызывает удовлетворенность совместной деятельностью и коллективную эмоциональную разрядку.

Хорошо известно, что именно коллективная психологическая разрядка после напряженной работы снимает конфликты в коллективе, повышает статус его участников, способствует росту привлекательности класса для учащихся [13; 14; 15; 16; 17; 18].

3.3. Упражнения по решению конфликтных ситуаций (с наличием вариантов решения мастерами педагогического труда)

Опираясь на социально-психологические закономерности жизнедеятельности коллектива, самостоятельно решите следующие ситуации и сравните Ваш вариант с решением учителей-практиков.

Дайте теоретическое обоснование способам успешного решения ситуаций, найденных учителями и Вами лично.

Ситуация 1

...Молодая учительница, впервые вошедшая в класс к шестиклассникам, увидела, что дети приветствуют ее, стоя на стульях. Замешательство длилось несколько секунд...

Ситуация 2

...Однажды ко мне в кабинет вошла взволнованная учительница биологии и заявила, что она больше не пойдет в 8б класс, так как ее оскорбили учащиеся этого класса. Она рассказала, что в начале урока они тряслись от смеха, гладя на плащ учительницы, который висел на скелете человека. Его повесил туда ученик этого класса на перемене (плащ учительницы висел на гвоздике в этом классе).

Я попросила успокоиться учительницу и пойти со мною в класс. При моем появлении учащиеся замерли. Они ожидали, что я начну выяснять, кто это сделал. Но...

Ситуация 3

...Исходная позиция: учитель приходит в класс, учащихся нет, все они залезли под столы. Потом с улыбкой оттуда выползают. Ушло 2 минуты урока...

Ситуация 4

...Молодая учительница после окончания педагогического училища получила 1-й класс, в котором было 38 человек. Еще с детского сада эта группа славилась излишней подвижностью, оригинальными поступками, иной раз небезобидными. Особо выделялся один – Сергей. Уже в 1-м классе у него явно обнаружились способности в области изобразительного искусства. Со второго полугодия он уже адресовал дружеские шаржи учителям, изображая их с натуры, правда, не открыто; демонстрировал попытки нарушить дисциплину. Однажды тихонечко притащил он в класс собаку, запихал в парту, наказал сидеть тихо. Учительница сразу почувствовал, войдя в класс, что в классе что-то готовится: «мордашки» у ребят были такие, что трудно подобрать слова, они все ждали, что что-то сейчас будет, когда можно долго веселиться. Что делает учительница?

Ситуация 5

...Учительница математики, войдя в класс, увидела на столе спортивный кубок, который ребята «взяли» со стенда...

Ситуация 6

...Учительница входит в класс на урок. В 8-м классе за равнодушие к предмету физики учительницу ребята звали между собой «селедка». Войдя в класс, она заметила на доске нарисованную рыбу...

Ситуация 7

...В нашей школе работает учитель химии Муза Ивановна, которая отличалась чрезмерной строгостью к малейшим нарушениям дисциплины. Однажды перед началом химии учащимися 8 класса на доске было написано большими буквами слово «МУЗА».

Все учащиеся ожидали, что она будет на это бурно реагировать, но получилось вот что...

Ситуация 8

...Школа имеет надворные туалеты. Летом их ремонтируют обычно рабочие-шефы. Но стояли в нормальном состоянии только в первую неделю сентября. Потом выбирались кирпичики, образуя дыру, чтобы быстро уйти в случае проверки туалетов дежурным учителем, администрацией. Но санэпидстанция требует, чтобы в туалетах сквозняков не было. Для директора каторга: ремонтировать заставляют в любое время года. Стали подозревать в разборе туалетов, конечно, тех, кто стремился уйти с уроков, кто курит. Но заставить их восстановить разрушенное невозможно. Ответ один: «А Вы меня застали?»...

Ситуация 9

...В 6-м классе урок математики вместо заболевшего коллеги пришла провести учительница. Учащиеся встретили ее стоя и вроде доброжелательно. Но когда учительница предложила сесть, ни один из 40 не пошевелился, каждый как бы застыл в своей позе. Создалась неприятная ситуация, грозившая сорвать урок, тем более что учительница молодая, еще без должного опыта. Как после утверждала она, появилось желание уйти из класса и не проводить урок. Это длилось недолго...

Ситуация 10

...Это произошло в начале моей работы в школе, которой я сейчас руковожу. Веду урок истории в 8-м классе. Замечаю: парень за последним столом ведет себя неспокойно, выражение лица открыто лукавое. 15 минут опроса отвлекли меня от мысли о приготовленном сюрпризе. Прошло минут 10. Я увлеклась рассказом, повернулась к карте, а когда вновь обратилась к классу, остолбенела: посередине класса сидела собака. Маленькая – еще бы куда ни шло, а то большая, серая и, как мне от страха, наверное, показалось, злая. Ноги приросли к полу: дело в том, что две недели назад меня эта собака покусала, и я инстинктивно испугалась. В классе – мертвая тишина. Продолжать объяснение – язык не поворачивается; умом понимаю – и ребят рассмешу, и собаку разозлю. А ей, видите ли, сидеть надоело, и она побрела по классу. Какое уж тут объяснение, когда и моим, и вниманием класса эта злополучная собака завладела. В следующий раз, когда она подошла к двери, я сказала...

Ситуация 11

...В годы моей работы старшей пионервожатой в базовой школе учительского института в школу прибыла группа студентов для прохождения педпрактики.

На урок пришла студентка. Учащиеся знали о том, что урок будет вести практикант, и решили сорвать его. Не обращая внимания на присутствующих, они кричали, толкали друг друга. Студентка 1–2 минуты ждала, пока они успокоятся, ребята кричали...

Ситуация 12

...В 10-м классе учащиеся решили подшутить над учительницей, которую не очень уважали. Стул, на котором она должны сидеть, они разобрали и потом собрали, не закрепив. Но вместо учительницы немецкого языка на урок пришел учитель истории, так как расписание изменилось. Поприветствовав класс, он легко пододвинул стул, сел и, взмахнув руками, оказался на полу...

Предупредить было нельзя. Это значило себя разоблачить...

Ситуация 13

...Конфликтная ситуация. С 1 сентября в восьмилетней школе стала работать по совместительству молодая учительница музыки.

С первых дней у нее начался конфликт с учащимися 7 класса.

В конце первой четверти, когда учительница пришла на урок, она увидела, что все учащиеся стоят, повернувшись спиной к двери, и тихо поют песню «Летка-Енка»...

Ситуация 14

...Идет урок иностранного языка. Учительница повернулась к доске, чтобы записать предложение.

Раздается смех. Она поворачивается и видит, что у ее ног – ковер из белых бумажных «самолетиков». «Самолетики» летели с последних парт.

Учительница просит прекратить это безобразие. Просьба не помогает. Учительница удаляет шалунов, но и это не помогает...

Ситуация 15

...Молодой учитель пришел в первый раз в 8-й класс. Ученики решили «проверить» его: все делают вид, что не замечают учителя, и продолжают ходить по классу.

Учитель сел, открыл журнал и стал его заполнять. Это удивило ребят, но они продолжали задуманное...

Ситуация 16

...Урок физики в 8-м классе. Тема «Невесомость». Учитель начал объяснять новый материал. В кабинет входит ученик класса (из категории «трудных»). На одном из кед у него привязан маленький колокольчик. Учитель, чтобы отвлечь внимание класса от этого ученика, а многие уже обратили внимание на его кед...

Ситуация 17

...Директор, обходя вокруг школы, встречает ученика 4-го класса с сигаретой во рту, причем ученик, увидев директора, еще на расстоянии, бросает сигарету на землю. «Саша, твои родители знают, что ты куришь?» – спрашивает директор. «Я не курю»,– отвечает Саша. «А сейчас? Ты ведь курил», – говорит директор. «Нет, Владимир Иванович, я не курил», – возражает Саша...

Ситуация 18

...Молодая учительница ведет урок биологии в 10-м классе, ученик ловит муху, втыкает в нее травинку с ниточкой и пускает. Учитель вел объяснение и не заметил этого. Учащиеся поднимают смех, учитель не понимает, в чем дело. В конце концов, замечает муху с приделанным хвостиком...

Ситуация 19

...Школа-интернат, где дети из неблагополучных семей. Урок математики в 5-м классе должна вести молодая, недавно пришедшая в эту школу, учительница и видит: ее приветствуют дети, все до одного разрисованные мелом в вертикальную полоску. Секунда молчания...

Ситуация 20

...Во время воскресника старшеклассники, выполнив задание, отказались подобрать картофель из распаханных борозд, мотивируя свой отказ нормой. Классный руководитель...

Ситуация 21

...Будучи директором школы-интерната, войдя в 6-й класс на урок математики в качестве учителя, я услышал мяуканье котенка. Ученики уже настороженно и вопросительно смотрели на меня...

Ситуация 22

...В школе введена сменная обувь. Ребята, придя на занятия, переобуваются, кладут обувь в специальные мешочки, которые из-за нехватки места в раздевалке, вешают сбоку парты в своем классе. Двое учащихся 4-го класса, чтобы первыми уйти домой, тайком переобувались во время урока. Некоторые стали подражать им. Чтобы пресечь это, классный руководитель, учительница биологии, поступила следующим образом...

Ситуация 23

...Ученик 9 класса Женя Д. принес в школу мышь. На перемене, перед уроком химии, он завернул мышь в бумагу и положил на верхнюю планку доски.

Прозвенел звонок. Учитель вошел в класс. Ученики напряженно наблюдали за доской. Мышь выползает, в классе возбуждение...

Ситуация 24

...Перед уроком русского языка в 6-м классе (молодой учитель) девочки нанюхались порошка, который вызвал чихание. Учитель вошел в класс. Все девочки чихают без перерыва. Он внимательно посмотрел и сказал...

Ситуация 25

...К моему уроку русского языка (когда я работал учителем) учащиеся натерли доску салом. Я об этом догадался, так как доска блестела. Класс с нетерпением ждал, когда я начну писать на доске...

Ситуация 26

...В одной школе, до поступления в институт, я вела «физкультурный» кружок. Дети занимались с удовольствием, особенно удачно прошла тренировка упражнения «стойка на голове». Случайно, проходя по коридору, когда прозвенел звонок на урок, я увидела, что все мальчики стоят на голове прямо на полу и таким образом собираются приветствовать учителя математики! Я опередила приход учителя, быстренько вошла в класс и сказала...

Ситуация 27

...8 «в» класс считался в школе самым «трудным» и недисциплинированным. Не проходило дня, чтобы тот или иной учитель не жаловался на ребят.

Урок истории проводила молодая, энергичная, знающая свой предмет учительница. Начало урока было хорошим, но потом ребята зашевелились, захихикали. Учительница сразу поняла, в чем дело. Оказалось, что кто-то из учащихся вымазал мелом край стола, и эта полоса отпечаталась на платье учителя. Что же предпринял педагог?

Ситуация 28

...Когда я работала первый год, был такой случай. По звонку на урок я вошла в класс. Учащиеся приветствовали меня с улыбкой, взгляды их были направлены на стену выше доски. Поздоровалась, посадила их, но они таинственно продолжали смотреть вверх. Я почувствовала, что рабочего настроя не получится, но не могла разобраться в причине их поведения. Стала проверять домашние работы в тетрадях и заметила свою фотографию (смогли сфотографировать меня как-то незаметно), прикрепленную к стене. Я...

Ситуация 29

...Классный руководитель 6 класса, беседуя с учащимися после летних каникул, вынула из своего дипломата пачку новых 12-цветных фломастеров и сказала: «Я оставлю их в нашем классе, мы будем красиво и быстро оформлять стенгазеты, не нужно ходить из класса в класс и попрошайничать».

Прошла неделя и... они пропали. После уроков ребята обнаружили пропажу, очень расстроились и сообщили об этом учителю. Что делать? Кого-то подозревать, допрашивать? Учитель...

Ситуация 30

...Звонок на урок. Учительница французского языка заходит в 4-й класс, знакомство с которым состоялось только несколько уроков назад. В классе тишина, все дети спрятались под парты. Никто не шевелится. Что делать?

Ситуация 31

...Учитель входит в класс. Учащиеся сидят в темноте, сославшись на то, что в классе что-то случилось с выключателем. Учитель догадался, что это их рук дело и решил...

Ситуация 32

...Хочу очень простым примером из собственной практики подтвердить мысль, что «лучшим способом борьбы с носителями вредной привычки в коллективе является осмеяние».

Учительский институт я окончил в 24 года. В сельской школе мне пришлось вести не только историю, но и физкультуру, немецкий язык и классное руководство в 7-м классе. Ребята сразу же решили испытать меня «на прочность». На первом уроке второй недели работы я обратил внимание, что удобно поставленный стул у учительского стола составлен из частей и не закреплен. Расчет был прост: я сажусь, стул разваливается, а дальше – моя реакция...

Интуиция помогла мне...

Ситуация 33

...Придя на урок в 10-й класс, учитель истории заметил, что карта висит вверх ногами. Как быть?

Ситуация 34

...7-й класс. Урок истории. Учитель рассказывает о русско-турецкой войне, события показывает на карте. В это время к ногам учителя падает бумажный самолетик. Ученики ждут ответной реакции учителя. Но учитель, наклонившись, берет самолетик и...

Ситуация 35

...Войдя в класс на урок, я обнаружила на доске карикатуру на себя. Ребята ждали срыва урока. Думали, что буду искать виновника, читать нотации и т.д., но я...

Ситуация 36

...Ученики собирались уйти с дополнительного урока алгебры, причем, учителю попала в руки записка учащихся, в которой они договариваются уйти с урока и не очень лестно отказываются об учителе. Что делать?

Ситуация 37

...Молодой учитель истории. Урок в 10-м классе. Класс совершенно неуправляем. Перед уроком учитель волнуется, заглядывает в дверь – галдят. Он заходит, здоровается – на него ноль эмоций, тогда он вышел из класса, подумал и поступил следующим образом...

 

Ответы к решению конфликтных ситуаций мастерами педагогического труда в системе: «личность-коллектив»

Ситуация 1

…Затем пришло неожиданное решение: учительница, встав на свой стул, здоровается с классом.

Напряжение было снято.

В классе воцарилась доброжелательная обстановка.

…Ситуация 2

Улыбнувшись учащимся, я сказала: «Предполагаю, что вам вместе с Галиной Александровной хотелось повеселиться над видом «человека» в плаще.

Уверена в том, что вы не хотели обидеть Галину Александровну. Ваше желание понятно, но вот урок пострадал...»

Ребята, смутившись, извинились перед учительницей. Урок начался, и я ушла к себе. Задумалась.

Ситуация 3

… Решение: учитель удивился, засмеялся, дети засмеялись еще громче, а потом учитель сказал: «Пошутили, а теперь за дело». Дети, довольные реакцией учителя, начали урок.

Ситуация 4

…Собрав всю выдержку, она ведет урок по плану, хотя ребята плохо следят за ходом урока и шушукаются: мысль о собаке не дает им покоя.

Урок окончен. Сергей не унимается. Как же так? Собака себя не обнаружила, просидела весь урок тихо, урок не был сорван, учительница – в окружении его сотоварищей, и никто не обращает на него внимания. Тогда он вытаскивает из парты собаку, сажает ее рядом с собой, приговаривая: «Молодец. Дымок, умеешь хорошо сидеть».

Учительница, увидев собаку, поняла, что это и есть тайна сегодняшнего урока. Она подошла к собаке, погладила ее, поинтересовалась ее привычками и ушла из класса.

Следующий урок прошел при большой активности ребят.

Прохоров Сергей закончил уже 10 классов. На протяжении всех лет обучения был шутником, кумиром класса, состоял в редколлегии. К счастью, шутки были в большинстве добродушные. На выпускном вечере он подарил своей первой учительнице портрет-рисунок своего Дымка, причем без лишних слов. И по тому, как ученик и учительница дружно засмеялись, было видно, что их связывает что-то, ведомое им одним.

Ситуация 5

…Она вызвала к доске предполагаемого нарушителя и за ответ на посредственную отметку вручила ему кубок. Он заявил, что кубок принес не он. Тогда учительница спокойно сказала: «Если не ты, то он не тебе и принадлежит, отнеси и поставь на место. Конфликт был исчерпан».

Ситуация 6

…«Кто сегодня дежурный у нас?» – спросила она. Дежурные встали. «Вытрите доску, – сказала учительница, – будем решать задачу». Класс замер: как она отреагирует на выходку. Подавив нахлынувшее смущение, учительница вызвала к доске самого развязного юношу, который мог нарисовать рыбу, и он с трудом стал решать задачу. После этого случая селедку уже никто не рисовал, а затем эта кличка вообще исчезла.

Ситуация 7

…При входе она увидела написанное на доске слово. Сообщив, что Аполлон был покровителем муз, она рассказала легенду об Аполлоне. Затем продолжила урок.

Ситуация 8

…В это (прошедшее) лето во время прохождения трудовой практики она собрала подозреваемых в разрушении туалета, сказала, что им поручается очень ответственное дело – отремонтировать туалеты. Сделали раствор, поднесли кирпич, положили стенку. Но погода резко изменилась. Пошел ливень, раствор еще не сцепился, стенка размылась и завалилась. Однако ребята пришли и на второй день, сделали все заново, побелили раствором извести. На линейке вынесла благодарность ребятам. Пока туалеты целы.

Ситуация 9

…Учительница взяла себя в руки, внимательно посмотрела на учащихся и сказала: «Хорошо, продолжим урок стоя». Вызвала двух учеников к доске и уверенно продолжила урок. Это было для учащихся неожиданностью, они ждали от учителя другого решения. Через несколько минут учащиеся попросили учительницу разрешить сесть. На этом конфликт был исчерпан. (Потом учащиеся признались, что хотели проверить учительницу, «испытать ее», применив игру: «Кто первый сядет, тот дурак». «Дураком» никому не хотелось быть.)

Ситуация 10

…«Саша, собакам тяжело на уроке. Сами прикиньте: 45 минут – мыслимо ли? Вам легче: вы хоть понимаете, о чем я говорю, а ей каково? Проводи ее на улицу». Потом, на перемене, долго сидела в учительской, преодолевая напряжение и досаду.

Ситуация 11

…Тогда она заложила пальцы в рот и свистнула. Все замерли. Студентка спокойно начала вести урок.

Ситуация 12

…Быстро встав, учитель просит дежурного отнести этот стул завхозу и продолжает урок.

Ситуация 13

…Учительница прошла к окну и стала аккомпанировать им на баяне. Затем она показала их ошибки и как нужно исполнять данную песню.

Ребята осознали свой неправильный поступок. Между учителем музыки и учениками класса установились нормальные отношения.

Ситуация 14

…Тогда она говорит: «Давайте и я попробую заняться делом!» В классе поднимается такой шум, что никто не замечает, как в дверях появился директор. Он с удивлением смотрит, как учительница с учениками весело запускает «самолетики». На вопрос директора она ответила, что они спрягают глаголы. После ухода директора ребята собрали все «самолетики», и урок вошел, если можно так сказать, в свое русло. С тех пор дисциплина в этом классе была идеальной.

Ситуация 15

…Заполнив журнал, учитель посмотрел на ребят и рассмеялся: «Вам еще не надоело испытывать меня?» Ребята притихли и сели. Учитель не стал проводить урок, познакомился с ребятами, рассказал о себе.

С этого момента ребята привязались к учителю, на уроках царила доброжелательность и взаимопонимание.

Ситуация 16

…бросает портфель на пол. Ученики сразу переводят внимание на портфель, а учитель говорит: «Был ли портфель при падении в состоянии невесомости?» В классе оживление. Ученик, стоящий у двери, спокойно садится по знаку учителя.

Ситуация 17

…Директор, не настаивая на своем, достала из кармана коробочку, сказала: «На кружке физики ребята нашей школы изготовили прибор, который определяет, курит ли ученик или нет. Достаточно лишь дыхнуть вот на это место. Давай, Саша, проверим, как работает прибор».

При этом Саша покраснел и признался. С родителями ученика была беседа.

Ситуация 18

…Она не растерялась, а попросила одного из учеников поймать муху. Когда муха оказалась у нее, по красной ниточке, привязанной к травинке, определила ученика, который запустил этот «самолетик». Долгое время она скрывала, как ей это удалось. Среди учащихся пошел разговор, что у нее «глаза сзади» и она все видит. А на самом деле все было просто: ниточка была красная, и ученик был в красной рубашке.

Ситуация 19

…Учительница: «Дежурный, подать мне перо, ленту и мел. Я ваша предводительница и у меня на голове должен быть знак отличия. помните, как у индейцев? Только быстро. Класс, здравствуйте, садитесь».

Лица вытянулись от разочарования, урок прошел в обычном ритме. На перемене дружно чистились, смеялись, но больше не было попыток сорвать урок.

Ситуация 20

…Наклонился и стал убирать картофель.

Через некоторое время учащиеся старательно приступили к работе, как будто ничего не было.

Ситуация 21

…Прислушавшись и примерно определив место нахождения ребят, я доброжелательно попросила одно из учеников принести котенка к столу учителя. Медленно, с некоторым недоверием, он положил на стол учителя пушистый, дымчатый комочек... Погладив его рукой, улыбаясь, я сказал, что возьму этого прелестного котенка домой, если они, конечно, не возражают. Облегченно вздохнув, ребята дружелюбно заулыбались.

В чьей-то ученической шапке ребята отнесли Дымка ко мне в кабинет. Я начал урок.

Ситуация 22

…Шел урок природоведения (последний по расписанию). Учительница заметила, что Витя и Саша начали переобуваться. Выждав паузу (достаточную, чтобы надеть только один ботинок), учительница обратилась к ним с просьбой отнести в лабораторию коллекцию минералов. Когда они встали, в классе раздался дружный смех. Они вынуждены были срочно переобуваться, а затем выполнили просьбу. Больше такого не повторялось.

Ситуация 23

…Учитель, увидев мышь, говорит: «Кто же угадал мое желание? Мне очень нужна мышь на уроке. Хозяина прошу быть моим ассистентом на уроке в 7-м классе». Все смотрят на Женю. Женя снимает мышь, завертывает в бумагу и кладет в карман.

Ситуация 24

…«Девочки, пожалуйста, пойдите в коридор, прочихайтесь и после этого тихо войдите в класс». Они спокойно выполнили указание учителя.

Ситуация 25

…Однако я предложила написать сочинение на тему: «Моя любимая книга». Учащиеся писали сочинение (притихшие и виноватые). На перемене они тщательно оттирали доску, мыли ее порошком и к следующему уроку все привели в порядок.

Ситуация 26

…«Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили это упражнение. А сейчас вам потребуется голова не для того, чтобы на ней стоять, а решать задачи. Поэтому приготовьтесь к этому». Они быстро приняли соответствующее положение, все закончилось хорошо.

Ситуация 27

…«Ребята, – сказала она, – что же вы наделали? Платье-то у меня новое. Как же я его теперь отчищу?» Девочки сразу нашли чистое полотенце и щетку. Хоть и не совсем, но платье отчистили.

Учительница продолжила урок. На следующий день двое учащихся (мальчиков) пришли в учительскую и извинились перед учительницей. Конфликтов в этом классе больше не было. Ребята «приняли» ее и полюбили, тем же она отвечала им.

Ситуация 28

…поблагодарила ребят за фотографию и попросила подарить ее мне на память. После этого урок продолжался в рабочей обстановке.

Ситуация 29

…Оставил своих шестиклассников после занятий, внимательно посмотрел каждому в глаза и сказал: «Я думаю, что кто-то из вас взял фломастеры и присвоил их себе. Очевидно, кому-то нужно было порисовать дома. Я вам верю и надеюсь, что завтра они снова появятся у меня на столе, потому что они вообще принадлежат всему классу». Через день все было на месте. Классный руководитель был несколько удивлен и обескуражен тем, что фломастеры взяла одна из активисток, чистосердечно признавшаяся во всем через три месяца своем учителю.

Ситуация 30

…Учительница обращается к классу: «Ну что же, поиграем, ребята, сейчас проверим, хорошо ли я вас запомнила и как вы понимаете французскую речь. Условие такое: подхожу к каждой парте и называю по-французски имена тех, кто спрятался за этой партой».

В ходе игры учительница двух-трех человек не угадала умышленно (по ее мнению, «создателей» этой ситуации). Урок продолжается по плану. Класс работает хорошо. Вдруг учительница говорит: «Кто подскажет, только по-французски, кого я не угадала. А то им придется весь урок сидеть под партой». Дети с радостью принимают предложение. Разрядка снята.

В конце урока учительница обращается к классу: «У меня к вам просьба: кто придумает интересную игру, сообщите мне об этом заранее, чтобы мы решили вместе, на каком уровне эту игру провести. Согласны?»

На следующих уроках французского языка все работали дружно, с интересом. Конфликтов больше не наблюдалось.

Ситуация 31

…проводить урок в темноте. Это был урок иностранного языка. Учитель сказал ребятам, что будет заниматься разговорной речью. Ребята долго не выдерживают: подсмотреть-то в книгу нельзя! Один из них встает и говорит: «Я посмотрю, возможно, лампочка перегорела». Встал на стул, открутил лампочку, достал из патрона бумажку. Свет загорелся.

Ситуация 32

…остановиться на одном, да он еще и дежурным оказался. Я попросила его подойти к столу и сесть на стул. Его заминку я преодолела, взяв его легко за плечо и усадив на уготовленный для меня стул. Раздался треск – и мой Игорек оказался на полу. Класс хохотал вместе со мной, а он стоял очень смущенный.

Сейчас, уже в Калуге, в моей школе, учатся его дети. Иногда мы вспоминаем об этом случае и смеемся.

Ситуация 33

…Не обращая внимания на класс и зная, что это сделано специально, учитель сказал дежурному, что, по-видимому, тот второпях повесил карту неверно и что такое может быть, если быть невнимательным.

Ситуация 34

…объясняет, что в ХVIII в. еще не было авиации. На это он затратил две минуты. Учащиеся узнали, что самолет будет использован в военных операциях значительно позже. Затем, положив самолеты на свой стол, учитель продолжает освещать тему урока. Ожидаемого учениками взрыва не произошло, хотя учителю всего 22 года. О самолетике учитель не сказал никому. Узнали коллеги о нем только на выпускном вечере. А рассказал о нем сам ученик. И обосновал цель поступка. Но молодой учитель оказался на высоте. За все годы работы в школе у него не было сколько-нибудь серьезного конфликта.

Ситуация 35

…улыбнулась, подошла к доске, подправила рисунок и начала урок. Ребята были огорчены и удивлены. Урок прошел нормально. Но больше такого не повторялось.

Ситуация 36

…Учитель демонстративно, на глазах у класса, прочел записку и сказал, что он теперь в курсе их подготовки ухода с урока, что его волнует их мнение о нем, но он не собирается мстить, а хочет разобраться, почему так произошло. Учитель хочет выслушать детей, но просит и их выслушать его. В итоге ученики и учитель находят взаимопонимание и, довольные друг другом, продолжают урок.

Ситуация 37

…влетел в класс (не вошел, а именно влетел) и, совершенно не обращал внимания на класс, стал чертить на доске. Разговоры стали потихоньку исчезать. А он всю доску уже разрисовал. Все затихли и сидят, смотрят. Тогда он и говорит: «Кто сейчас выйдет и расскажет мне, что это за схема, тому ставлю пятерку и до конца года не спрашиваю». Схему, естественно, никто не знал, однако все сидели тихо. И не только на этом, но и на всех последующих. (Учитель смог показать, что он стоит уважения хотя бы тем, что начал урок необычно. Ну и, конечно, раз нарисовал такую схему, значит и в предмете – не профан, – так говорили об этом случае сами школьники).

3.5.Упражнения по решению ситуаций, не имеющих вариантов успешного решения

На основе нижеприведенных ситуаций оцените состояние основных свойств и уровень развития коллектива в соответствии с предлагаемым образцом (как ориентир).

Образец

Ситуация 1

Более половины учащихся школы составляют воспитанники Митьковского детского дома. В основном они приходят в детский дом из неблагополучных семей, часто с устойчивыми вредными привычками в поведении, с устойчивым нежеланием занимаются учебным трудом и трудом на общественную пользу. Большинство воспитанников детского дома – такие дети, которых принято называть трудными. Работа с ними и является основной проблемой во всей воспитательной работе в школе и в детском доме. Случаев неправильного поведения можно привести много.

Лет 5 назад мне пришлось работать в 4-м классе. Из 25 учащихся этого класса 20 были воспитанниками детского дома. Они представляли сплоченную группу, которая оказывала упорное сопротивление учителям в организации учебного процесса. Многие отличались капризностью, лживостью, упрямством. Был в этой группе вожак Валерий С., слабого здоровья, маленький, щупленький. Но у сверстников пользовался необычайным авторитетом. Наблюдались частые случаи, когда этот Валерий уводил своих детдомовцев из школы в лес, срывая уроки.

Учительница, работавшая классным руководителем в 4-м классе, с этой группой ребят ничего не могла сделать. Пришлось в работу включиться мне. Я заинтересовался прежде всего Валерием С., организатором всех авантюрных дел с детдомовцами. Оказалось, что этого С. поддерживали некоторые старшеклассники, с которыми он был в дружбе.

Часто бывая в детском доме, я установил, почему старшие мальчики (тоже трудные подростки) поддерживали во всем этого С. Оказалось, что он снабжал их вкусной пищей за счет малышей. В столовой четвероклассники никогда не ели котлет, печенья, конфет, других вкусных вещей, а все отдавали С. Это я заметил, бывая в столовой. На мой вопрос, почему не едят, дети отвечали, что не хотят. С. все это относил своим «шефам».

Чтобы навести порядок в классе, надо было развенчать перед четвероклассниками прежде всего их вожака. Но его поддерживали старшие мальчики. Надо было лишить С. их поддержки. Для этого была проведена большая работа среди старшеклассников, хотя она и не была, надо сказать, успешной. Хулиганы-старшеклассники не хотели расставаться с дармовым источником пищи.

Через год этих ребят, окончивших 9-й класс, мы устроили в ГПТУ в г. Брянск. Валерий, оставшись без поддержки и защиты, перестал быть опасным для своих одноклассников, и вскоре авторитет его пошатнулся. Мне пришлось наблюдать картину, когда они, увидев ничтожность, слабость своего кумира, вымещали на нем свои обиды. Пришлось вмешаться, чтобы они не причинили ему увечья. Вскоре на классном собрании ему припомнили его проделки, и с той поры он перестал быть вожаком, ребята сторонились его, не принимали его в свою компанию.

Позже этот класс стал одним из самых дружных, сплоченных в школе.

На основе анализа данной ситуации с позиций оценки основных социально-психологических характеристик коллектива можно сделать заключение о том, что в классе на начальном этапе сложилась высокая сплоченность, но она не приносит положительного эффекта и радости всем школьникам, так как, во-первых, в ее основе лежал негативный фактор – страх перед угрозой физической расправы со стороны старших учеников; а во-вторых, –возникла жёсткая организованность, управляемая внешне навязанным жестоким «лидером»; в-третьих, сложился тяжелый психологический климат нагнетания страха и угрозы для большинства школьников, особенно ослабленных. Поэтому избавление класса от «тирана» надо было дополнить высокосодержательной совместной деятельностью и введением лидеров-гуманистов, которые и определили содержание уже качественно нового уровня сплоченности по формированию коллектива (см. 3.2.).

Надо:

- оценить уровень развития класса как коллектива;

- судя по состоянию основных социально-психологических свойств, данный класс находится на этапе кооперации;

- определить психолого-педагогические рекомендации по развитию детского коллектива.

Для оказания психолого-педагогической помощи данному детскому коллективу целесообразно использовать рекомендации психологов Р.С. Немова, А.Г. Кирпичника, Н.П. Фетискина, А.Н. Лутошкина, М.И. Рожкова и др.

* *

*

Ситуация 2

...Конфликт произошел в 10-м классе на уроке математики. Учащиеся отказались сдавать контрольные работы. Учителю не помогли ни классный руководитель, ни директор – ребята сидели спокойно и молчали. Тогда классный руководитель сам собрал тетради.

Причиной конфликта послужили взаимоотношения класса с учителем, который не учел ни психологических особенностей старшеклассников, ни методику работы прежнего учителя, работавшего с ребятами с 4-го класса по 9-й.

Прежний учитель приучил ребят к самостоятельности, разрешил им советоваться на уроке, обсуждать трудные задачи и находить верное решение, учитывал индивидуальные особенности каждого ученика. Эта форма работы давала положительные результаты. Другой учитель не учел этого. Он требовал от десятиклассников полнейшей тишины на уроке, задачи решались только вместе с ним, никаких рассуждений и обсуждений. Ребята пытались объяснить, что раньше уроки проводились иначе. Это объяснение учитель воспринял как обиду, пообещав, что возврата к прежнему не будет. Тогда учащиеся отказались подчиниться учителю.

Это был суровый урок не только учителю, но и директору школы, всему педагогическому коллективу. Где выход?

Ситуация 3

...8 класс был всегда управляемым. Но однажды...

Урок истории. Рассказываю новый материал и замечаю, что ребята перестали слушать (сидят тихо, но все почему-то поворачиваются назад к товарищам).

Делаю замечание, но все остается по-прежнему.

«Ребята! Вы меня плохо слушаете. Почему?»

Учащиеся молчат, думают о чем-то.

Предлагаю им «личное время на 2 минуты». Они это время принимают, но продолжают свое дело.

Ситуация 4

...В пионерском лагере «Романтик» (лагерь для «трудных» подростков) мы ставили задачу установить контакт с отрядом «трудных». Сначала это было сделать нелегко, они «прочитывали» наши действия наперед и готовили контрмеры. Мы понимали: надо нарушить логику их мышления и наших действий, показать наше превосходство в тех качествах, которые для них особенно ценны (смелость, стойкость, выносливость). Мы объявили, что завтра идем в поход, при этом чувствовалось, что в пути они настроены быть неуправляемыми. Затем мы объявили, что сегодня не пойдем... Они были уверены, что мы «слабаки». В 16 часов пошел дождь, температура понизилась. Мы построили отряд и объявили: «Мы готовы идти в поход. Согласны ли вы?» Это было верхом неожиданности для них. Они были обезоружены. Они этого не ждали, программы контрдействий у них не было. Но и отказаться от похода они не могли (самолюбие не позволяло). Мы вышли... Впереди была ночь, дождь, холод. Как быть? Они не знали. Мы шли два дня. Тяжело было и нам, но мы улыбались, а они не выдерживали напряжения. Некоторые из них в отчаянии садились в лужи...

Ситуация 5

...В октябре перед началом урока ученица 7 класса потребовала от имени группы учащихся «убрать» учительницу русского языка и литературы (она же классный руководитель) в связи с тем, что она делит учащихся на «любимчиков» и «нелюбимчиков» и необъективно оценивает их знания.

Чтобы переключить учащихся на свой урок, я пообещала тщательно разобраться и принять объективное решение.

После длительной беседы с учительницей, где она получила ряд советов, мы вместе пошли к учащимся, чтобы еще раз выслушать их мнение. Никто не выступил.

Ситуация 6

...Учитель истории (стаж работы 3 года), очень рассеянный, слабо видящий, проводит урок в 9-м классе. Ученики возбуждены, урок сорван. Звонок с урока. Класс сидит, наступила тишина. Учитель идет к двери, она не открывается, закрыта на замок. Учитель идет к столу за ключом. На столе его нет. Как поступить?

Произошло следующее. В самом начале урока один из отвечающих, недовольный оценкой, вместе с дневником взял со стола ключ. Что дальше с ним делать, он не решил, отдал его девочке, сидящей за ним, та – дальше. Ученик, получивший его, отпросился с урока, вышел из класса и хотел закрыть дверь извне, но передумал, вернулся в класс и закрыл дверь изнутри. Сам сел на место, а ключ отдал другому ученику, который выбросил его в окно. Сначала это обстоятельство развеселило учеников, с нетерпением ожидалась реакция учителя. Затем бурная реакция сменилась тревогой, поиском выхода из создавшегося положения.

Ни учитель, ни ученики достойного выхода не нашли. «Пленников» обнаружили через 5 минут после перемены, открыли кабинет. Завуча встретила напряженная тишина. Что делать?...

Ситуация 7

...Учительница русского языка, придя в класс, начала опрашивать учащихся. Выяснилось, что многие не справились с упражнением дома. Она обратилась к сильному ученику, попросила выйти к доске. Ученик не вышел. Возмущенная учительница начала упрекать ученика в невоспитанности. Ученик обиделся на учителя, действительно стал грубить. Она потребовала удалиться из класса – он не вышел. Учительница, оставив класс, решила обратиться за помощью к директору. Его не оказалось...

Как она должна поступить?

Ситуация 8

...Седьмой класс был работоспособный, активный, хорошо успевал, но вступил уже в ту пору, когда все воспринимается критически. Ребята не боялись вступить в дискуссию, если считали себя правыми. А правыми в этом возрасте они считали себя всегда. Максимализм – вот что отличало седьмой класс в ту пору: любят – так безоглядно, ненавидят – так уж никаких оправданий не принимают.

А тут еще сменился у ребят классный руководитель. В сентябре ребята едут на уборку картофеля в колхоз. Работают отлично, особенно Гена И.: и ведра носит, и помогает картошку подбирать – ни минуты свободной у него! Но почему-то больше с девчонками. Правда, классный руководитель не обратил внимание на это.

В перерыве подвели итоги работы, особенно классный руководитель выделил Гену. Все довольны. Гена прямо светится.

После перерыва начали работать так же, в том же темпе. Классный руководитель доволен: не нужно понукать, следить за качеством работы. Начал убирать с ребятами картошку. Внезапный крик заставил его разогнуться. Недалеко на грядке корчился от боли Гена. Рядом стояли совершенно равнодушные мальчики-одноклассники: ни тени сострадания! Да и откуда сострадание, если они его сами избили: сначала били, потом уже лежачего пинали ногами. Классный руководитель вместе с девчонками помог Гене, пытался выяснить, за что они его так, высказал возмущение по этому поводу. Но мальчики смотрели на него безучастно, даже враждебно, а один из них парировал: «Нечего защищать, он знает за что...»

Ситуация 9

...Классный руководитель 7 класса долгое время ничем не могла заинтересовать свой класс. Класс – «трудный», недисциплинированный.

Испытав очередную неудачу уже в начале классного часа, по ее мнению, очень хорошо подготовленного, она решила предпринять следующие действия. Учительница сложила книги, картины, приготовленные ею к классному часу, и сказала с досадой: «Вижу, что вас ничем невозможно заинтересовать. На вас ничего не действует! Когда я шла к вам, думала: «Вот какой интересный урок будет у нас сегодня, ребята останутся довольны». Сколько времени я потратила на подготовку материалов. Но я не считалась с этим, потому что думала о том, что помогу вам чуточку стать лучше. А теперь вижу, старалась напрасно». Что еще предпринять?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.