Личность – целостное образование, то есть человек способен воспринимать мир в целом (анализ через синтез) и сам есть и воспринимается как нечто целое: «личность что надо», «неприятная личность», «неосновательный человек» или «надежный человек», «творческая личность», «скользкий, как налим» и т.д.
В основании этой целостности находятся ведущие, устойчивые характеристики личности, к числу которых относят ценностные ориентации, интересы, мотивы, самосознание (самооценку), эмоционально-волевое развитие, коммуникативные способности, интеллектуальное развитие, успешность деятельности и другие.
Оценка отдельной характеристики дает некоторое представление о личности. Однако чем больше характеристик будет изучено, тем более полно будет представлена личность. С этой целью в психологии широко применяется так называемый «профиль личности», идея создания которого связана с именем русского профессора Г.И. Россолимо. Предлагаем один из вариантов профиля личности, включающего наиболее существенные характеристики школьника в условиях его реальной жизнедеятельности.
На основе данного «профиля…» (см. табл. 1) можно получить графический психологический портрет школьника как основу для составления «Психологической характеристики личности» и качественные характеристики соответственно градациям «профиля» – низкий, ниже среднего, средний и высокий, а сам «профиль…» может служить ориентирующей схемой в исследовании. В психологии разработаны достаточно эффективные (валидные, надежные) методы изучения как личности в целом (тесты Кеттелла, Айзенка и др.), так и отдельных ее свойств (характеристик) (см. Приложение №1).
Таблица 1
Психологический профиль личности школьника (состояние и динамика)
№
Основные свойства личности
Уровни развития
п/п
Низкий
Ниже среднего
Средний
Высокий
1.
Социальное самочувствие (степень удовлетворенности жизнью в школе, в семье)
Качество выполнения учебной деятельности, поведение, общение, поступки
На первый взгляд психологические методики кажутся довольно простыми, доступными каждому образованному человеку. Однако на самом деле процедуры изучения личности, и в особенности обработка и интерпретация полученных результатов, требуют от исследователя высокой профессиональной психологической культуры.
Любая ошибочная информация о личности, прежде всего, в плане ее оценки, чревата негативными последствиями, так как люди очень пристрастно и болезненно воспринимают оценки своей личности со стороны, особенно от значимых лиц и в публичной ситуации. К тому же душевная жизнь человека очень сложна и не поддается легким, одноразовым измерениям.
Для избежания ошибок необходимо ответственно, соблюдая логику исследования в психологии, подходить к диагностике личностных свойств школьника, то есть желательно выполнение следующих правил, входящих в «Этический кодекс психолога»:
· Создать для изучаемой личности состояние психологического комфорта в процессе обследования, то есть ввести положительный психотерапевтический эффект.
· сохранить в тайне полученную информацию, не допускать разглашения, особенно в публичной ситуации;
· использовать психологическую информацию в интересах обследуемой личности, передавать данную информацию другим лицам только в служебном порядке, а также по запросу самого школьника или его родителей;
· сочетать диагностические задачи с формирующими, то есть выдерживать принцип «Пришел, измерил, изменил» вопреки принципу «Пришел, измерил и ушел»;
· в исследовании идти от задачи распознания и формирования личности к выбору соответствующих характеристик, доступных изучению, и только затем – к подбору адекватных методик, а не наоборот;
· иметь в виду, что одного метода или методики, как бы совершенны они ни были, недостаточно для изучения личности;
· необходимо сочетание ряда методов, и прежде всего тех, которые позволяют оценить результативность деятельности и общения школьника;
· и самое главное – использовать программу оценки реальной жизнедеятельности школьника как основу для повышения валидности опросных методик. Раскроем содержание и уровни состояния основных личностных характеристик.