для программного синтезатора, что позволяет одновременно использовать до 48 разных инструментов (3x16 каналов). Высокое качество WT-синтеза обеспечивается применением многослойной структуры инструментов, управляемых фильтров и прочих технологий «оживления» звука. Карта имеет средства редактирования сэмплов и банков инструментов в формате SF2 (SoundFont 2).
Процессор эффектов в реальном времени обеспечивает реверберацию, хорус, флэнжер, смещение высоты тона и ряд других. Эффекты доступны для любых аудиоисточников (включая звукозаписи) в различных сочетаниях. При обработке, микшировании и позиционировании используются аппаратные каналы числом до 131, вся обработка выполняется в цифровом виде. Эффекты (их параметры) управляемы в реальном времени. Структура микшеров позволяет одновременно использовать как «чистые» сигналы источников, так и сигналы с наложенными эффектами. Система трехмерного позиционирования дает возможность выбрать оптимизацию для 2 или 4 колонок или наушников. Карта имеет акселератор DirectSound и DirectSound3D и поддерживает интерфейс ЕАХ 1.0.
Канал записи-воспроизведения Sound Blaster Live! обеспечивает разрядность 8 или 16 битов, частоту квантования 8-48 кГц, полный дуплекс. Более того, поддерживается до 32 одновременных аудиосеансов с аппаратным микшированием. Возможно применение внешних 20-битных АЦП с интерфейсом S/PDIF, при этом все критичные к наводкам цепи выносятся из корпуса компьютера.
Карта имеет богатый набор внешних интерфейсов. Это традиционные мини-джеки для микрофонного и линейного входрв, линейных выходов фронта и тыла, разъем джойстика/MIDI. На дополнительной плате установлены разъе-мы-«колокольчики» S/PDIF (вход и выход), MIDI (вход и выход), цифровой выход на 8-колоночное расширение. Для внутренних источников имеются входы с приводов CD/DVD (аналоговый, S/PDIF, I2S) и еще пара аналоговых входов. Отношение сигнал/шум — 90 дБ, динамический диапазон — 94 дБ.
Со временем появились новые модели Sound Blaster Live!, в их числе Live! 1024, Live!5.1 (поддерживает интерфейс ЕАХ 2.0) и Live! 24bit. В них применяются более качественные преобразователи, и они реализуют более сложные алгоритмы обработки сигналов. Карты Sound Blaster Live! 24bit} как и следует из их названия, содержат 24-битные ЦАП и АЦП, работающие на частотах до 96 кГц. Динамический диапазон — более 100 дБ по аналоговым интерфейсам и до 133 дБ — по цифровым. Карта имеет набор аналоговых интерфейсов, позволяющих выводить звук для систем 7.1. С помощью внешнего блока можно подключить цифровые интерфейсы S/PDIF (вход и выход), блок подключается через гнездо микрофонного/линейного входа.
Устройства USB и FireWire
В аудиоустройствах для шин USB и FireWire средствами изохронной доставки потоков данных являются контроллеры этих шин. Заметим, что изохронные передачи более эффективно поддерживаются на FireWire, контроллеры USB (кро-
ме нечасто встречающегося ОНС) требуют для работы значительных ресурсов центрального процессора.
Аудиоустройства (картами их не назовешь) для данных шин выпускаются с широким диапазоном технических характеристик, от простых до профессиональных (это больше относится к Fire Wire). Примером устройств от Creative Labs является Sound Blaster Live! 24-bit External (24 бит при 96 кГц).
Интерфейс MIDI
Интерфейс MIDI (Musical Instrument Digital Interface — цифровой интерфейс музыкальных инструментов) является последовательным асинхронным интерфейсом с частотой передачи 31,25 Кбит/с. Этот интерфейс, разработанный в 1983 году, стал фактическим стандартом для сопряжения компьютеров, синтезаторов, записывающих и воспроизводящих устройств, микшеров, устройств специальных эффектов и другой электромузыкальной техники. В настоящее время интерфейс MIDI имеют и дорогие синтезаторы, и дешевые музыкальные клавиатуры, применяемые в качестве устройств ввода компьютера. Сообщения MIDI широко используются и для передачи музыкальных записей (на дисках и по сети), и как выходной аудиоинтерфейс игр и прочих «звучащих» приложений. Описание музыкальных фрагментов в формате MIDI очень компактно: минута MIDI (файлы с расширением .MID) может занимать менее 10 Кбайт, в то время как минута оцифрованного звука (файлы с расширением .WAV) с качеством аудио-CD занимает около 10 Мбайт. Однако формат MIDI позволяет воспроизводить лишь звуки, на которые способен синтезатор на исполняющей стороне, в то время как механизм цифрового аудио воспроизводит любые звуки. В отличие от оцифрованного звука при воспроизведении данных MIDI пользователь может независимо изменять тональность (транспонировать музыкальный текст) и темп исполнения, причем без искажения тембра и характера звучания инструментов. Современные процессоры и методы обработки сигналов позволяют транспонировать и оцифрованный звук даже в реальном времени, но все-таки с рядом ограничений.
В физическом интерфейсе применяется токовая петля 5 мА (возможно до 10 мА) с гальванической (оптронной) развязкой входной цепи. Логическому нулю соответствует наличие тока, логической единице (и покою) — отсутствие тока (в «классической» токовой петле телекоммуникаций — наоборот).
Рис. 12.15. Соединительные кабели MIDI
Интерфейс определяет три типа портов: MIDI-In> MIDI-Out и MIDI-Thru (рис. 12.15).