ских и 30 ударных, по раскладке инструментов частично совместим с GM (General MIDI, см. далее). Совместимость с МТ-32 означает поддержку того же набора инструментов с той же раскладкой по номерам.
Windows Sound System
Windows Sound System (WSS) — это карта аудиокодека, обеспечивающая стереофоническую запись и воспроизведение в 16-битном режиме с частотой до 48 кГц. Имеет 4 непосредственно адресуемых регистра, по умолчанию базовый адрес WSS — 534h. Через первые два регистра обеспечивается косвенный доступ к 32 регистрам. Занимает прерывания IRQ 10. Реализует отработку команд стандарта WSS.
Семейство Sound Blaster для шины ISA
Карта Sound Blaster имела 8-битный монофонический цифровой тракт с частотой дискретизации 11/22 кГц (запись/воспроизведение), двухоператорный (но многоголосный) FM-синтезатор OPL2, интерфейс MIDI, аналоговые аудиовходы и выходы; полный дуплекс не поддерживался. Позже появилась карта Sound Blaster Pro — уже стереофоническая, в которой частота дискретизации была поднята до 44,1 кГц в режиме моно и 22,05 кГц, но только 8 бит, в режиме стерео. Эта модель была принята во многих играх, и требования совместимости с Sound Blaster зачастую заставляют автоматически устанавливать эти весьма посредственные параметры звуковоспроизведения. Синтезаторов стало два — по одному на каждый канал. Эта карта стала основой для программно-аппаратной модели совместимости SB: в пространстве ввода-вывода 220-22F находятся регистры синтезатора, микшера и, дополнительно, DSP. Использует прерывание (IRQ5), стандартным средством доставки цифрового потока являлся 8-битный канал DMA (обычно DMA 1) шины ISA.
Карта Sound Blaster 16 стала основой фактического стандарта SB16, это устройство является базовым в плане обеспечения совместимости звуковых карт и программного обеспечения. В карте применены 16-разрядные АЦП/ЦАП, частота дискретизации — 4-44,1 кГц в любом режиме. Аудиокодек задействует два канала DMA (один 8-битный и один 16-битный) и один запрос прерывания. Для 16-битного режима используется 16-битный канал DMA (обычно DMA 5). Поддерживает дуплексный режим, но при этом запись идет в 8-битном формате, поскольку требуются два канала DMA, один из которых 8-битный. В аналоговый тракт введены управляемые регуляторы тембра по низким и высоким частотам. Карта имеет аналоговые входы и выходы: линейный вход и выход, микрофонный (моно) и внутренний входы (для CD-ROM) и выход на наушники (колонки), а также FM-синтезатор (OPL-2). В пространстве ввода-вывода карта занимает 16 смежных адресов (синтезатор, микшер и DSP), базовый адрес (SB) стандартно назначается на адрес 220h (карта занимает область 220-22Fh). Для совместимости с Ad Lib и регистры синтезатора имеют копии по адресам 388-38Bh. Плата эмулирует MPU-401 в режиме UART (адреса 330, 33lh). На плату может быть установлен «продвинутый» сигнальный процессор (ASP), а также дочерняя плата с WT-синтезатором. Разъем дочерней платы
Звуковые карты PC____________________________________________ 733
унифицирован, на него выводятся выход MIDI (с уровнями ТТЛ), аналоговые входы и питание. Карты обычно снабжаются портом для подключения джойстика — игровым портом с программной реализацией обработки сигналов от резистивных датчиков положения. На контакты 12 и 15 разъема игрового порта выводятся сигналы MIDI с уровнями ТТЛ. Похожие возможности имел целый ряд моделей карт от Creative Labs и иных производителей. Они различались в некоторых деталях и характеристиках (особенно по уровню шумов) и развивали возможности FM-синтезаторов (увеличивалось число операторов и голосов). Совершенствовались и применяемые сигнальные процессоры. Обычный процессор DSP при записи и воспроизведении выполняет компрессию-декомпрессию данных. «Продвинутый» процессор ASP (Advanced Signal Processor), он же CSP (Creative Signal Processor), позволяет расширить возможности сжатия и помогает в распознавании речи. С его помощью реализовывался объемный звук Qsound, позже эти функции стал выполнять процессор 3DSound.
На многих картах присутствует и интерфейс IDE для подключения CD-ROM (в старых моделях устанавливали специфические интерфейсы CD-ROM Sony, Panasonic, Mitsumi). Более поздние модели исполнялись в варианте РпР, что большинству пользователей облегчало установку карты.
Для музыкантов больший интерес представляли карты с WT-синтезатором. Карта Sound Blaster AWE32 (Advanced Wave Effects) сочетает в себе SB 16 с 32-голосным WT-синтезатором и развитым процессором эффектов на микросхеме EMU8000. Сигнальный процессор для каждого голоса (а также сигнала с FM-синтезатора) реализует управляемые эффекты реверберации, хоруса, резонансного фильтра. Голоса инструментов хранятся в ПЗУ, имеется и ОЗУ (наращиваемое) для загрузки произвольных наборов инструментов. Существует целое семейство карт AWE (включая и AWE64, и SB32) с поддержкой технологии РпР и без таковой, с разным объемом памяти, с нюансами в процессорах эффектов, в поддержке 3D-Sound и т. п.
Карты PCI - SB Live!
Среди массовых карт PCI отметим карты Sound Blaster Lively опять-таки от Creative Labs. Эти карты, появившиеся в 1999 году, содержат волновой синтезатор-сэмплер, процессор эффектов, цифровой микшер, многоканальный ау-диорекордер/проигрыватель, процессор трехмерного позиционирования звука, аналоговые и цифровые аудиоинтерфейсы, порты MIDI. Все эти функции реализуются на одном кристалле EMU10K1 — 32-разрядном процессоре DSP, выполняющем все операции при частоте квантования 48 кГц. Архитектура карты ориентирована на средний (по меркам того времени) компьютер: минимум Pentium 133, ОЗУ - 16 Мбайт, шина PCI 2.1.
Синтезатор использует часть ОЗУ (до 32 Мбайт) компьютера (на плате нет ни ПЗУ, ни ОЗУ для сэмплов), общаясь с ней через собственный интеллектуальный контроллер шины PCI. Аппаратно обеспечирается 64-голосная полифония с 8-точечной интерполяцией, позволяющей сократить объем сэмплов не в ущерб качеству. Программно могут быть реализованы еще 512 голосов. Доступ к синтезатору обеспечивают 2 внутренних порта MIDI для аппаратного и 1 порт