Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 89. Стадии применения норм права



 

Норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений.

Применение права – это властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке к принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм. Применение характеризуется следующими признаками: а)

применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты (государственные, муниципальные органы и т.п.); б) носит властный характер; в) имеет ряд стадий (установление фактической и юридической основы дела, принятие решений); г) осуществляется в процессуальной форме (в целях усиления гарантий принятия законного и справедливого решения данная деятельность жестко регламентирована нормами права); д) связано с применением соответствующего индивидуального, властного акта.

Правоприменение необходимо тогда, когда субъекты не могут сами без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности, когда возникает потребность в государственном принуждении и т.д. по Это сложный процесс, включающий несколько стадий:

1. Установление фактической основы дела;

2. Установление юридической основы дела;

3. Принятие решения по делу и оформление документов.

Первые две стадии – подготовительные, третья – заключительный, основной. На третьей стадиипринимается властное решение – акт применения права.

На первой стадии устанавливается объективная истина по делу. Право применение будет обоснованным только тогда, когда фактические обстоятель-ства проанализированы с достаточной полнотой и достоверностью.

На второй стадии правоприменитель выбирает отрасль, институт и нор-му права, регулирующие данное общественное отношение, проверяет подлинность текста права, уясняет смысл и содержание, квалифицирует деяние.

На третьей стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт.

Правоприменительный акт – это документ, в котором содержится властное решение по конкретному делу.

Именно в рамках данного этапа правоприменительного процесса решается судьба этого дела. После этого решение должно быть исполнено и конкретное общественное отношение урегулировано.

Возможность принудительного исполнения актов применения права обусловливает их особенности и предъявляемые к ним требования обоснованности и законности.

 

Вопрос 90. Акты применения норм права: понятие и виды.

 

Норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений.

Акт применения нормы права – это правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.

Особенности: 1. Они издаются компетентными органами или должностными лицами. Как правило, это органы государства или их должностные лица. Отсюда вытекает государственно-властный характер актов применения права. Однако государственно-властные полномочия нередко осуществляются негосударственными организациями (органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями). 2. Правоприменительные акты строго индивидуальны, т.е. адресованы

поименно определенным лицам. Этим они отличаются от нормативных актов, обладающих общим характером. 3. Акты применения права направлены на реализацию тре-бований юридических норм, т.к. конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, т.е. выполняют функции индивидуального регулирования. 4. Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.

Акты применения должны отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности.

Требование обоснованности относится к фактической стороне юридического дела, к логическим выводам о доказательствах, подтверждающих или опровергающих выводы о фактах.

Требование законности охватывает юридические аспекты дела и включает четыре момента: 1. Соблюдение компетентным органом или должностным лицом, рассматривающим дело, требований подведомственности подсудности и т.д.; 2. Строгое соблюдение всех процессуальных норм, регулирующих сбор доказательств процедуру рассмотрения и т.д.; 3. Правильную юридическую квалификацию и применение именно той нормы которая действует в данном случае; 4. Вынесение решения по делу в строгом соответствии с предписаниями

диспозиции (санкции) применяемой нормы.

Требование целесообразности вторично по отношению к требованию законности. Это означает следующее. Предписание диспозиции (санкции), как правило, допускает известную свободу правоприменителя в выборе решения. Но эта свобода ограничена требованием целесообразности, которое проявляется по-разному в зависимости от особенностей дела и выражается в соблюдении принципов справедливости, эффективности, учета материального положения сторон, индивидуализации ответственности и др.

Правоприменительные акты имеют четкую структуру и состоят из четы-рех частей.

Вводная часть содержит наименование акта (приговор, решение, постановление и т.д.), место и

дату принятия, наименование органа или должностного лица которое принимает решение, по какому делу.

В описательной части описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия.

Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и ее основание, указание на нормы, которыми руководствовался правоприменитель.

В резолютивной части формулируется решение по делу.

Акты применения права многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям.

По субъектам принятия они делятся на акты органов государственной власти, органов государственного управления, контрольно-надзорных органов, судебных органов, органов местного самоуправления.

По способу принятия данные акты систематизируются на принятые коллегиально и единолично.

По характеру правового воздействия подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные обеспечивают реализацию диспозиций регулятивных норм и властно подтверждают или определяют права и обязанности сторон; охранительные – реализацию санкций охранительных норм, устанавливая меры юридической ответственности.

По значению в правоприменительном процессе они могут быть вспомогательными (например, определение суда о назначении экспертизы) и основными (решение суда по гражданскому делу).

По форме акты применения делятся на имеющие вид отдельного документа (приговор суда), форму резолюции на других материалах дела (утвер-ждение прокурором обвинительного заключения), а в наиболее простых случаях – устный вид (наложение штрафа за безбилетный проезд).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.