В массовой школе не уделяется должного внимания развитию устной речи. Как, на наш взгляд, должна строиться работа? Педагогический коллектив изучает уровень владения навыками устной речи учащихся/ наблюдение, анкетирование, коллективные и индивидуальные беседы/, и после обсуждения итогов на специальном педсовете ставит конкретные задачи перед коллективом. Необходимы и методические совещания: анализ программ и заданий в учебниках, обзор литературы, составление специальных памяток для учащихся, определение навыков и умений учащихся на каждом этапе работы. Такая подготовительная работа, проводимая творческими группами, займет не меньше года, на наш взгляд. А в результате будет выработана система работы по вооружению учащихся навыками связной устной речи с 1 по 11 класс. Здесь найдут место и специальные «Речевые уроки», «Уроки общения», факультативы по риторике, внеклассная работа.
Только единство педагогических требований, только системность работы могут привести к желанному результату. Итак, задачи работы по развитию навыков связной устной речи учащихся? Научить детей говорить:- ясно- убедительно- правильно /соблюдая нормы орфографии, в частности/- выразительно /с точки зрения специфических возможностей устной речи, в частности/- свободно /т.е. наши ученики должны овладеть навыками живой устной речи, навыками словесной импровизации, умением держать контакт с аудиторией, контролировать себя во время речи/.Остановимся на характеристике интонационно-звуковых средств выразительности устной речи. Основной тон высказывания – одно из главных средств выразительности речи, с помощью которого автор передает свое отношение к тому, о чем он говорит. Тон может быть убеждающий, назидательный, уверенный, волевой, призывный, вопрошающий, мажорный, минорный, строгий, злобный, напряженный, торжественный и т.д. С помощью игровых упражнений /преимущественно в начальных классах/ надо научить школьников говорить тем или иным тоном. Следующая ступенька – научить выбирать нужный тон, готовясь к высказыванию / в зависимости от основной идеи, цели, аудитории/.Логическое ударение, пауза – важные средства смысловой и эмоциональной выразительности звучащего слова. Образец памятки для ученика /запись в тетради-справочнике.
Выделяй главное:
- усиливай – усилением голоса
- изменяй – изменением высоты тона
-повышай или понижай тон голоса/- изменением темпа произнесения
-в немного замедленном темпе/- пользуйся словесными указаниями
-повторяй наиболее важные слова или словосочетания
- делай паузы /не путай с прерывистостью речи/
- используй мимику, жесты.
Назовем, не характеризуя, остальные средства выразительности речи: темп, громкость, взгляд, мимика, жесты. На специальных уроках учащихся необходимо обучить способам подготовки устных высказываний, а именно:- составление плана, набросков плана;- составление рабочих материалов;- составление тезисов;- составление письменного текста будущего высказывания;- проговаривание будущего высказывания.
Уже пятиклассники в состоянии научиться слушать ответ и оценивать его, поставить вопрос к абзацу статьи или устному высказыванию товарища. В 7-8 классах ребята учатся построению развернутого ответа. Возьмем другой пример. Доклад /по основной проблеме/, лекцию ученик может подготовить лишь в выпускных классах, а первая ступенька к нему может быть такой /5кл./:- Слово учителя /не более 5 минут/;- вместе с учениками учитель формирует главную мысль /1 этап/;- учащиеся самостоятельно предлагают свои варианты /2 этап/;- составление плана лекции /примерно 5 минут/ начинать с повествовательного текста /из 2-3 пунктов/, т.е. выделить две главные мысли, совместно формируются заголовки и записываются в тетрадь и на доске /3 этап/;- самостоятельные записи в черновике /4 этап/.
Возможные задания на уроке:- определи тему, главные мысли;- подбери аргументы;- найди выступление, главную часть, заключение;- подготовь ответ на вопрос на основании прослушанного.
Так же постепенно необходимо учить анализу устного выступления:
1.Учитель анализирует выступление сам /в беседе с учащимися/.2.Анализ «по рядам».Задания рядам до выступления: первый ряд оценивает правильность /дан ли ответна вопрос, не пропущено ли что-нибудь важное, нет ли лишнего, что сказаноневерно/;2-й ряд оценивает композицию ответа / знание текста, уместность цитат,последовательность изложения /обрывы мыслей, вывод/;3-й ряд оценивает культуру речи.
Памятка для учеников 5 – 7 классов (автор Ладыженская Т.А.)