Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Приемы развития устной речи учащихся. Культура устного(учебного) ответа



(Указать жанр устной речи-н-р доклад или диалог)

Развитие устной речи учащихся

В массовой школе не уделяется должного внимания развитию устной речи. Как, на наш взгляд, должна строиться работа? Педагогический коллектив изучает уровень владения навыками устной речи учащихся/ наблюдение, анкетирование, коллективные и индивидуальные беседы/, и после обсуждения итогов на специальном педсовете ставит конкретные задачи перед коллективом. Необходимы и методические совещания: анализ программ и заданий в учебниках, обзор литературы, составление специальных памяток для учащихся, определение навыков и умений учащихся на каждом этапе работы. Такая подготовительная работа, проводимая творческими группами, займет не меньше года, на наш взгляд. А в результате будет выработана система работы по вооружению учащихся навыками связной устной речи с 1 по 11 класс. Здесь найдут место и специальные «Речевые уроки», «Уроки общения», факультативы по риторике, внеклассная работа.

Только единство педагогических требований, только системность работы могут привести к желанному результату. Итак, задачи работы по развитию навыков связной устной речи учащихся? Научить детей говорить:- ясно- убедительно- правильно /соблюдая нормы орфографии, в частности/- выразительно /с точки зрения специфических возможностей устной речи, в частности/- свободно /т.е. наши ученики должны овладеть навыками живой устной речи, навыками словесной импровизации, умением держать контакт с аудиторией, контролировать себя во время речи/.Остановимся на характеристике интонационно-звуковых средств выразительности устной речи. Основной тон высказывания – одно из главных средств выразительности речи, с помощью которого автор передает свое отношение к тому, о чем он говорит. Тон может быть убеждающий, назидательный, уверенный, волевой, призывный, вопрошающий, мажорный, минорный, строгий, злобный, напряженный, торжественный и т.д. С помощью игровых упражнений /преимущественно в начальных классах/ надо научить школьников говорить тем или иным тоном. Следующая ступенька – научить выбирать нужный тон, готовясь к высказыванию / в зависимости от основной идеи, цели, аудитории/.Логическое ударение, пауза – важные средства смысловой и эмоциональной выразительности звучащего слова. Образец памятки для ученика /запись в тетради-справочнике.

Выделяй главное:

- усиливай – усилением голоса

- изменяй – изменением высоты тона

-повышай или понижай тон голоса/- изменением темпа произнесения

-в немного замедленном темпе/- пользуйся словесными указаниями

-повторяй наиболее важные слова или словосочетания

- делай паузы /не путай с прерывистостью речи/

- используй мимику, жесты.

Назовем, не характеризуя, остальные средства выразительности речи: темп, громкость, взгляд, мимика, жесты. На специальных уроках учащихся необходимо обучить способам подготовки устных высказываний, а именно:- составление плана, набросков плана;- составление рабочих материалов;- составление тезисов;- составление письменного текста будущего высказывания;- проговаривание будущего высказывания.

Уже пятиклассники в состоянии научиться слушать ответ и оценивать его, поставить вопрос к абзацу статьи или устному высказыванию товарища. В 7-8 классах ребята учатся построению развернутого ответа. Возьмем другой пример. Доклад /по основной проблеме/, лекцию ученик может подготовить лишь в выпускных классах, а первая ступенька к нему может быть такой /5кл./:- Слово учителя /не более 5 минут/;- вместе с учениками учитель формирует главную мысль /1 этап/;- учащиеся самостоятельно предлагают свои варианты /2 этап/;- составление плана лекции /примерно 5 минут/ начинать с повествовательного текста /из 2-3 пунктов/, т.е. выделить две главные мысли, совместно формируются заголовки и записываются в тетрадь и на доске /3 этап/;- самостоятельные записи в черновике /4 этап/.

Возможные задания на уроке:- определи тему, главные мысли;- подбери аргументы;- найди выступление, главную часть, заключение;- подготовь ответ на вопрос на основании прослушанного.

Так же постепенно необходимо учить анализу устного выступления:

1.Учитель анализирует выступление сам /в беседе с учащимися/.2.Анализ «по рядам».Задания рядам до выступления: первый ряд оценивает правильность /дан ли ответна вопрос, не пропущено ли что-нибудь важное, нет ли лишнего, что сказаноневерно/;2-й ряд оценивает композицию ответа / знание текста, уместность цитат,последовательность изложения /обрывы мыслей, вывод/;3-й ряд оценивает культуру речи.

Памятка для учеников 5 – 7 классов (автор Ладыженская Т.А.)

Пять «П»

Полно?

Правильно?

Последовательно?

Примеры?

Пояснения?

29-?




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.