Планирование урока изучения нового начинается с выяснения его темы и определения специальной цели. Тема формулируется так же, как название параграфа в учебнике, а цель зависит от содержания языкового материала и этапа его изучения. Если предстоит ознакомить учащихся с теоретическим понятием, то целью урока будет знакомство с новым языковым явлением и формирование умения опознавать его. Например, тема урока – «Местоимение». Познавательная и практическая цель – знакомство с морфологическими признаками местоимений; формирование умения находить местоимения в предложениях. Если материал параграфа содержит правило правописания, то целью урока будет формирование навыка грамотного письма на основе знакомства с правилом и умения применять его. Например, тема «Правописание приставок пре- и при- ». Обучающая цель урока – формировать первичный орфографический навык. Эта же тема потребует провести урок закрепления, тогда цель урока изменится: совершенствование навыка пользования правилом.
В современной методике цели обучения подразделяются на специальные (познавательные и практические) и общепредметные.
Уроки изучения теоретического материала или уроки развития связной речи преследуют конечную цель – формирование соответствующего умения; уроки по орфографии и пунктуации – выработку орфографического или пунктуационного навыка. Это специальные цели обучения.
Общепредметные цели уроков русского языка (или, иначе говоря, развивающие и воспитывающие) нередко смыкаются. Это прежде всего формирование логического мышления детей; обучение самостоятельному пополнению знаний по русскому языку (приемы работы с книгой, учебным текстом; со словарями и другой справочной литературой); совершенствование навыков чтения. Воспитательные цели зависят от тех задач, которые учитель намерен решать в конкретном классе. Нередко они реализуются через дидактический материал упражнений параграфа или специально подобранный учителем с выраженной воспитательной направленностью. Это обычно связные тексты, с помощью которых можно расширять кругозор детей, воспитывать наблюдательность, культуру поведения, заботливое отношение к природе, к близким людям; интерес к художественному слову; к разным видам искусства; речевому этикету; к личности того или иного писателя или поэта и т.д.
В структуру урока изучения нового входят следующие компоненты:
1. Сообщение темы урока и постановка цели.
2. Проверка домашнего задания и опрос.
3. Опорное повторение (подход к новой теме).
4. Изучение нового материала.
5. Обучение способу применения правила.
6. Закрепительные и повторительные упражнения.
7. Задание на дом.
8. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Такова традиционная структура урока изучения нового материала. Она может иметь варианты. Если новый материал не связан тесно с предыдущим или труден для усвоения, то учитель может не проводить проверку домашнего задания и опрос. Возможна также проверка домашнего задания в самом конце урока, чтобы самое продуктивное время было использовано для работы над новой темой. Домашнее задание может быть задано не в конце урока, а сразу после знакомства с новым параграфом или после выполнения упражнения, которое аналогично будущей домашней работе. Это дает возможность записать задание и объяснить его не наспех, как бывает, когда оно дается после звонка с урока.
7.
3)Частично-поисковый. Цель- обучение элементам творческой деятельности. Учитель организует работу –ученики сами делают задание, после делают вывод.
4)Метод проблемного обучения. Учитель сам ставит проблему и показывает как её решать.
5)Исследовательский. Проблему дети должны находить сами. (В учебнике Панова).Задача: помочь детям вникнуть в суть нашего языка.
От чего зависит выбор метода:
-возрастные особенности
-уровень имеющихся знаний
-от характера материала
-от дидактической и воспитательной цели урока.
!Методы должны сочетаться!
Методы обучения имеют свои функции: образовательные, развивающие и воспитывающие. Единство обучения, развития и воспитания — это основной принцип учебного процесса, осуществляемый современной школой.
Ведущей функцией метода обучения является образовательная (обучающая), которая направлена на глубокое и прочное усвоение программного материала. Умение ученика применить полученные знания на практике или для приобретения новых знаний — это критерий обучающей функции метода.
Развивающая функция метода обучения тесно связана с образовательной. Так, упражнение призвано реализовать обучающую функцию, но в то же время оно должно быть рассчитано на общее развитие учащихся, на развитие их мысли, творческих способностей. Эта функция проявляется в последовательном развитии качества знаний ученика, его правописных и речевых умений и навыков.
Воспитывающая функция метода обучения предполагает в процессе обучения реализацию воспитательных задач, т. е. это такое обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений и навыков и формированием их личности.