2. На основе фонетики, лексики и грамматики развивается и совершенствуется речь.
3. Изучение языковых разделов развивает логическое мышление
4. Грамматика объясняет процессы правописания
5. Грамматика – основа выразительного чтения.
Содержание и важнейшие принципы преподавания.
В школьном курсе РЯ изучаются все его уровни: фонетический, лексико-семантический и грамматический.
В разделах изучаются единицы соответствующего уровня.
Грамматика занимает центральное место в школьном курсе, состоит из двух взаимосвязанных частей - морфологии и синтаксиса.
Цели изучения грамматики в школе:
1. дать понятие об основных особенностях грамматических единиц русского языка
2. познакомить с функционированием в речи этих грамматических единиц
3. дать понятие о грамматических нормах русского литературного языка (морфологии и синтаксиса), сформировать умения и навыки правильного использования грамматических единиц в собственной речи, в этом проявляется связь между изучением грамматики и культуры речи
4. дать понятие о возможностях стилистического использования грамматических единиц. На этой основе сформировать умения использовать грамматические единицы в собственной речи с учетом цели и ситуации общения. В этом проявляется связь между изучением грамматики и стилистики.
5. Сформировать базовые морфологические понятия для усвоения орфографии: часть речи, собственное и нарицательное существительное, склонение существительных, род, число, падеж, отрицательные и неопределенные местоимения и пр. Сформировать базовые синтаксические понятия: словосочетание, главное и зависимое слово в словосочетании, члены предложения и пр. Осуществляется связь между изучением грамматики с орфографией.
6. Сформировать базовые синтаксические понятия для усвоения пунктуации
А) понятия, относящиеся к структуре и интонации всего предложения: грамматическая основа, связка, пропуск члена предложения и пр.
Б) понятия, описывающие виды осложнений простых предложений и их интонацию: однородные члены, обобщающие слова, обособленные члены предложения, интонация звательная, перечислительная и пр.
В) понятия, характеризующие строение и интонацию сложного предложения
Г) понятия, описывающие предложения с прямой речью
Осуществляется связь между изучением синтаксиса и пунктуации. Отмеченные цели позволяют обозначить познавательное и практическое значение данного раздела. Грамматика изучается с 5 по 9 классы: морфология (5-7 кл.), синтаксис (5 пропедевтический курс, 8-9 кл.)
Принципы преподавания:
- единство формы и содержания
- постепенное формирование лингвистических знаний и лингвистических понятий с обязательной их систематизацией
- любое языковое понятие должно вводиться, использоваться, применяться обращение к другим разделам
может быть полным или частичным. Можно проводить в устной или письменной форме. Может быть смешанный разбор. Для разбора берутся уже изученные слова, связанные с темой урока. Методист Текучев А.В., считающий грамматический разбор одним из методов обучения русскому языку, предлагает следующую его классификацию:
- по содержанию: разбор МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ с двумя основными его разновидностями — разбором по составу слова и разбором по частям речи, и разбор СИНТАКСИЧЕСКИЙ — по членам предложения.
Разбор-суждение: на поляне – сущ., потому что…
Разбо-рассуждение: признаки перечисляются и доказываются
Разбор-указание: в слове… надо писать букву…
8. Поиск изучаемого языкового явления в тексте.
В грамматике выделяют два основных раздела: морфологию и синтаксис. Если синтаксис изучает предложение и словосочетание, структуру предложений, типы предложений, то морфология (от греч. morphe «форма» и logos «учение») – это грамматическое учение о слове, о его грамматических классах и категориях, способах выражения грамматических значений, а также учение о частях.
Связь морфологии и синтаксиса проявляется в том, что морфология изучает грамматические свойства слова, обеспечивающие их способность участвовать в построении предложений.