Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методика обучения грамматике. Связь морфологии и синтаксиса, грамматики и развития речи учащихся



Роль сведений о языке в школьном курсе:

1. Грамматика объясняет строение языка

2. На основе фонетики, лексики и грамматики развивается и совершенствуется речь.

3. Изучение языковых разделов развивает логическое мышление

4. Грамматика объясняет процессы правописания

5. Грамматика – основа выразительного чтения.

Содержание и важнейшие принципы преподавания.

В школьном курсе РЯ изучаются все его уровни: фонетический, лексико-семантический и грамматический.

В разделах изучаются единицы соответствующего уровня.

Грамматика занимает центральное место в школьном курсе, состоит из двух взаимосвязанных частей - морфологии и синтаксиса.

Цели изучения грамматики в школе:

1. дать понятие об основных особенностях грамматических единиц русского языка

2. познакомить с функционированием в речи этих грамматических единиц

3. дать понятие о грамматических нормах русского литературного языка (морфологии и синтаксиса), сформировать умения и навыки правильного использования грамматических единиц в собственной речи, в этом проявляется связь между изучением грамматики и культуры речи

4. дать понятие о возможностях стилистического использования грамматических единиц. На этой основе сформировать умения использовать грамматические единицы в собственной речи с учетом цели и ситуации общения. В этом проявляется связь между изучением грамматики и стилистики.

5. Сформировать базовые морфологические понятия для усвоения орфографии: часть речи, собственное и нарицательное существительное, склонение существительных, род, число, падеж, отрицательные и неопределенные местоимения и пр. Сформировать базовые синтаксические понятия: словосочетание, главное и зависимое слово в словосочетании, члены предложения и пр. Осуществляется связь между изучением грамматики с орфографией.

6. Сформировать базовые синтаксические понятия для усвоения пунктуации

А) понятия, относящиеся к структуре и интонации всего предложения: грамматическая основа, связка, пропуск члена предложения и пр.

Б) понятия, описывающие виды осложнений простых предложений и их интонацию: однородные члены, обобщающие слова, обособленные члены предложения, интонация звательная, перечислительная и пр.

В) понятия, характеризующие строение и интонацию сложного предложения

Г) понятия, описывающие предложения с прямой речью

Осуществляется связь между изучением синтаксиса и пунктуации. Отмеченные цели позволяют обозначить познавательное и практическое значение данного раздела. Грамматика изучается с 5 по 9 классы: морфология (5-7 кл.), синтаксис (5 пропедевтический курс, 8-9 кл.)

Принципы преподавания:

- единство формы и содержания

- постепенное формирование лингвистических знаний и лингвистических понятий с обязательной их систематизацией

- любое языковое понятие должно вводиться, использоваться, применяться обращение к другим разделам

- связь грамматики с речью

- взаимосвязь в изучении языковых разделов: лексика-морфемика; морфемика-морфология; морфология-синтаксис; синтаксис-фонетика (интонация)

- созидательное усвоение всех правил, определений. На основе анализа может сложиться понимание.

- взаимосвязь уроков языка с художественным текстом (анализ текста)

Приемы работы.

1. Работа с языковым понятием

Приставка:

- значимая часть слова

- находится перед корнем

- служит для образования новых слов

Анализировать как текст: что мы знаем о приставке основное? Какие признаки приставки помогают отличать приставку от других значимых частей?

а) структура определения

б) осмысление как находить явление (практическое применение)

в) приводить свои примеры

С понятиями, которые не определяются, работают через практическую деятельность.

2. Использование вопросов.

- вопросы учителя к определению

- дети учат дома определения, а на урок приходят с вопросами к определению

- вопросы практического характера

3. Сравнение / сопоставление

имен-глагола, причастия-деепричатия… - исключение смешивания признака

4. Замена одних форм (конструкций) другими

5. Использование наглядности

6. Систематизация и обобщение изученного

7. Разбор

может быть полным или частичным. Можно проводить в устной или письменной форме. Может быть смешанный разбор. Для разбора берутся уже изученные слова, связанные с темой урока. Методист Текучев А.В., считающий грамматический разбор одним из методов обучения русскому языку, предлагает следующую его классификацию:

- по содержанию: разбор МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ с двумя основными его разновидностями — разбором по составу слова и разбором по частям речи, и разбор СИНТАКСИЧЕСКИЙ — по членам предложения.

Разбор-суждение: на поляне – сущ., потому что…

Разбо-рассуждение: признаки перечисляются и доказываются

Разбор-указание: в слове… надо писать букву…

8. Поиск изучаемого языкового явления в тексте.

В грамматике выделяют два основных раздела: морфологию и синтаксис. Если синтаксис изучает предложение и словосочетание, структуру предложений, типы предложений, то морфология (от греч. morphe «форма» и logos «учение») – это грамматическое учение о слове, о его грамматических классах и категориях, способах выражения грамматических значений, а также учение о частях.

Связь морфологии и синтаксиса проявляется в том, что морфология изучает грамматические свойства слова, обеспечивающие их способность участвовать в построении предложений.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.