Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Изложения в системе работы по развитию связной речи (значение, виды, методика проведения)



Изложение (пересказ) – вид работы, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного). Слова изложение, пересказ употребляются как синонимы, однако наименование пересказ чаще относится к устной форме воспроизведения текста (устное изложение – пересказ).

Наименование переложение в настоящее время не употребляется. Изложение занимает большое место в учебной деятельности, являясь для школьников средством усвоения, а для учителя – одним из средств проверки усвоения учебного материала. Изложение – одно из эффективных средств развития памяти, мышления и речи учащихся. Основные характеристики изложения связаны с особенностями исходного текста (его сложностью, объемом), со способами его восприятия, задачами, которые ставятся перед воспроизведением текста и т. д. По отношению к объему исходного текста различаются подробные и сжатые (краткие) изложения.

Задача подробного изложения – воспроизвести как можно более подробно, полно содержание исходного текста. Это требует умения отбирать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное, главное (внутри каждой основной части), умения производить исключение и обобщение, находить соответствующие речевые средства и умения строить сжатый текст. При этом степень сжатия текста может бать различной. В зависимости от конкретной речевой задачи исходный текст может быть сжат наполовину, на три четверти и т. д. Если при подробном изложении сохраняются стилевые особенности исходного текста, то при сжатом изложении это необязательно. Так, сжатое изложение публицистического текста в аннотации может быть написано в деловом стиле. По отношению к содержанию исходного текста передается полностью (даже если это сжатое изложение).

В выборочных изложениях воспроизводится какая-то одно из подтем, как правило, находящаяся в разных частях исходного текста. В изложениях с дополнительным заданием исходный текст несколько изменяется, перерабатывается или дополняется связанным по смыслу с исходным, но самостоятельным текстом, создаваемым автором изложения. В результате содержание изложения не совпадает с содержанием исходного текста. Можно выделить 2 группы заданий к таким изложениям: 1. предлагается ответить на вопрос, высказать свое мнение по поводу изложенного в тексте. В этом случае в исходный текст собственно не вносится никаких изменений – автор создает свой текст, как правило, после изложения. 2. Предлагается дописать начало (вступление), конец (заключение) к исходному тексту, или ввести в него элементы описания, диалог, рассуждение по затронутому в тексте вопросу и т. д., или изложить текст от имени другого лица, другого литературного героя. В этих случаях изложение по содержанию отличается от исходного текста.

По восприятию исходного текста различаются: 1. изложение прочитанного, воспринятого зрительного текста, 2. изложение услышанного, воспринятого на слух текста, 3. изложение воспринятого и на слух, и зрительно текста. Эти виды изложений учитывают необходимость развития разных способностей учащихся к восприятию текста, так как в жизни мы встречаемся с необходимостью воспринимать содержание и прочитанного, и услышанного.

По степени знакомства с исходным текстом различаются изложение незнакомого, т. е. воспринимаемого впервые, текста и знакомого, т. е. воспринятого ранее, известного учащимся, текста.

По осложненности языковым заданием выделяются изложения с лексическим, грамматическим, стилистическим и другими заданиями. Среди этих заданий можно выделить 2 типа: 1. предлагается изменить форму лица, времени, наклонения: например, передать содержание исходного текста не от 1-го лица, а от 3-го лица, не в форме прошедшего, а в форме настоящего времени и т. д. необходимо различать изложение с заменой лица рассказчика и изложение с заменой формы лица рассказчика. Первое требует переосмысления содержания излагаемого, второе изложение предполагает лишь замену формы лица. 2. предлагается употребить в изложении определенные слова, словосочетания, предложения, имеющиеся в исходном тексте, или определенные группы слов, словосочетаний, предложений. Такие языковые средства отмечаются в тексте, выписываются и т. д. Изложения с языковым заданием – средство, с помощью которого реализуется взаимосвязь между уроками изучения основной программы школьного курса русского языка и работой по развитию связной речи учащихся. Другие основания для выделения видов изложений: тематика исходного текста, жанрово-композиционные особенности исходного текста. Форма речи, устные изложения являются предметом специального обучения в начальной школе. Эта работа получает свое дальнейшее развитие в средней школе, где используются тексты более разнообразные по стилю, структуре и более сложные по своей информативной нагрузке (в том числе и тексты параграфов учебника).

В 5-9 классах словесник проводит специальные обучающие изложения.

Смысл этой работы – научить детей способам деятельности по созданию текста на основе исходного.

Основные этапы этой работы: 1. уточнение (учителем) речевой задачи, 2. вступительное слово об авторе и произведении, откуда взят текст для изложения (если это необходимо), 3. чтение текста учителем или прослушивание грамзаписи текста на пластинке, 4. определение темы и основной мысли исходного текста, 5. анализ его содержания и структуры (составление композиционной схемы и плана текста), словарная работа, анализ языковых особенностей текста, 6. повторное чтение или прослушивание текста.

Работе над исходным текстом может предшествовать предварительная языковая подготовка (лексическая, орфографическая и т. д.), рассредоточенная во времени. Ее назначение – предупредить различного рода ошибки и недочеты, подготовить к восприятию текста. Письменные изложения, которые обычно проводятся учителем-словесником, оцениваются в соответствии с «Нормами оценки…», что и сочинения.

Виды изложений:

1) По цели проведения: Обучающие, Контрольные.

2) По форме воспроизведения исходного текста: Письменные. Устные

3) По характеру материала: рассуждение, повествование, описание.

4) По способу восприятия: на слух, зрительно, на слух и зрительно.

5) По характеру воспроизведения:

Творческое

(предполагает внесение определенных изменений в содержание или композицию исходного образца - замену лица рассказчика, дополнение текста, перестановку частей)

Подробные

(содержание исходного текста воспроизводится полно, со всеми подробностями, сохраняется тип текста)

Сжатые

(передается главное, основное содержание текста, детали, подробности

Выборочные

(воспроизводится часть текста, связанная с определенной темой)

По характеру воспроизведения

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.