Понятие функциональная стилистика входит в язык с 70-х годов 20-го века.
Стилистика подразделяется на ресурсную (Продолжает изучать возможности разных языковых уровней с точки зрения создания текста) и функциональную (Изучает особенности функционирования текстов в тех или иных стилях речи).
С конца 80-х годов сведения по функциональной стилистике включаются в школьную программу.
Значение функциональной стилистики в обучение: она помогает осмыслить ситуацию порождения текста ,такие компоненты как мотивация ,цель высказывания, сведения о жанрах речи, относящиеся к определённому функциональному стилю; способность оучать сочинениям малой формы, позволяет попробовать на практике создание композиции текста и наполнение этой композиции языковыми средствами.
Функциональная стилистика позволяет включать сведения об изображение возможных языковых средств в системе изучения стилей.
В.И. Капинос –разработал систему изучения функциональной стилистики для школы.
Коммуникативная ситуация :адресат- обстоятельства общения- цель.
Работа с языковыми особенностями стиля:
-Анализ готовых текстов.
-Создание новых текстов, определение стиля и жанра
-Знакомство с новыми жанрами
-Редактирование текстов различных жанров и стилей.
Упражнения по стилистике.
1)Упражнения, построенные на анализе текста.
2)Подбор текстов-иллюстраций
3)Анализ языковых особенностей текста определённого стиля
4)Создание по аналогии, схеме текста определённого жанра
5)Редактирование текста в соответствии с особенностями жанра
6)Редактирование стилистических ошибок текста
7)Анализ текста на основе схемы коммуникативной ситуации.
Стилистические ошибки: Лексико-стилистические и Структурно-стилистические.
-Употребление слов, не соответствующих стилю
-Неуместное употребление крылатых слов
-Употребление нештатных слов.
Причиной возникновения стилистических ошибок является неучёт обстановки общения, адресата высказывания, бедность лексического запаса ,отсутствие представлений о жанре.
Официально-деловой стиль
Официально-деловой стиль - это функциональная разновидность русского литературного языка, применяемая в сфере общественных отношений. Деловая речь служит средством общения государств, государства с отдельным лицом и обществом в целом; средством общения предприятий, учреждений, организаций; средством официального общения людей на производстве и в сфере обслуживания.
1) точность, детальность изложения;
2) стандартизированность изложения;
3) долженствующе-предписующий характер изложения (волюнтативность).
Научный стиль
Научный стиль - функциональный стиль речи, обслуживающий сферу науки и образования, техники и производства.
Основной задачей высказываний в научном стиле является аргументированное изложение объективной информации, логичное описание научных объектов, характеристика понятий (функция сообщения). Научный стиль реализуется преимущественно в письменной форме.
Научно-учебный подстиль характерен для учебников, учебных пособий, лекций и т. д.
Публицистический стиль
Публицистический стиль - функциональный стиль, обслуживающий сферу общественных отношений.
Основными задачами высказываний в публицистическом стиле являются информирование людей и воздействие на их разум и чувства.
Публицистический стиль реализуется в письменной и устной формах в средствах массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, сеть «Интернет» и др.), общественно-политической литературе, агитационно-пропагандистских выступлениях и т. д.
Отличительными чертами публицистического стиля являются широкая информативность, доступность изложения, сочетание стандарта (в одних жанрах) и экспрессивности (в других жанрах).
Стиль художественной литературы
Стиль художественной литературы (художественный) - функциональный стиль, обслуживающий эстетическую сферу общения, духовную жизнь общества.
К речевым жанрам стиля художественной литературы относятся рассказ, сказка, басня, роман, лирическое стихотворение, поэма, комедия, трагедия и др.
Разговорный стиль
Разговорный стиль -- функциональный стиль, обслуживающий неофициальные отношения во всех сферах жизни: бытовой, семейной, производственной, общественно-политической, учебной, культурной и т. д.
Основной задачей высказываний в разговорном стиле является задача общения, которая может дополняться задачами сообщения и воздействия.
Основной формой реализации разговорного стиля является устная речь, хотя данный стиль находит свое выражение и в письменной форме.
Вывод:
Каждый функциональный стиль обладает своими особенностями использования общелитературной нормы, он может существовать как в письменной, так и в устной форме. Каждый стиль включает в себя произведения разных жанров, которые имеют собственные особенности.