Цель.Научится строить геометрические фигуры на плоскости с помощью циркуля и линейки по определенным правилам, которые используются в курсе начальной математики.
Теоретическая часть
Вопросы к изучению
1. Роль геометрических построений в процессе изучения геометрии.
2. Элементарные задачи на построение.
Основные понятия темы
Ø построение геометрических фигур с заданными свойствами при помощи циркуля и линейки осуществляется по определенным правилам. Прежде всего надо знать, какие построения можно выполнять с помощью линейки, не имеющей делений, и с помощью циркуля. Эти построения называют основными. Кроме того, надо уметь решать элементарные задачи на построение, т.е. уметь строить:
Ø отрезок, равный данному;
Ø угол, равный данному;
Ø середину отрезка;
Ø биссектрису данного угла;
Ø прямую, перпендикулярную данной прямой, и проходящую через данную точку;
Ø прямую, параллельную данной, и проходящую через данную точку.
Процесс решения более сложных задач на построение разбивается на 4 этапа и основывается на умении решать элементарные задачи.
Практическая часть
1. Постройте с помощью циркуля и линейки сумму и разность двух данных: а) отрезков; б) углов.
2. Разделите данный угол на 4 равные части.
3. Дан треугольник АВС. Постройте другой, равный ему, треугольник АВС.
4. Постройте окружность данного радиуса, проходящую через две данные точки.
5. Постройте с помощью циркуля и линейки треугольник по известным трем сторонам. Всегда ли такое построение возможно?
6. Даны отрезок р, два угла а и b. Всегда ли можно построить треугольник, у которого сторона равна р, а прилежащие к ней углы равны а и b.
7. Постройте с помощью циркуля и линейки прямоугольник, у которого известны его стороны а и b.
8. Пользуясь только циркулем и линейкой, постройте: а) прямоугольник по диагонали и одной из сторон; б) квадрат со стороной p; в) квадрат, диагональ которого задана.
9. Сколько можно построить параллелограммов с вершинами в трех данных точках, не лежащих на одной прямой?
10. Постройте параллелограмм, если известны его диагонали и угол междуними.
11. Сколько параллелограммов можно построить, если известны две его соседние стороны? Ответ обоснуйте.
12. С помощью циркуля и линейки постройте ромб по: а) известным диагоналям; б) известной стороне и одному из углов при его вершине; в) углу и диагонали, исходящей из вершины этого угла; г)стороне и диагонали.
13. Постройте трапецию по основаниям и боковым сторонам.
14. По каким данным можно построить равнобедренный треугольник? Во всех возможных случаях выполните построения.
ТЕМА 20. ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФИГУР
Содержание
1. Свойства параллельного проектирования.
2. Многогранники и их изображение.
3. Шар, цилиндр, конус и их изображение.
Основная литература [4, 5, 13, 14, 15, 28, 29, 34];
При изучении элементов геометрии в начальной школе учащиеся часто знакомятся с пространственными фигурами: кубом, прямоугольным параллелепипедом, пирамидой, шаром, цилиндром, конусом. Эти фигуры являются важнейшими объектами геометрии в пространстве, называемой стереометрией. Чтобы облегчить изучение их свойств, пространственные тела изображают на плоскости, используя при этом правила параллельного проектирования. Поскольку ознакомление младших школьников с пространственными фигурами также связано с их изображением на плоскости, то учителю начальных классов надо знать эти правила и уметь правильно изображать на листе бумаги (на доске) куб, шар, пирамиду и другие геометрические тела.