Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие и классификация форм государства



Форма государства – организация гос.власти, выраженная в форме правления, гос.устройства и гос.режима. Следовательно, понятие формы государства охватывает:

1. организацию верховной гос.власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений органов власти между собой и населением;

2. территориальную организацию гос.власти, соотношение государства как целого с его составными частями;

3. методы и способы осуществления гос.власти.

Форма правленияраскрывает способ организации верховной гос.власти, порядок образования ее органов, их взаимодействие между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. Республика – президентская, смешанная, парламентская. Монархия – абсолютная, парламентская и дуалистическая.

Форма гос.устройства – территориальная организация гос.власти, соотношение государства как целого с его составными частями. Унитарное – единое гос.образование; делится лишь на административно-территориальные части. Характерно существование общих высших органов гос.власти и управления, единой судебной системы и конституции. Федерация состоит из ряда других государств или государственных образований – членов федерации. Каждое из них имеет свое административно-территориальное деление. Наряду с общими существуют свои собственные высшие и местные органы гос.власти и управления. Аналогично – с конституцией и другими федеральными законами, с судебными, прокурорскими и иными органами. Конфедерация представляет собой объединение или союз государств, при котором государства полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои собственные органы власти, управления и правосудия. Для координации совместных действий – объединенные органы.

Под гос.режимом понимается совокупность используемых стоящими у власти группами, классами или слоями методов и способов осуществления гос. власти. Гос. режим является наиболее динамичной составной частью формы государства, чутко реагирующей на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде, в соотношении классовых сил. Гос.режим в значительной степени индивидуализирует форму государства. Он выступает в качестве важнейшей составной части политического режима, охватывающего собой не только государство, но и все другие элементы политической системы общества.

В зависимости от того, какой метод осуществления гос.власти (насилия или либерализма) выступает на первый план различают два основных вида гос.режимов: авторитарный (антидемократический) и демократический (либеральный).

Авторитарный характеризуется ликвидацией или значительным ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных партий и других организаций, ограничением роли выборных гос.органов и усилением роли исполнительно-распорядительных органов, сосредоточием огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента и других органов гос.власти до положения сугубо формальных институтов. Логическим завершением и наиболее опасной формой авторитаризма является фашизм.

Характерными признаками буржуазно-демократического режима являются следующие: конституционное провозглашение и частичное осуществление социально-экономических и политических прав граждан и организаций, существование ряда политических (в том числе оппозиционных) партий, выборность и сменяемость центральных и местных органов гос. власти, официальное признание принципа буржуазно-демократической законности и конституционности, принципа разделения властей и др.

Существует общая классификация форм государства, соединяющая воедино три указанные элемента. Выделяют три разновидности формы:

- монистическая (монократическая) характеризуется отсутствием разделения ролей в организации гос.управления обществом. Гос.власть находится в руках одного центра, независимо от того, каким является этот центр. Для этой формы характерна централизация гос.устройства, хотя она может официально называться федерацией. Гос. режим в условиях данной формы отличается авторитарными методами управления.

- сегментарная - промежуточное явление между монистической и плюралистической. Она предполагает известное разделение ролей между разными институтами государства по управле-нию обществом, но у нее нет равновесия элементов управления, системы взаимных сдержек и противовесов. Решающая роль принадлежит либо монарху (дуалистическая) либо президенту. Федерация, если она существует, характеризуется ограниченностью полномочий ее субъектов. В гос.режиме доминируют авторитарные методы управления, хотя провозглашаются и отчасти осуществляются демократические права и свободы.

- плюралистическая гос.форма характеризуется разделением властей, существованием нескольких центров власти в масштабе государства и на местном уровне. В гос. режиме, кроме случаев чрезвычайного положения, преобладают демократические методы управления, связанные с регулярными выборами, с гарантиями демократических прав граждан. Может существовать и при унитарной монархии (Япония) и в условиях федеративной президентской республики (США).

 

Форма правления.

Форма правленияраскрывает способ организации верховной гос.власти, порядок образования ее органов, их взаимодействие между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Монархия – форма правления, при которой верховная гос.власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Основными признаками классической монархической формы правления являются:

- существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, шах);

- наследственный порядок преемственности верховной власти;

- юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой гос.правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления

Абсолютная монархия – при которой верховная гос.власть по закону всецело принадлежит одному лицу – царю, королю, императору. Основным признаком является отсутствие каких-либо гос.органов, ограничивающих компетенцию монарха

Конституционная монархия, –при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не вправе изменить конституцию.

Парламентарная монархия характеризуется основными признаками:

- правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

- лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, становится премьер-министром;

- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является чисто символической;

- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

- правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

При дуалистической монархии гос.власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом Правительство формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним (кайзеровская Германия 1871-1918гг.).

Республика – это форма правления, в которой высшая гос.власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Единственным источником власти по закону является народное большинство.

Признаки: - существование единоличного или коллегиального главы государства;

- выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов гос.власти, которые имеют связь с избирателями и ответственны перед ним;

- осуществление гос.власти не по собственному праву, а по поручению народа;

- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

- обязательность решений верховной гос.власти для всех других гос.органов;

- преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства.

Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские.

В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т.о. правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра. Правительство формируется партией (или партиями), победившими на парламентских выборах, а президент назначается парламентом или специально образуемой парламентской коллегией. Президент обладает достаточно обширными полномочиями: обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т.п.

Президентская республика – это форма правления, где президент непосредственно, а при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. В руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Гос.управление строится по принципу жесткого разделения властей: президент управляет, парламент принимает законы. Высшие органы государства не только структурно обособленны, но и обладают значительной самостоятельностью. Правительство формирует президент, часто с согласия парламента. Оно ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, а парламент может возбудить против президента процесс отстранения его от власти. В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, т.к. чаще всего функция главы государства и главы правительства выполняет президент.

Существуют также смешанные («полупрезидентские») республики (Франция, Финляндия, Португалия), в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

Для некоторых латиноамериканских стран, а также других государств, характерна суперпрезидентская республика. Ее характерная черта – гипертрофированная и по существу неконтролируемая президентская власть (президент избирается населением, обладает правом роспуска парламента, проведения референдума и т.д.).

Раскрывая социальное содержание республиканской формы правления в современном мире, следует констатировать, что по существу республика – это такая форма правления, при которой все высшие органы власти избираются народом либо формируются общенациональным представительным учреждением.

Республика сопровождается, как правило, рациональным, т.е. рассудочно-утилитарным восприятием населения гос.власти. При этом общественное сознание исходит в большинстве случаев из принципа формального равенства людей, их солидарности, объединенности в государстве, необходимости компромиссов и стабильности. Идея равенства позволяет выдвигать на те или иные должности чаще всего гражданина, кроме тех, кто на основании закона ограничен в своих правах.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.