Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Типология государства: понятие и основные подходы



Типология – учение, система знаний которые используются для выделения сущностных черт объекта и отнесения его к тому или иному типу. Типология, с одной стороны, представляет как целостную систему все государства в их развитии с момента возникновения и до исчезновения, с другой – вычленяет крупные структурные единицы этой системы в виде определенных типов и относит к ним те или иные конкретные государства по их коренным свойствам.

Под типомгосударства понимаются взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными признаками.

Марксистско-ленинская типология государства и права базируется на категории общественно-экономической формации. Формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Уровень развития производительных сил определяет материально-техническую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства, составляют экономический базис общества, которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления. Тип государства определяется на основании того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса.

Формационный критерий выделяет три основных типа эксплуататорского государства:

- рабовладельческий тип – исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности -–это организация полит.власти господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важнейшая функция – защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов;

- феодальный тип – по своей сути есть орудие классового господства крепостников-помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. Государство обеспечивает право господствующего класса на землю, на владение крепостными и присвоение значительной части их труда;

- буржуазный тип – функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров. На всех этапах своего развития представляет собой орудие классового господства буржуазии над эксплуатируемым пролетариатом и другими трудящимися. Последний тип эксплуататорского государства. Объективные противоречия капиталистического общества обусловливают неизбежность пролетарской революции, перехода гос.власти в руки трудящихся масс, возглавляемых рабочим классом и его партией, возникновение социалистического типа государства, а затем полное отмирание государственности как таковой.

Социалистический тип государства создает такую систему экономических отношений, которая базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Являясь орудием полит.власти трудящихся классов, выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.

Первопричиной смены исторических типов государства считается социально-экономическое развитие общества. Рост производительных сил общества на определенном этапе достигает такого уровня, когда они вступают в неразрешимое противоречие с характером частнособственнических производственных отношений. Вследствие этого наступает эпоха социальных революций, которая меняет экономическую основу общества.

А. Тойнби развил и конкретизировал понятие цивилизации,под которым он понимал относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Выделяет 26 цивилизаций, из них в современный период 7 – живые общества, остальные – мертвые. Жизнедеятельность цивилизации определяется возможностью последовательного освоения жизненной среды и развитием духовного начала во всех видах человеческой деятельности. Вся история человечества подразделяется на историю отдельных цивилизаций – египетской, китайской, православной, арабской, мексиканской, иранской, сирийской, дальневосточной и других, не связанных между собой, а существующих подобно ветвям дерева, рядом друг с другом. Каждая цивилизация проходит в своем развитии стадию генезиса, роста, надлома и разложения.

Интересным представляется предложение выделять 4 крупные региональные цивилизации, оказавшие огромное влияние на мировую историю, 4 мира, отличающиеся удивительной несхожестью форм жизни, социальных институтов и духовных проявлений: Китай, Индия, исламский мир, Европа.

Высказывалось предложение подразделять исторические типы государственно-правовых систем на первичные (государства восточной деспотии, античности и феодализма) и развитые, пришедшие им на смену на почве Нового времени. Государства первичных цивилизаций (Древний Египет и другие) существовали как политико-религиозные комплексы, обожествляющие фараонов и занимающиеся религиозной деятельностью. Различие между светской и религиозной властью не проводилось. Государства вторичных цивилизаций, в том числе европейские государства, выступали в обществе как элемент, подчиненный культурно-религиозной системе, а власть монарха рассматривалась как проявление Божьей воли. Для вторичных цивилизаций характерно отчетливое различие между светской властью государства и религиозной властью церкви.

Основное отличие понятия «цивилизация» от понятия «формация» состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через Человека, через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценности и целях ее собственной деятельности. Цивилизационный подход ориентирован на познание прошлого через все формы деятельности Человека: трудовую, политическую, социальную – во всем многообразии общественных связей. Человек при таком подходе стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность, а не как классово обезличенный индивид.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.