Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Государство и церковь



Политические системы большинства обществ на современном этапе исключили формально церковь из своего состава, произошло отделение государства от церкви. Этот принцип закрепляется конституционно, государство формально не вмешивается в дела церкви, а церковь, имея перед собой благородную цель нравственно-религиозного, духовного воспитания, а весьма часто и возрождения общества, не вмешивается в государственную жизнь и политику. В таком взаимоотношении реализуется принцип свободы совести, вероисповедальной свободы, секуляризации политики и автономии религии. Однако, так происходило лишь в нормально функционирующих либерально-демократических политических системах.

В тоталитарно-распределительных полит.системах формально было закреплено невмешательство государства в дела церкви, фактически же существовали попытки контроля за священнослужителями, гонения на них, репрессии. Такие полит.системы пытались использовать церковь для своих целей. Воинственно-атеистические системы, в свою очередь, пытались применить открытое принуждение для насильственного разрушения религиозных систем, изменения духовной, бытовой, обрядовой жизни общества.

А в обществах, где господствовали некоторые религиозные системы, например ислам, напротив, религиозные организации оказывали и оказывают воздействие на функционирование государственных институтов, задают и определяют социальные цели и смыслы общественной полит.жизни, выступают фактически важным институтом плит.системы. В этих обществах взаимоотношения государства и церкви весьма противоречивы: от полного подчинения государственных институтов религиозным правилам и требованиям до периодических острых конфликтов государства и так называемых «фундаменталистски настроенных членов общества». Тем не менее, государство и церковь взаимоинородны– по установлению, по духу,, по достоинству, по цели и способу действия.

Применительно к современным условиям выделяют два основных вида статуса церкви в государстве: - гос.церковь, закрепление ее привилегированного положения, по сравнению с другими вероисповеданиями;

- режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Статус гос.церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений, а также различные привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к гос.церки. Особенности: - в сфере экономических отношений – признание за церковью права собственности на широкий круг объектов (землю, здания, сооружения, предметы культа и т.д.). Государство часто освобождает церковную собственность от налогообложения или снижает налоги на нее;

- церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь;

-церковь наделяется рядом юридических полномочий (вправе регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев, регулировать брачно-семейные отношения).

-в области политики – право участвовать в полит.жизни страны (представительство в гос.органах). Все руководящие гос.должности вправе занимать лишь лица, исповедующие гос.религию (Дания, Норвегия, Швеция).

- в области религиозных отношений – в республиках – глава государства дает религиозную присягу (клятву); в монархиях церковь участвует в коронации монархов.

- в области воспитания и образования широкие полномочия, религиозная цензура СМИ, обязательное преподавание религии в школе (Австрия, Италия, Испания, Англия, Израиль).

Второй режим – отделение церкви от государства (Россия, Франция, Германия) обусловлен стремлением лишить церковь монополии в выполнении идеологических и интеграционных функций. Особенности:

-государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии и не ведут учета граждан по этому признаку;

- государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность (если нет нарушения закона);

- государство не оказывает церкви материальной или какой-либо иной, в том числе финансовой поддержки;

- церковь не выполняет каких-либо государственных функций;

- церковь не вмешивается в дела государства, а занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан;

- государство, со своей стороны, охраняет законную деятельность церкви и религиозных организаций.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.