Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проблемы и пути формирования правовой государственности в России



Россия вступила на путь формирования правового государства в 1906—1907 гг., что было связано с начавшимся в эти годы процессом ее перехода к конституционному строю. В 1917 г. процессы, происходящие в государственной жизни стра­ны, получили новое направление, новое содержание: возникло Совет­ское государство. Его первая Конституция 1918 г. закрепляла дикта­туру пролетариата и беднейшего крестьянства. Как известно, диктату­ра представляет собой власть, которая не связана законами. В этих ус­ловиях, конечно, вопрос о правовом государстве, о господстве права, верховенстве закона был неуместен. Более того, утверждался право­вой нигилизм, который сочетался с нигилизмом государственным, с недооценкой роли и значения государственно-правовых начал, инсти­тутов, норм, процедур и гарантий в общественной и политической жизни.В теории и практике советского государственного строительства от­вергался принцип разделения властей. Он трактовался как буржуаз­ный и неприемлемый для управления Советским государством.Лишь в конце 80-х годов стало возможным сколько-нибудь серьез­но вести речь о необходимости создания правового государства.1. В качестве одного из направлений решения этой задачи можно выделить дальнейшее реформирование всей системы государствен­ной власти. В основе этих преобразований — принцип разделения властей, закрепленный впервые у нас в статье 13 Декларации о госу­дарственном суверенитете Российской Федерации от 12 июня 1990 г.Новая Конституция Российской Федерации (ст. 10: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.») закрепляет это разделение. В соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в РФ осуществляют: Президент Российской Федерации (согласно ст. 80 Конституции РФ он — глава государства: 1. «Президент Российской Федерации является главой государства. 2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. 3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. 4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.»); Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Сове­та Федерации и Государственной Думы (это парламент РФ — предста­вительный и законодательный орган Российской Федерации); Прави­тельство Российской Федерации и суды Российской Федерации. Конечно, еще много предстоит сделать для выработки процедур, формирования определенных традиций и правил взаимодействия этих структур государственной власти. 2. Узловое условие функционирования Российской Федерации как демократического правового государства состоит в проведении судебной реформы — утверждении судебной власти в государствен­ном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. 3. В правовом государстве человек, его права и свободы — выс­шая ценность. Крупнейший русский философ Н. Бердяев после ок­тябрьских событий 1917 г. отметил: идея класса убила в России идею человека. Дальнейший ход истории показал, что личность так и не стала чем-то самоценным в нашей стране. Человек рассматривался лишь как винтик огромной машины — административно-управленческой систе­мы. Обеспечение прав и свобод личности оставалось на втором плане. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, новая Конститу­ция исходят из того, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека — главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, ко­торые обеспечивали бы реальность этих конституционных положе­ний, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответствен­ность государства и личности. 4. В качестве одной из важнейших задач, связанных с формиро­ванием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по су­ществу правовой системы.В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Декларация о государственном су­веренитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод чело­века и гражданина, Закон о гражданстве и др. 12 декабря 1993 г. путем всенародного голосования была принята новая Конституция Россий­ской Федерации, которая заложила правовую основу для дальнейше­го развития и совершенствования правовой системы России.5. В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала одно­партийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официаль­ной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. 6. Необходимым фактором, определяющим успех многих преоб­разований в государственной и политической жизни нашего обще­ства, является уровень политической и правовой культуры в обще­стве.Необходимо избавиться от того правового нигилизма, который осо­бенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблю­дение Конституции, закона всеми членами общества, всеми должност­ными лицами — неотъемлемая черта демократического правового го­сударства, а также современное демократическое правовое государство предполага­ет развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют раз­личные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официаль­ной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом го­сударстве строится на основе идеологического, политического много­образия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой ра­боты является развитие гражданского общества, являющегося важ­ным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов поли­тического плюрализма.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.